book-open 1 test
Иерархия

F-паттерн в дизайне интерфейсов: Как пользователи просматривают контент

В этой статье мы поговорим об F-паттерне: узнаем, почему он работает и как воссоздать его в дизайне.
Иллюстрация Jacob Kennedy (Jake Ken): https://dribbble.com/shots/9532360-Letter-F-36-Days/attachments/9532360-Letter-F-36-Days?mode=media

Вы читаете перевод статьи Николая Бабича “F-Shaped Pattern for Reading Content”. Над переводом работали: Ольга Жолудова и Ринат Шайхутдинов.

Что такое F-паттерн и как он работает?

F-паттерн — это самая распространенная траектория сканирования контента, организованного в форме блоков. “F” — то есть fast, быстро. Именно так люди читают ваш контент. Они с поразительной скоростью, буквально за несколько секунд пробегают взглядом по всей странице.

F-паттерн получил всеобщее признание после того, как компания Нильсен-Норман Групп провела исследование движений глаза при чтении веб-контента. В ходе исследования более 200 пользователей изучали тысячи веб-страниц. Исследование выявило закономерность в движениях глаз пользователей при изучении разных сайтов: общая траектория сканирования контента напоминает букву “F”. При этом можно выделить три этапа сканирования:

Интересуетесь свежими статьями по продуктовому дизайну (UX/UI)? 🚀

Подписывайтесь на канал в Telegram | ВКонтакте, Instagram, Facebook

Image for post
Наши глаза уже “натренированы” начинать чтение из левого верхнего угла, сканировать по горизонтали, потом перепрыгивать в начало следующей строки и снова сканировать по горизонтали — пока не найдется что-то интересное.
Image for post
Исследования компании Нильсен-Норман Групп показывают, что пользователи (читающие слева направо) обычно сканируют тяжелые блоки текста по траектории, которая напоминает буквы “E” и “F”. Зоны, куда пользователи смотрели чаще всего, окрашены красным; желтым зонам пользователи уделяли меньше внимания, синим — еще меньше; на серые области люди вообще не смотрели.

Очевидно, что траектория сканирования не всегда состоит из трех четких отрезков. Когда пользователь находит что-то интересное, он начинает читать, формируя горизонтальные линии.

Зачем использовать F-паттерн?

F-паттерн поможет создать дизайн с хорошей визуальной иерархией — дизайн, который люди смогут легко просканировать. F-лейаут будет комфортным для большинства западных пользователей, потому что они всю свою жизнь так читают: сверху вниз и слева направо.

Когда использовать F-паттерн?

F-лейаут — это палочка-выручалочка для сайтов, где много текста: например, блогов и новостных сайтов. Если на странице много контента — особенно текста — пользователям будет проще изучать его по естественной, привычной траектории сканирования.

Image for post
Сайт Си-эн-эн использует F-паттерн.

Как использовать F-паттерн

F-лейаут буквально позволяет дизайнеру контролировать, на что пользователь обратит внимание.

Расставьте контент по приоритетности

Прежде чем компоновать элементы на странице, расставьте их по степени приоритетности. Когда определитесь с элементами, на которые нужно обратить внимание пользователей в первую очередь — просто поставьте их в “горячие точки” F-паттерна, чтобы добиться нужного эффекта.

Дайте понять, чего ожидать от страницы

Первые два параграфа — самые важные. Поместите самый важный контент как можно выше, чтобы сразу сообщить читателю главную идею и назначение сайта (или страницы). Верхнюю строчку пользователи обычно читают целиком по горизонтали, а значит это отличное место для панели навигации.

Image for post
Самый важный контент на этой странице бросается в глаза в первые секунды. Источник изображения: tutsplus.

Проектируйте под сканирование, а не под чтение

Когда будете применять в дизайне этот паттерн, думайте о пользователях-“сканерах”. Разместите контент, который может их заинтересовать, на линиях F-паттерна:

Используйте боковую панель

Боковая панель нужна, чтобы вовлекать пользователей во взаимодействие на более глубоком уровне:

Image for post
Медиум размещает второстепенную навигацию на боковой панели.

Избегайте скучных лейаутов

Основной недостаток F-лейаута в том, что он располагает к монотонности. Вашим пользователям быстро наскучат одни и те же повторяющиеся строки. А вам не нужен скучающий пользователь — так что разбавьте область сканирования каким-нибудь “несуразным” элементом.

Image for post
Источник изображения: tutsplus.

Эта техника “разрушения ожиданий” в лейауте пригодится вам, если вы работаете с длинными простынями текста и боитесь, что пользователь заскучает после пары первых разделов.

Заключение

F-паттерн просто повторяет естественную траекторию движения нашего взгляда — и вы можете оптимизировать под нее свой лейаут. Но не нужно строго следовать этому паттерну — в конце концов, это просто рекомендация, а не шаблон.

Читайте статью про Z-паттерн!

Иерархия