Людям #7: День, когда ты станешь киборгом

76

Вы читаете перевод статьи “The Day You Become a Cyborg”. Над переводом работали Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. При поддержке iSpring.

←Компьютеры тоже плачут

Многие люди в шутку говорят о своем смартфоне, как о пятой конечности. Но достижения в области мобильных технологий говорят о том, что вскоре устройства действительно станут частью нас самих — а в отдельных случаях уже стали. Киборги — это организмы, чьи возможности были расширены посредством интеграции с какими-либо искусственными компонентами или технологиями. Многие люди уже попадают в эту категорию.

Мы привыкли ассоциировать слово “киборг” с научно-фантастическими фильмами о сверхлюдях — таких как Робокоп или Рой Батти из фильма “Бегущий по лезвию”, но настоящими современными киборгами оказываются люди с ограниченными возможностями здоровья.

Например, люди с нарушением сердечного ритма полагаются на кардиостимуляторы и имплантированные дефибрилляторы. Ну и все мы знаем людей, которые используют контактные линзы или слуховые аппараты — наиболее популярные биологические средства расширения возможностей.

В 2002 году в Добеллевском институте была сделана удивительная разработка: Дженс Науманн, слепой более 20 лет частично восстановил свое зрение при помощи чудодейственного мозгового имплантата. Это было одним из первых примеров нейрокомпьютерного интерфейса: доктора подключили электроды, прикрепленные к камере, в мозг Дженса. При помощи камеры, встроенной в очки, Дженс теперь мог видеть окружающий мир. Вскоре после процедуры, Дженс, со своим еще не совершенным зрением, смог медленно проехать по парковке института.

Кроме очевидных технических успехов, заметен большой прогресс в сфере дизайна устройств расширения возможностей: небольшие изменения во внешнем виде изменили отношение общества к людям, использующим эти устройства.

Не так давно протезы конечностей были не только очень дорогими, но и достаточно неприятными внешне. Благодаря 3D печати и открытому подходу к дизайну, протезы становятся все более доступными и привлекательными.

Эти устройства к тому же становятся все более практичными. 36 лет назад Терри Фокс с протезом ноги пробежал 3,339 миль по Канаде в Марафоне Надежды. В те времена это было невероятным подвигом: ему пришлось подстраивать стиль бега под протез и дважды подпрыгивать на каждый шаг. А к 2008 году протезирование настолько продвинулось вперед, что Оскар Писториус с протезами обеих ног не был допущен до участия в Олимпийских играх в Пекине: его протезы были объявлены несправедливым преимуществом перед остальными атлетами.

То, что раньше было очевидным ограничением возможностей, сегодня стало доступным — и в некоторых случаях выгодным — расширением возможностей инвалидов. А теперь, когда в состав протезов входят нейрокомпьютерные интерфейсы, пациенты имеют возможность управлять искусственными конечностями при помощи электродов, вживленных в мозг.

На чемпионате мира по футболу 2014 года первый церемониальный удар по мячу нанес парализованный подросток: в ходе проекта стоимостью 14 миллионов долларов 150 ученых разработали экзоскелет, который позволил мальчику двигаться.

Вы читаете “Дизайн для людей”

Дизайн для людей — это интерактивное эссе, посвященное прошлому, настоящему и будущему антропоморфного дизайна. Вы читаете часть 7 из 7.

Виртуальная реальность

Вместе с протезами, на большую сцену выходит виртуальная реальность — некогда громоздкая, ограниченная технология. Судя по нынешним технологическим возможностям виртуальной реальности, она станет интерфейсом, который невероятным образом перевернет жизни миллионов людей. Прогнозы обещают, что ВР — в виде специальных контактных линз — станет неотъемлемой частью наших повседневных жизней.

Принимая во внимание уровень развития контактных линз и скорость развития виртуальной реальности, несложно представить, что в ближайшем времени линзы будут обладать расширенными возможностями. С их помощью мы сможем с легкостью бродить по фантастическим виртуальным мирам, жить в дополненной реальности и совершать путешествия в прошлое.

Марк Цукерберг и его команда в Facebook активно развивают идею погружения в прошлое:

“Я думаю о своей малышке-дочери и хочу запомнить ее первые шаги. Когда я делал первые шаги, родители записали в блокноте дату… когда впервые пошел сын моей двоюродной сестры — она сделала фотографию. Моя сестра сняла первые шаги своего сына на видео. А я хочу запечатлеть всю ситуацию. Надеюсь, мы сможем снять видео на 360 градусов. Так, чтобы мои родители и остальные члены семья могли почувствовать момент, хотя на самом деле их не было рядом. Виртуальная реальность — это новая платформа, на которой каждый сможет создать и испытать все, что захочет”.

Виртуальный опыт, описанный Цукербергом выше — каким бы искусственным он ни казался — все же интуитивнее и точнее, чем наши взаимодействия с нынешними устройствами. Да, для виртуальной реальности надо надеть на голову шлем или вставить линзы в глаза, но как только мы погрузимся в сценарий — виртуальный опыт будет казаться гораздо более естественным, чем тот, который мы получаем сейчас при взаимодействии с интерфейсами. По мере того, как мы осваиваем современные интерфейсы, социальные приложения типа Snapchat и Facebook добавляют в интерфейс дополнительные слои, в которых нам приходится ориентироваться.

Эту идею поддерживает Кен Перлин, профессор факультета инфрматики Нью-Йоркского университета. Он называет множество искажающих слоев “помехами”, сравнивая их с помехами при звонке по стационарному телефону. Согласно Перлину, в каждом интерфейсе есть некоторый уровень помех: точек нарушения коммуникации. Наши лучшие инструменты работают потому, что у них естественные интерфейсы — взаимодействие с ними воспринимается как органичное продолжение нашего естественного поведения.

Раньше нам приходилось взаимодействовать с компьютерами при помощи множества инструментов: экранов, мышек, клавиатур и т.п., но сейчас разрабатываются новые интерфейсы с которыми будет гораздо меньше помех.

Сингулярность

По мере своего развития, нейрокомпьютерное взаимодействие может в итоге заменить наши традиционные интерфейсы.

В результате мы получим согласованное общение с устройствами будущего — что-то вроде цифровой телепатии, когда встроенный искусственный интеллект сможет считывать мозговые волны и транслировать нашу биологическую информацию множеством различных способов.

Есть вероятность, что грань между человечеством и технологиями вскоре станет очень размытой.

Если мы сделаем еще один шаг в развитии идеи нейрокомпьютерного интерфейса, вы, вероятно, научимся устанавливать связь между нашим разумом и разумами других людей. В результате получится некий нейронный интерфейс, способный обеспечить нам доступ к бесчисленному множеству идей.

Давайте на время закроем глаза на объемы информации, к которым откроется доступ, и ответим на новейший вопрос: каким вообще будет этот опыт? Каково это — быть напрямую подсоединенным к разуму другого человека и к знаниям, хранящимся в нем?

На время оставим в стороне вопросы личной жизни и задумаемся: у нас будет доступ к людским идеям, мечтам, воспоминаниям, воспоминаниям о мечтах и т.п. Перестанет ли опыт быть индивидуальным? Сольются ли наши личности воедино? Не говоря уже о том, как повлияют на наши личности те знания и объемы информации, к которым мы получим доступ.

Самым животрепещущим вопросом становится роль искусственного интеллекта в вышеописанном сценарии; превзойдет ли ИИ, как многие предполагают, возможности человеческого мозга? Естественно, мы боимся такого сценария — сразу вспоминаются идеи описанные в “Матрице” и других научно-фантастических фильмах.

Что если в результате использования искусственного интеллекта в нейрокомпьютерных интерфейсах появится совершенно невообразимый, трансцендентный опыт?

Но что если в результате использования искусственного интеллекта в нейрокомпьютерных интерфейсах появится совершенно невообразимый, трансцендентный опыт? Возможно, бесконечные возможности ИИ, чье любопытство в разы превышает наше, станут идеальным дополнением человеческого разума — гибкого и живого.

Если мы можем представить себе мир, в котором каждую каплю знаний можно получить за доли секунды, в котором проблемы решаются людьми и “искусственными умами” сообща — то возможно не за горами будущее, в котором человечество ждет процветание.

Дизайн для людей

Интерактивное эссе, посвященное прошлому, настоящему и будущему антропоморфного дизайна.

1: Дизайн для людей

2: Apple, человечный с самого начала

3: Разговорные интерфейсы

4: Умное будущее

5: Эмоциональные машины

6: Показатель заболеваемости

7: Вы здесь!

.

.

Спасибо за внимание

Это интерактивное + развивающееся эссе. Пожалуйста, пишите, если у вас есть идеи по поводу нового контента, модификаций текущих статей или чего-то еще.

Привет, я Дэниэл. Я основал несколько компаний, включая Piccsy и EveryGuyed. Сейчас я подумываю начать новую карьеру или заняться консалтингом. Пишите на почту.

Со-автор этой статьи — Шон Ронкен.



Мобильное приложение «Заметки о психике» | Mental Notes

Подкидывает идеи, как привлечь, удержать и направить внимание пользователя.

Mental notes — это колода из 53 карточек с описанием психофизиологических моделей поведения людей, которые лежат в основе принципов веб-дизайна. Они помогают дизайнерам, проектировщикам лучше понять поведение пользователей и найти эффективные решения при создании дизайна интерфейсов.

Скачать приложение в Appstore →
Эссе «Дизайн для людей»

Посты в категории Продуктовый дизайн

Сосредоточьтесь на джобе, а не на клиенте

Ольга Жолудова

23 апреля 2019

Посты в категории Продуктовый дизайн

10 фишек разработки продуктов, которым я научился у Джейсона Фрайда

Ольга Жолудова

23 января 2019

Посты в категории Продуктовый дизайн

MVP умер. Да здравствует RAT.

Ольга Жолудова

17 января 2019