Людям #5: Эмоциональные машины

27

Вы читаете перевод статьи “Emotional Machines”. Над переводом работали Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. При поддержке iSpring.

←Умное будущее | Компьютеры тоже плачут→

Представим недалекое будущее: развалившись на мягком диване, вы наслаждаетесь спокойным вечером в вашем умном доме. Умный телевизор подсоединен к умной звуковой системе, которая знает вашу экцсентичную любовь к краут-року 70-х годов. Умное диодное освещение выгодно, словно в фильме Спилберга, оттеняет лицо вашей супруги. Умные часы сообщают вам, что на умной кухне как раз подоспел рататуй.

И вот вы присаживаетесь за стол, чтобы продегустировать столетний рецепт, предложенный вашим кулинарным приложением, а телевизор сам включается и сообщает вам, что скоро начнется ваша любимая передача. Вы вежливо просите “убавить и записать”, делаете комплимент супруге и подносите полную ложку рататуя ко рту — как вдруг на запястье вибрирует уведомление. Ложка выпадает на пол. Вы поднимаете ее и вытираете пол салфеткой, параллельно глядя на умные часы. Это Гас — кулинарное приложение, его интересуют ваши эмоции от блюда, которое вы не успели попробовать: “Как вам понравился рататуй?”

По мере того, как мы начинаем полагаться на эти инструменты, все важнее становится их способность не просто обрабатывать информацию, но и воссоздавать эмоциональные связи и улавливать социальные сигналы. Консалтинговая компания Gartner прогнозирует, что количество устройств, подключенных к интернету, к 2020 году составит 25 миллиардов. Среди этих устройств — умные часы, автомобили, телевизоры, бытовая техника и многое другое.

Идеальное устройство понимает контекст: оно способно распознать социальную ситуацию и среагировать соответственно. Примерно как квотербек, который выходит на линию розыгрыша, “читает” защиту и за долю секунды просчитывает и выкрикивает максимально эффективную стратегию игры.

Если бы Гас-кулинарное приложение действительно хотел впечатлить нас своим интуитивным поведением, он бы выждал момент дня, когда мы находимся в прекрасном настроении (или когда у нас есть свободное время) чтобы спросить о блюде. Когда машина подстраивается под эмоции, это не только приятно — это также стимулирует активность пользователей. В результате этого мы передаем больше информации в свои устройства, и создается непрерывный, постоянно растущий цикл эффективности: можно даже назвать это “отношениями”.

Этот процесс уже идет: эмоциональные вычисления (affective computing) — это растущая область знаний, которая ищет способы наделения электронных устройств эмоциональным интеллектом, чтобы они могли реагировать на наши чувства. Толкование эмоциональной информации происходит посредством сенсоров, которые анализируют физическое состояние человека, уделяя особое внимание телесным изменениям, которые происходят под влиянием различных эмоций.

По мере развития этой области, появится возможность при помощи камер, микрофонов и датчиков учитывать всю эмоциональную информацию: язык тела (выражения лица, позы, жесты), речевые паттерны и физиологические изменения (температура тела, сердцебиение, напряжение мышц, расширение зрачков). Собранная информация в совокупности позволит нарисовать подробную картинку нашей эмоциональной натуры.

Точно так же, как сейчас можно отследить наше местоположение посредством GPS, устройства будущего смогут отслеживать наше настроение и даже более сложные эмоциональные состояния. Как только устройства смогут распознавать наши эмоции, они используют полученную информацию, чтобы сделать наши жизни еще лучше.

На работе смартфон посоветует вам не планировать важную встречу, если вы устали, а компьютер напомнит сделать перерыв, если вы давно сосредоточены на работе. По пути домой машина будет включать вам музыку по настроению, а умный холодильник проанализирует свое содержимое и предложит вам множество идей, что приготовить на обед. Машины даже будут стимулировать повышение нашей эффективности: например, зеркало в ванной может сделать подсветку ярче, чтобы поднять вам настроение в минуты неуверенности в себе.

Хотя необходимые для этого технологии существуют уже сегодня, пройдет какое-то время прежде чем они будут должным образом интегрированы в наши устройства. А пока у нас есть один небольшой намек на то, что наши эмоциональные отношения с компьютерами могут удаться, и выглядит он так: 🙂

Вы читаете “Дизайн для людей”

Дизайн для людей — это интерактивное эссе, посвященное прошлому, настоящему и будущему антропоморфного дизайна. Вы читаете часть 5 из 7.

Смайлик: Прапрадедушка эмодзи

Несмотря на протесты защитников письменной речи, многие эксперты с оптимизмом относятся к использованию смайлов и считают, что они обогащают “текстовую” коммуникацию. При помощи простых выражений лица и элементарных символов, смайлы порождают импульсы и отражают настроение гораздо более эффективно, чем знаки пунктуации. До появляния смайлов, единственными проводниками эмоций были восклицательный и вопросительный знаки: любопытство и возбуждение — и больше ничего.

Люди выражали свои эмоции посредством текста дольше, чем вы думаете. В 1857 году число 73 в азбуке Морзе использовалось для выражения привязанности. Менее трех десятилетий спустя, сатирический журнал Puck опубликовал первую четверку смайлов, которые выражали радость, удивление, грусть и безразличие. Вскоре после этого Амброз Бирс предложил заканчивать шутливые предложения знаком ‿, который напоминал улыбающийся рот. Он думал, что этот знак поможет придать письменной речи дополнительный контекст и избежать недопонимания.

Рождение Эмодзи

Примерно через 100 лет после того, как Puck предложил нам прототип эмодзи, Скотт Фалман познакомил пользователей интернета с двумя представителями противоположных концов эмоционального спектра: 🙂 и 🙁

Опубликовано на совете по информатике университета Карнеги-Меллон 19 сентября 1982 года

Спустя несколько лет, в 1986 году, появились японские каомодзи, гораздо более продуманные по стилю. Вместо того, чтобы “лежать на боку” как западные братья, каомодзи были расположены правильно — что добавляло дополнительной игривости.

В 1999 Сигетака Курита создал первые эмодзи. Они значительно облегчили общение по мобильному телефону, которое было ограничено 48 символами. Курита черпал вдохновение из кандзи (умения выражать сложые понятия, такие как “любовь”, посредством одного иероглифа) и манги, в которой для выражения эмоций использовались стоковые картинки. Распространенный пример — лампочка, которая появляется над головой персонажа как символ новой идеи.

С тех пор эмодзи постепенно распространились на множество платформ и в 2011 году официально вошли в состав iOS. К 2015 году количество эмодзи превысило 800, а оксфордский словарь объявил 😂 (лицо, смеющееся до слез) словом года.

Эмодзи: Обнимашки на расстоянии

Телефоны становятся мощнее, экраны увеличиваются, но мы все еще общаемся в Twitter и по смс — поэтому вынуждены формулировать мысли быстро и лаконично.

В 1950-х годах психолог Альберт Мейерабиан определил, что коммуникации состоят на 7% из вербальных, на 38% из звуковых и на 55% из невербальных. Теперь, когда большинство наших коммуникаций осуществляются посредством текста, 93% средств коммуникации оказываются неэффективными. На какой-то небольшой период времени человечество оказалось вынуждено передавать большинство эмоциональных аспектов разговора без использования привычных инструментов: жестов и тона голоса.

Человечество оказалось вынуждено передавать большинство эмоциональных аспектов разговора без использования привычных инструментов: жестов и тона голоса.

В социальном аспекте нашей жизни по-прежнему преобладает текстовая коммуникация, и возникла еще одна проблема. Исследования показывают, что мы, как социальные существа, испытываем биологическую потребность в оценке и переоценке наших отношений. К сожалению, цифровые коммуникации, включая смс-сообщения, не способны обеспечить уровень биологической обратной связи, достаточный чтобы правильно оценить свои социальные связи с другими людьми.

Тем не менее, социальные сети и другие цифровые платформы подсознательно стараются восполнить отсутствие тона, эмоций и контекста при помощи смайликов, стикеров и фотографий. Задействовав эти инструменты в текстовой коммуникации, мы сможем в более явной форме выражать свои эмоции, наслаждаясь удобством этих платформ.

Реакции и язык разметки эмоций

При личной беседе, человек подсознательно копирует выражения лица своего собеседника. Этот феномен получил название эмоционального заражения и лежит в основе развития межличностных отношений. В ходе недавних исследований было высказано предположение, что эта схема применима и к текстовой коммуникации. Эмодзи — созданные чтобы имитировать человеческие выражения лица — начали по-настоящему влиять на эмоции человека.

Эмодзи — это не единственный представитель мира технологий, способный повлиять на наше эмоциональное состояние. В 2012 году почти 700,000 пользователей Facebook неосознанно участвовали в одном исследовании: в их новостных лентах отображались посты, более позитивные (или более негативные) чем обычно. Исследование показало, что собственные посты и репосты участников эксперимента чаще всего соответствовали эмоциональному фону в их ленте. Точно так же, как настроение передается в ходе эмоционального заражения, посты в новостной ленте вызывают определенную эмоциональную реакцию, даже при отсутствии прямого взаимодействия.

Сайты типа Emotional Sentiment Ranking и Emoji Tracker отслеживают использование эмодзи в интернете. Emojianalysis может даже оценить ваше эмоциональное состояние на основании тех эмодзи, которыми вы пользовались в последнее время.

По тому же принципу новая фишка Facebook — реакции — поможет разработчикам сформировать более детальное представление о чувствах и предпочтениях пользователей. При помощи этих детальных реакций Facebook сможет создавать опыт, которые адаптирован к эмоциональным триггерам каждого пользователя.

Благодаря реакциям, Facebook также сможет исправлять свои собственные недочеты. Например, у одного из пользователей в ленте появился автоматический пост “Вот каким был ваш год” с одной единственной фотографией — фотографией его погибшей дочери. Позже пользователь рассказал, что “пост все всплывал и всплывал на самом верху ленты, а под фото сменялись торжественные, веселые фоновые картинки — словно праздновали смерть девочки. И было совершенно непонятно, как это все прекратить”.

Эту вычислительную ошибку скоро исправят, но остается только догадываться, сколько отдельных взаимодействий надо продумать, чтобы пользовательский опыт благотворно влиял на наше эмоциональное состояние.

У нас уже есть единый набор эмодзи под разные платформы в юникоде: стандарте кодирования симфолов и представления текста на компьютерах.

А что если у нас также появится единый стандарт для толкования эмодзи?

В связи с тем, что технологические компании начинают подходить к толкованию данных со все большей эмпатией, пригодился бы стандартизированный язык, позволяющий комментировать эти данные, распознавать эмоциональные состояния пользователя и выдавать соответствующие реакции. Вообще-то, такой язык был предложен почти 10 лет назад: язык разметки эмоций (Emotional Markup Language) можно использовать для углубления коммуникаций между машинами и людьми, для повышения эффективности машин и для облегчения жизней пользователей.

Все эти разработки говорят об одном: наши отношения с разговорными интерфейсами обязательно превратятся из функциональных в дружеские. Переход обещает быть плавным — благодаря информации, полученной в ходе “текстовых” взаимодействий и использования эмодзи. По мере того, как мы все больше полагаемся на текст, интересно посмотреть, насколько центральную роль в этом мире сыграет такая веселая вещь, как эмодзи. Эмодзи показали себя очень искренней формой коммуникации, и возможно они скоро станут тем самым языком разметки эмоций, который так нужен нашим разговорным интерфейсам.

Дизайн для людей

Интерактивное эссе, посвященное прошлому, настоящему и будущему антропоморфного дизайна.

1: Дизайн для людей

2: Apple, человечный с самого начала

3: Разговорные интерфейсы

4: Умное будущее

5: Вы здесь!

6: Компьютеры тоже плачут

7: День, когда ты станешь киборгом

.

.

Спасибо за внимание

Это интерактивное + развивающееся эссе. Пожалуйста, пишите, если у вас есть идеи по поводу нового контента, модификаций текущих статей или чего-то еще.

Привет, я Дэниэл. Я основал несколько компаний, включая Piccsy и EveryGuyed. Сейчас я подумываю начать новую карьеру или заняться консалтингом. Пишите на почту.

Со-автор этой статьи — Шон Ронкен.



Мобильное приложение «Заметки о психике» | Mental Notes

Подкидывает идеи, как привлечь, удержать и направить внимание пользователя.

Mental notes — это колода из 53 карточек с описанием психофизиологических моделей поведения людей, которые лежат в основе принципов веб-дизайна. Они помогают дизайнерам, проектировщикам лучше понять поведение пользователей и найти эффективные решения при создании дизайна интерфейсов.

Скачать приложение в Appstore →
Эссе «Дизайн для людей»

Посты в категории Продуктовый дизайн

Сосредоточьтесь на джобе, а не на клиенте

Ольга Жолудова

23 апреля 2019

Посты в категории Продуктовый дизайн

CPRU — новая методика performance-маркетинга

Ольга Жолудова

6 апреля 2019

Посты в категории Продуктовый дизайн

Не спрашивайте пользователей, чего они хотят — лучше задайте эти 3 вопроса

Ольга Жолудова

4 февраля 2019