Людям #6: Компьютеры тоже плачут

20

Вы читаете перевод статьи “Computers Cry Too”. Над переводом работали Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. При поддержке iSpring.

iSpring — решение для запуска дистанционного обучения.


←Эмоциональные машины | День, когда ты станешь киборгом→

До этого мы с вами говорили о том, как машины ведут себя по отношению к нам. А как мы относимся к машинам?

По мере того, как машины все искуснее осваивают умение общаться, мы начинаем относиться к ним все более естественно и даже наделяем их человеческими качествами. Конечно, человечество интересовалось автоматикой на протяжении долгого времени, но с появлением “игры в имитацию” Тьюринга в нас зародилось желание: создать машину, которая неотличима от человека. Это желание сопровождается извечным вопросом: в какой момент искусственный интеллект может оказаться проблемой?

В исследовании, проведенном голландскими учеными, участников просили отключить кота-робота, который молил о пощаде. И хотя люди знали, что это робот, они колебались. Исследование выявило, что если робот давал хотя бы мимолетный намек на наличие разума или обладал приятной внешностью, люди в три раза дольше раздумывали, прежде чем “решить его судьбу”.

Для примера давайте рассмотрим робота Atlas, созданного в Boston Dynamics:

Хотя большинство черт Atlas лишь поверхностно напоминают человеческие: у него есть руки, ноги и голова — мы не можем равнодушно смотреть, как ученый с клюшкой толкает робота на пол. Лично я даже нафантазировал для Atlas некоторые черты характера, когда у него из рук несколько раз выбили коробку.

Мне понравилась его слепая преданность своей миссии — перемещению посылок, но мне хотелось, чтоб фокус его восприятия расширился и он бы дал отпор своему вредному создателю, чтобы наконец завершить свою муравьиную работу. Он напомнил мне младенца, который освоил один навык, но еще не готов перейти ко второму — его попытки вызывали симпатию и сочувствие.

Вы читаете “Дизайн для людей”

Дизайн для людей — это интерактивное эссе, посвященное прошлому, настоящему и будущему антропоморфного дизайна. Вы читаете часть 6 из 7.

Сири, ты когда-нибудь меня поймешь?

Если мы так запросто начинаем сопереживать роботу, что будет когда машины будут неотличимы от людей? Этот вопрос встает более остро по мере того, как роботы и другие устройства начинают играть все более важную роль в нашей жизни. Мы уже говорили, что в области искусственного интеллекта, тестовой коммуникации и эмоционального развития были сделаны существенные шаги. Тем не менее, наиболее мощным и эффективным интерфейсом для коммуникации остается человеческий голос.

В данном контексте это кажется очевидным — ведь речь прошла несколько миллионов лет эволюционного развития, но все же мы принимаем ее как нечто само собой разумеющееся. Не так давно мы сделали выбор в пользу механической системы (ввод при помощи клавиатуры, клики мышью, тапы) для взаимодействия с компьютерами.

Человеческая речь — куда более совершенный инструмент, способный эффектнее передавать гораздо более информационно насыщенные инструкции.

Программы распознавания речи (такие как Siri, Amazon Echo и Google Now) позволяют нам отдавать голосовые команды, оставляя руки свободными. Не говоря уже о том, что когнитивная нагрузка гораздо ниже: можно заменить приключение в 30 шагов одной простой фразой “Сири, как мне добраться до …?”

Голос станет основным интерфейсом в тех случаях, когда у нас заняты руки или когда взаимодействовать с объектом голосом — удобнее.

Благодаря своей природе, голос станет основным интерфейсом в тех случаях, когда у нас заняты руки или когда взаимодействовать с объектом голосом — удобнее.

Несмотря на все попытки сделать технологическое взаимодействие голосом более естественным, результат зачастую разочаровывает. Мы рассчитываем, что будем разговаривать с программой как с человеком, но реальный опыт скорее напоминает запись сообщения на автоответчик.

Пока мы еще не научились создавать машины, сравнимые по интеллекту с людьми, возможно стоит умерить свои ожидания. Вместо того, чтобы разговаривать с Siri или Alexa как с реальными людьми, нам следует адаптировать свою речь и тон, чтобы добиться максимального понимания.

На видео ниже капитан Пикар взаимодействует с интерфейсом на борту Энтерпрайз односложно: “Чай. Эрл грей. Горячий”. Он использует такой язык по причине ограниченных возможностей аппарата, который может и не понять всех разговорных нюансов обычной речи. Но не за горами времена, когда мы сможем сказать “Я бы выпил чайку”, а компьютер по опыту взаимодействия с нами будет знать, что мы любим горячий Эрл Грей.

Робосапиенс

Как только искусственный интеллект, распознавание голоса и распознавание эмоций разовьются в достаточной мере, следующим шагом станут полностью интерактивные роботы.

Бэймакс из фильма “Город героев” — пример робота, который сочетает в себе человеческие и синтетические качества. В физическом смысле он обладает многими чертами человека: четыре конечности, голова, два глаза.

В то же время, синтетические качетсва Беймакса позволяют безошибочно определить, что это робот. То же самое с его голосом: он похож на человеческий, но не слишком.

Возможно вы удивитесь, но мы полным ходом движемся к созданию настоящего Беймакса. Pepper — это робот-компаньон, чья основная функция — распознавать эмоции и реагировать на них. Он может сделать вывод о ваших чувствах на основании вашего голоса, выражений лица, языка тела и слов. Меняя цвет глаз и фон планшета, закрепленного на груди, Pepper “выражает” свои чувства. И хотя голос Pepper мягкий, в нем все же заметны роботизированные нотки, чтобы люди не забывали, что взаимодействуют с машиной.

После первого представления публике тестовой версии робота, команде создателей под названием Aldebaran пришлось добавить Pepper несколько человеческих особенностей. Например, зрителям не понравилось, что у тестовой модели было только четыре пальца, поэтому Aldebaran быстро добавили еще один — несмотря на его бесполезность с функциональной точки зрения.

При разработке Pepper команда Aldebaran поставила себе цель: создать эффект социального присутствия, а не просто оснастить машину звуками и световыми сигналами, которые говорят о том, что она включена. Не нужно, чтобы робот свободно передвигался — важно, чтобы он играл определенную социальную роль. Даже в состоянии покоя Pepper делает легкие движения, чтобы напомнить о своем присутствии. Микрофоны с четырех сторон и 3D камеры позволяют Pepper определять присутствие людей. Робот включает подсветку ушей и глаз, как бы говоря: “Я вас вижу” или “Я вас слышу”.

Команда создателей другого робота — JIBO — использовала похожий подход к дизайну. Визе-президент Design Blade Котелли рассказывает, как его команда работала над созданием ключевых выразительных особенностей:

“Когда Jibo хочет показать, что его что-то забавляет, он может улыбнуться — когда мы улыбаемся, наши щеки поднимаются к глазам — и тело движется соответствующим образом. Если нужно показать, что он задумался — достаточно “поднять” глаза в верхний угол экрана и повернуть тело, как сделал бы человек. Таким образом, пользователь может быстро и естественно понимать, что какие эмоции пытается передать робот”.

Появились еще несколько домашних роботов, в которые встроена функция распознавания лиц. В дизайне каждой модели есть определенные человеческие черты, но все они без сомнения выглядят как роботы — и на то есть основание: роботы, которые слишком похожи на людей, выглядят крайне отталкивающе.

Вот, к примеру, робот выше: он выглядит практически точной копией человека, но мельчайшие отличия вызывают ощущение беспокойства и отвращения.

Возможно, наиболее приемлемым вариантом было бы что-то вроде Авы из фильма “Из машины”. Яркий контраст между ее механическими и человеческими чертами открыто напоминает нам, что она является искусственным существом. А прямо под ее выразительным лицом находятся сети проводов и кулеров, которые еле слышно жужжат на протяжении всего фильма.

Моя виртуальная девушка

А что, если бы Ава и вправду существовала? Несмотря на ее явно механические черты, нет никаких сомнений, что отдельные дизайнерские решения ориентированы на примитивные человеческие потребности. Можно с уверенностью сказать, что встреть мы ее в жизни, определенно задумались бы о романтических отношениях.

На самом деле примитивная версия Авы уже существует: “Моя виртуальная девушка” (My Virtual Girlfriend) — это приложение для знакомств, которое за последние два года уже скачали более 2 миллионов раз. У приложения слабый дизайн и проблемы в юзабилити, и если бы не сама специфика, там не на что было бы смотреть. Однако множество японских мужчин и растущая аудитория пользователей со всего мира нуждаются именно в эмоциональных связях — чтобы избавиться от чувства одиночества.

Для некоторых — это средство воплотить в жизнь свои фантазии; формат отношений о котором они всегда мечтали. Исследования показывают, что тысячи женатых мужчин заводят виртуальных подружек и скрывают отношения с ними от жен.

И если учесть, что подобные устройства сейчас находятся в самом начале своего развития, перспектива “романа с роботом” уже не кажется такой уж нереальной.

Дизайн для людей

Интерактивное эссе, посвященное прошлому, настоящему и будущему антропоморфного дизайна.

1: Дизайн для людей

2: Apple, человечный с самого начала

3: Разговорные интерфейсы

4: Умное будущее

5: Эмоциональные машины

6: Вы здесь!

7: День, когда ты станешь киборгом

.

.

Спасибо за внимание

Это интерактивное + развивающееся эссе. Пожалуйста, пишите, если у вас есть идеи по поводу нового контента, модификаций текущих статей или чего-то еще.

Привет, я Дэниэл. Я основал несколько компаний, включая Piccsy и EveryGuyed. Сейчас я подумываю начать новую карьеру или заняться консалтингом. Пишите на почту.

Со-автор этой статьи — Шон Ронкен.



Мобильное приложение «Заметки о психике» | Mental Notes

Подкидывает идеи, как привлечь, удержать и направить внимание пользователя.

Mental notes — это колода из 53 карточек с описанием психофизиологических моделей поведения людей, которые лежат в основе принципов веб-дизайна. Они помогают дизайнерам, проектировщикам лучше понять поведение пользователей и найти эффективные решения при создании дизайна интерфейсов.

Скачать приложение в Appstore →
Эссе «Дизайн для людей»

Посты в категории Продуктовый дизайн

Сосредоточьтесь на джобе, а не на клиенте

Ольга Жолудова

23 апреля 2019

Посты в категории Продуктовый дизайн

CPRU — новая методика performance-маркетинга

Ольга Жолудова

6 апреля 2019

Посты в категории Продуктовый дизайн

Не спрашивайте пользователей, чего они хотят — лучше задайте эти 3 вопроса

Ольга Жолудова

4 февраля 2019