UX-дизайн: вчера, сегодня, завтра

23

Это первая часть статьи Эндрю УилшираГде будет UX-дизайн через 5 лет?”, которую мы перевели по случаю онлайн-конференции “UX-Марафон/Взаимодействие будущего”. Запись докладов можно найти здесь.

Но чтобы заглянуть в будущее UX, нужно знать историю и настоящее. Об этом первая часть статьи. Над переводом работали: Ольга Скулкина и Ринат Шайхутдинов. При поддержке iSpring.

iSpring — решение для запуска дистанционного обучения.

Исследовательская группа O’Reilly’s недавно опубликовала обзор зарплат в сфере дизайна за 2017 год. Обзор показал, что у дизайнеров, которые работают в области UX, самая высокая средняя зарплата (89 000 долларов). Более того, самыми высокооплачиваемыми специалистами являются те, кто изучают и используют новые инструменты, такие как Sketch, а также применяют гибкие и итеративные подходы к работе. В этой статье мы расскажем, в каком направлении будет двигаться UX-дизайн в контексте широкой индустрии, а также объясним, почему мы верим, что хорошие UX-специалисты будут востребованы еще долгие годы.


Интересуетесь свежими статьями по дизайну? Вступайте в группу на Facebook.


Немного истории: рост популярности UX-дизайна

Выдающийся деятель дизайна Дитер Рамс однажды сказал: “Невозможно понимать хороший дизайн, если вы не понимаете людей; дизайн создается для людей”. Так можно ли сказать, что любой дизайн в итоге сводится к дизайну опыта взаимодействия (user experience)?

Кто-то, где-то обязательно испытает опыт взаимодействия с любым нашим продуктом, хотя, возможно, это будет даже не прямое взаимодействие. В какой бы области мы ни работали, мы проектируем в контексте человеческого общества, мы развиваем свои проекты, потому что кто-то видит в них ценность. В этом широком смысле, опыт взаимодействия (user experience) и есть суть дизайна.

Термин “user experience design” (проектирование опыта взаимодействия, UX-дизайн) 25 лет назад придумал Дон Норман, который сейчас возглавляет лабораторию дизайна (the Design Lab) в Калифорнийском университете в Сан-Диего. Для него “UX-дизайн” означает процесс проектирования, в котором нужды пользователя играют главную роль в каждом аспекте взаимодействия с продуктом, включая все, что окружает продукт. К примеру, опыт взаимодействия с макбуком от Apple не сводится только лишь к работе с операционной системой, когда компьютер включен. Полная картина UX-дизайна макбука включает в себя рекламу, выкладку товара в специализированных магазинах, процесс покупки, коробку, документацию, то, какой ноутбук на ощупь, престиж и уважение, которые он приносит владельцу и так далее.

Однако, если мы рассмотрим типичное описание функциональных обязанностей современного UX-дизайнера, то скорее всего обнаружим гораздо более узкое определение. За последние 5–10 лет, значение понятия “UX-дизайн” сузилось, и теперь, как правило, относится конкретно к проектированию сайтов и мобильных приложений. Такое изменение, в первую очередь, отражает всю коммерческую важность этих средств массовой коммуникации: согласно последнему отчету компании Nielsen об общей аудитории, среднестатистический американец сегодня проводит почти 4 часа за использованием приложений и просмотром сайтов (на смартфоне, планшете и компьютере).

UX-дизайн сегодня

Дон Норман советует не воспринимать UX-дизайн слишком узко и не ограничивать его до области действия UI-дизайна мобильных устройств:

“Сегодня термин [опыт взаимодействия] часто используется крайне неверно. Кто-то говорит: “Я — UX-дизайнер, я проектирую сайты” или “Я разрабатываю приложения”. И они вообще не понимают, что делают, и они думают, что “опыт” сводится просто к устройству — сайту, или приложению, или что там у них. Но нет, опыт — это всё, это то, как мы воспринимаем всё на свете, то как мы воспринимаем любой сервис, ну и да, приложения и компьютерные системы тоже, но в целом это система, которая включает в себя вообще всё. Вы поняли?”

Если посмотреть на состояние UX-дизайна сегодня и задуматься о будущем, важно помнить, что UX не начинается с устройства и не заканчивается им, пусть даже нам чаще всего приходится проектировать именно под устройства. Задача UX-дизайнера — смотреть за пределы интерфейсов и работать с общей картинкой.

Хотите — верьте, хотите — нет, но буквально десять с небольшим лет назад мы жили в мире без смартфонов, мобильных приложений и социальных сетей. Если учесть количество времени, которые мы сегодня проводим в гаджетах, перемена кажется особенно поразительной. В результате этих изменений, производители устройств стремятся к постоянной оптимизации своих продуктов (взять, например, iPhone или материальный дизайн Google). В то же время компаниям, которые создают продукты под эти устройства, тоже приходится экспериментировать и быстро искать способы, как извлечь из них максимальную ценность.

По мнению некоторых, мы сейчас наблюдаем замедление в развитии устройств, а именно — смартфонов. Производители десять лет совершенствовали свои продукты, так что теперь смартфон по сути можно считать решенной дизайн-проблемой. Изменения, которые мы до сих пор наблюдаем в таких продуктах, как iPhone, можно считать незначительными: они делают существующее решение лучше, но не выводят продукт на принципиально новый уровень.

Точно так же, паттерны проектирования взаимодействия на сайтах и в приложениях все ближе подходят к статусу “решенной проблемы”. К примеру, при проектировании навигации для сайта или приложения, UI-дизайнеры часто обращаются к онлайн-библиотекам паттернов навигации, как минимум на начальных этапах. Более того, это происходит именно потому, что UX-дизайн должен соответствовать потребностям и ожиданиям пользователей, а это значит, что интерфейсы должны использовать общепризнанные, устоявшиеся паттерны взаимодействия — по крайней мере пока нет веской причины создавать что-то новое и необычное.

Так что ждет UX-дизайн в будущем?

Читать далее: Будущее UX дизайна >>

Запись докладов конференции “UX-Марафон/Взаимодействие будущего” можно найти здесь.



Мобильное приложение «Заметки о психике» | Mental Notes

Подкидывает идеи, как привлечь, удержать и направить внимание пользователя.

Mental notes — это колода из 53 карточек с описанием психофизиологических моделей поведения людей, которые лежат в основе принципов веб-дизайна. Они помогают дизайнерам, проектировщикам лучше понять поведение пользователей и найти эффективные решения при создании дизайна интерфейсов.

Скачать приложение в Appstore →

Посты в категории UX-дизайн

Руководство: как подготовить и провести онлайн-опрос

Ольга Жолудова

10 декабря 2019

Посты в категории UX-дизайн

От тактики к стратегии: что такое сервис-дизайн?

Ольга Жолудова

11 ноября 2019

Посты в категории UX-дизайн

40+ способов сделать опросы точнее: чек-лист для ux-исследователей

Ольга Жолудова

18 октября 2019