Вы читаете перевод статьи “What is UX Design?”. Над переводом работали: Ольга Жолудова и Анастасия Свеженцева.
UX-дизайн — это процесс создания удобных и доступных продуктов, которыми приятно пользоваться. UX-дизайн — это и про брендинг и про дизайн, и про юзабилити, и про функциональность продукта. UX-дизайнер думает обо всем: каким будет первый контакт пользователя с продуктом, как быстро познакомить пользователя со всеми необходимыми функциями, какими будут повседневные сценарии взаимодействия.
Казалось бы, словосочетание UX-дизайн звучит сегодня на каждом шагу. И все же дизайнеры расходятся во мнениях относительно того, что же такое UX-дизайн и чем занимается UX-дизайнер.
Содержание:
- Николетт Робишо, продуктовый дизайнер Zendesk
- Наташа Нольтимье, продуктовый дизайнер Evernote
- Ребекка Чен, продуктовый дизйанер Ueno
- Джош Салливан, старший продуктовый дизайнер Treehouse
- Педро Тейшейра, дизайнер Significa
- Саша Турищев, директор по дизайну Zajno
- Алекс Оски, продуктовый дизайнер Dropbox
- Вывод и рекомендации
Даже если официально ваша должность больше связана с графическим, визуальным или UI-дизайном, вы все равно наверняка проводили пользовательские исследования и тесты — а, значит, знакомы с ключевыми понятиями UX. Косвенный опыт в UX вообще есть у многих дизайнеров, потому что на разных этапах созданиями продукта часто приходится то прокладывать юзер флоу, то создавать вайрфреймы и макеты, то оттачивать какую-то функцию, чтобы добиться классного пользовательского опыта.
Так что да, сложно четко разграничить UX-дизайн, UI-дизайн и, скажем, дизайн взаимодействий. Чтобы хоть как-то вычленить из общей дизайн-солянки конкретный UX-дизайн и UX-навыки, мы опросили 7 дизайнеров из разных команд: от креативных агентств до крупных tech-компаний.
1. Николетт Робишо, продуктовый дизайнер Zendesk
Zendesk — это платформа для обслуживания клиентов, которая упрощает и улучшает опыт взаимодействия агентов техподдержки, администраторов и клиентов. Продуктовый дизайнер Николетт Робишо рассказала, что входит в ее UX-обязанности в самых обычный рабочий день:
«Моя задача как продуктового дизайнера — делать жизнь пользователей приятной. Для этого нужно выяснить, какие проблемы есть у пользователей, и решить их. Собственно этим я и занимаюсь каждый день: шаг за шагом, проблема за проблемой иду к своей глобальной задаче.
В Zendesk я работаю с разношерстной, кросс-функциональной командой (у нас даже есть контент стратег!), так что я использую свои soft-скиллы UX-дизайнера, чтобы объединить всех этих профессионалов. В зависимости от природы проблемы и статуса задачи, я могу прибегнуть к тестированию прототипа с клиентами, провести дизайн-сессии со скрам-командой и другими заинтересованными лицами, поучаствовать в дизайн-разборе или джем-сессии, сесть и нарисовать макет или прототип, или задокументировать дизайн-решения.
Одна из моих любимых фишек — вести журнал дизайн-решений с заметками, почему мы отказались от того или иного решения. Так, если кто-то спросит, почему сделали именно так, я могу рассказать, сколько вариантов мы проработали и почему они не подошли».
2. Наташа Нольтимье, продуктовый дизайнер Evernote
Evernote — это клевое приложение для организации заметок. Когда дело касается организации, приятный опыт взаимодействия с приложением — это просто мастхэв. Дизайнер Наташа Нольтимье из Evernote рассказала, как этого добиться:
«UX-дизайн заставляет нас постоянно упражняться в эмпатии и понимании. Я, как дизайнер в Evernote, всегда стараюсь поставить себя на место пользователя, понять, что он думает и чувствует в процессе использования нашего продукта.
Моя дизайн-специализация — дизайн-решения для роста продукта. Суть этой работы в том, чтобы выявлять и создавать эмоционально-насыщенные моменты взаимодействия с продуктом — и делать их еще более значимыми и приятными для пользователя. В процессе проектирования пользовательского интерфейса, мы руководствуемся принципами дизайна и психологии. Мы пробуем множество разных идей и смотрим, что взлетает, а что — нет».
3. Ребекка Чен, продуктовый дизйанер Ueno
Ueno — это креативное агентство полного цикла с офисами в Сан Франциско, Нью Йорке, Лос Анджелесе и Исландии. Старший дизайнер Ребекка Чен рассказала нам, какую роль играет в компании и как она связана с UX:
«Я дизайнер в ueno, и моя специализация — продуктовый дизайн. Моя роль охватывает несколько этапов дизайн-процесса, от исследования и стратегии — до проработки финальных дизайнов и прототипирования; Мне нравится думать, что UX и эмпатия по отношению к пользователей — это то, что должен уметь каждый. Все, что мы делаем — формулируем ли бизнес-цели, прописываем технические ограничения или строим карту продукта — все направлено на улучшение пользовательского опыта. На любом этапе процесса дизайна, независимо от уровня детализации, наши специалисты мыслят с точки зрения UX и всегда радеют за пользователей».
Фишка UENO: креативное агентство в Сан Франциско, Нью Йорке, Лос Анджелесе и Исландии. Среди клиентов агентства — Facebook, ESPN, Verizon, Apple, Dropbox, Red Bull, Google, Medium, Lonely Planet, Reuters и Visa.
4. Джош Салливан, старший продуктовый дизайнер Treehouse
Treehouse — это онлайн-платформа, которая предлагает курсы по tech специальностям для людей все всего мира. Старший продуктовый дизайнер Джош Салливан рассказал, что такое UX-дизайн для дизайн-команды Treehouse:
«Раньше под “дизайном” часто понимали “внешний вид”. О качестве дизайна судили по привлекательности, а не по эффективности и удобству в использовании. В основе UX-дизайна лежит принципиально другой подход. UX-дизайн часто начинается с вопроса “Для кого я проектирую?”. Когда дизайнер знает свою аудиторию и их боли — он может сосредоточиться на опыте взаимодействия и создать удобный и приятный в использовании продукт.
В отличие от других специализаций дизайна, UX-дизайнеры максимально вовлечены в процесс создания опыта взаимодействия — и для этого они используют самые разные инструменты и техники. Как и любой процесс в дизайне, UX начинается с исследования, а заканчивается тестированием. А вот ключевая особенность UX — это время, которое уделяется проработке информационной архитектуры. Разработка продуктовых сценариев и создание вайрфреймов помогают не только сформировать опыт взаимодействия, но и проверить его. Короче говоря, UX-дизайн — это осмысленное проектирование во имя создания максимально удобных продуктов».
5. Педро Тейшейра, дизайнер Significa
Significa это цифровое агентство полного цикла из Португалии. Специализация агентства — создание проработанных цифровых продуктов. Дизайнер Педро Тейшейра объяснил, как его команда подходит к UX и как UX интегрирован в рабочий процесс:
«Каждый проект в Significa — уникальный и живет своей жизнью. Каждый выполняет конкретную задачу и ориентирован на свою аудиторию. Тем не менее, процесс UX как правило идет по одному и тому же сценарию: чтобы закрыть потребности пользователя нужно встать на его место и проявить эмпатию. Мы начинаем с исследования и анализа информации, которую обычно собираем в ходе интервью с реальными пользователями.
Благодаря этому нам не приходится гадать — мы можем в первой попытки создать очень точный прототип. А потом цикл запускается по новой».
6. Саша Турищев, директор по дизайну Zajno
Zajno — это агентство цифрового дизайна полного цикла в Лос Анджелесе. Основатель и директор по дизайну Саша Турищев рассказал о важности UX и об анатомии UX-дизайна в Zajno:
«Мы в Zajno уверены, что самая важная штука в UX-дизайне (как, собственно, и в жизни) — это гармония. UX-дизайн — это постоянное балансирование между красивым и функциональным, между понятным и оригинальным, между информативным и увлекательным, между эмоциональными и сдержанно-элегантным, между минималистичным и ярким. А еще в UX-дизайне приходится балансировать потребности пользователя и цели бизнеса, ценность и доход. Так что способность находить ту самую точку баланса (которая, иногда меньше игольного ушка) — это и есть тот самый важный навык, которым должен владеть каждый UX-дизайнер.
В Zajno я изо дня в день решаю множество UX задач. Один из подходов, который я использую в работе — это контекстуальное исследование. Мы наблюдаем, как люди пользуются нашими прототипами и просим их объяснить логику использования. Потом спрашиваем про ощущения. Таким образом я узнаю много полезного о проблемах пользователей, которые мы могли просто напросто проглядеть.
Еще один способ проверить UX-идею — это юзабилити тестирование. Я прошу людей использовать ту или иную часть прототипа для решения определенной задачи. Это позволяет проработать мелочи и убедиться, что все болевые точки, выявленные в процессе исследования, закрыты.
И, конечно, один из самых важных методов — это анализ целей продукта и карты продукта перед созданием скетчей и вайрфреймов. Я знаю много случаев, когда люди тратили часы на реализацию идеи, которая совершенно не актуальна в их контексте, — а потом у них уходило столько же времени, чтобы вернуться в на правильную дорожку».
7. Алекс Оски, продуктовый дизайнер Dropbox
Алекс Оски — продуктовый дизайнер в Dropbox, который специализируется на росте продукта. Он проектирует дополнительные функции и улучшения, чтобы пользователи получили максимум пользы от Dropbox. Поэтому Алекс как никто понимает, насколько важно изучать пользователей и их потребности:
«Проектирование пользовательских интерфейсов — это процесс решения проблем. UX-дизайнер должен подобраться к корню проблемы как можно ближе, чтобы выяснить, чего именно хочет пользователь. Осознав проблему, UX-дизайнер создает решение, которое усилит пользователя. Хороший UX-дизайн не выделяется. Хороший UX-дизайн предвосхищает потребности пользователя и помогает достигать целей».
Вывод и рекомендации
Вот такая картина UX-дизайна от крутых дизайнеров из крутых команд. Самое важное, что хочется подчеркнуть в заключении, UX-дизайн — это очень осознанный процесс. UX-дизайнер всегда держит в уме пользователей и принимает взвешенные решения, руководствуясь потребностями клиентов. Вот тогда в результате получается проработанные и созданные “для людей” продукты.