Продуктовый дизайн

8 интервью с продуктовыми дизайнерами: разбираемся в чем смак профессии и чем занимаются

Здесь восемь интервью с известными практиками продуктового дизайна из международных агенств и продуктовых компаний. Их опыт подсветит точки роста и вдохновит на смелые продуктовые решения.
Иллюстрация Fran Pulido: https://dribbble.com/shots/15518909-Design-Spot-illustration

Вы читаете перевод статьи “What is product design”. Над переводом работали: Ольга Жолудова и Анастасия Свеженцева.

Как правило, продуктовым дизайном называют комплексный процесс создания нового продукта: от старта до запуска и сбора обратной связи с первой корректировкой. То есть сюда входит все: маркетинговые исследования, поиск проблем, разработка продукта, упаковка ценностей — и куча промежуточных задач. Как-то размыто звучит, не правда ли?

Продуктовый дизайн — это комплексный процесс создания нового продукта: от старта до запуска и сбора обратной связи с первой корректировкой.

Содержание:

  1. Марта Бергман, продуктовый дизайнер InVision
  2. Элона Хакес, главный продуктовый дизайнер Care.com
  3. Эндрю МакКей, продуктовый дизайнер Atlassian
  4. Чарльз Шин, продуктовый дизайнер в Warby Parker
  5. Тим Плейко-Ижик, старший продуктовый дизайнер в Pango
  6. Криста Станеску, продуктовый дизайнер SteelSeries
  7. Анна Кухарева, продуктовый дизайнер PlasmaPay
  8. Сантьяго Алонсо, продуктовый дизайнер, среди клиентов: Apple, AT&T и Infor
  9. Вывод и рекомендации

Мы решили настроить фокус и спросили 8 продуктовых дизайнеров-практиков, что для них продуктовый дизайн и какой они видят свою роль. Оказалось, под должностью “Продуктовый дизайнер” скрывается огромный спектр самых разных компетенций. А в большинстве случаев, в процесс продуктового дизайна включены дизайнеры разных специализаций.

Интересуетесь свежими статьями по продуктовому дизайну (UX/UI)? 🚀

Подписывайтесь на канал в Telegram | ВКонтакте, Instagram, Facebook

Итак, поехали: как продуктовые дизайнеры видят продуктовый дизайн.

1. Марта Бергман, продуктовый дизайнер InVision

Марта живет в Кливленде, Огайо и удаленно работает продуктовым дизайнером в InVision.

И вот Марта рассказала, как работает продуктовый дизайн в InVision:

«Суть продуктового дизайна в создании продуктов, которые закрывают потребности пользователей. Для этого в ход идут бизнес-стратегии, анализ данных, проектирование пользовательского опыта, исследование пользователей, проектирование интерфейсов, моушн-дизайн, макеты и прототипы. А еще продуктовый дизайн — это про решение проблем и дизайн-мышление.

В Invision мы всегда стараемся понять, как пользователи будут использовать наш продукт. Дизайн-мышление начинается с определения проблемы. Далее через исследование пользователей пытаемся определить, каким может быть решение. После этого мы подтверждаем жизнеспособность того или иного решения через пользовательские тесты. А уже потом собираем все идеи воедино, решаем, что берем в работу, и продолжаем вытачивать продукт, пока не добьемся такого опыта взаимодействия, который можно запускать в продакшн».

2. Элона Хакес, главный продуктовый дизайнер Care.com

Элона Хакес — мобильный продуктовый дизайнер в Бостоне, Массачусетс.

Сейчас Элона занимает должность  главного продуктового дизайнера в Care.com и отвечает за дизайн приложения и визуальный дизайн под все платформы:

«Продуктовый дизайн находится на пересечении самых разных направлений UX-дизайна, которые идут в ход при создании современных цифровых продуктов. Как правило, это UI-дизайн, проектирование взаимодействий, пользовательские исследования, информационная архитектура, выявление проблем и дизайн мышление, прототипирование, визуальный дизайн, моушн-дизайн и управление дизайн-системами. И хотя в последнее время мы наблюдаем тренд на продуктовых дизайнеров-универсалов, все же очевидно, что специалисты узкого профиля успешнее решают отдельно взятые задачи — а значит максимального результата можно добиться, объединив усилия дизайнеров разных специализаций.

Мне повезло работать главным продуктовым дизайнеров в Care.com. Care.com — это платформа, которая помогает семьям находить сиделок и опекунов — и я каждый день чувствую, насколько важную работу мы делаем. Мои ключевые сферы ответственности — это проектирование взаимодействия в мобильном приложении, визуальный дизайн и брендинг. Мой “обычный” рабочий день — это работа с дизайнерами и менеджерами продуктов, исследование пользователей и функционала продуктов-конкурентов, мозговые штурмы с коллегами из других отделов, скетчинг, прототипирование (по мере необходимости), оттачивание компонентов в Sketch, отрисовка иконок в Illustrator, анимации в Principal и тестирование пользователей. Как руководитель, я еще слежу, чтобы команда слаженно работала над созданием превосходного пользовательского опыта для наших клиентов. Но вообще мои рабочие дни никогда не похожи один на другой — и это одна из причин, почему я так люблю продуктовый дизайн»!

3. Эндрю МакКей, продуктовый дизайнер Atlassian, опыт работы в отраслях Real Estate, Fintech

Эндрю МакКей — продуктовый дизайнер из Сиднея. Он занимается в основном мобильными приложениями. Он работал над самыми известными австралийскими приложениями, такими как Domain, Atlassian и Macquarie Bank, а недавно запустил свое собственное приложение — Friendly. Эндрю специализируется на визуальной части дизайна: пользовательские интерфейсы, анимация, иллюстрации и все, что касается эстетики продукта. Вот его определение продуктового дизайна:

Одно из главных отличий между UX-дизайнером и продуктовым дизайнером — в жизненном цикле специалиста. Продуктовый дизайнер не только создает продукт по брифу клиента, но и поддерживает его после выпуска и постоянно улучшает — по мере того, как меняются потребности пользователей и продукт движется в новом направлении.

«Я, как старший продуктовый дизайнер, работаю с несколькими проектами одновременно. Все они живут и дышат по-разному, хоть и существуют под одним брендом. Так что мой жизненный цикл еще дольше — я не только развиваю и совершенствую один продукт, но и слежу, чтобы развитие линейки было последовательным и согласованным, чтобы ни один продукт не отстал, не выпал за рамки нашей дизайн-системы и чтобы все дизайнеры всех продуктов понимали и разделяли видение компании».

4. Чарльз Шин, продуктовый дизайнер в Warby Parker

Чарльз Шин сейчас работает в продуктовой команде известного интернет-магазина очков Warby Parker. Чарльз рассказал, как организован продуктовый дизайн в его команде:

«Мы в Warby Parker понимаем под продуктовым дизайном создание лучшего в своем роде пользовательского опыта для наших клиентов, независимо от того, как они взаимодействуют с брендом: через сайт, приложение, в ходе проверки зрения, в магазине и т.п. Мы уверены, что это шанс для нашей команды внести свой вклад в создание приятного и беспроблемного клиентского опыта. 

Моя продуктовая команда специализируется на улучшении пользовательского опыта существующих клиентов. В зависимости от проекта, мой обычный рабочий день может состоять из планерок с командой, совместной работы с другими продуктовыми дизайнерами, создания прототипов для юзабилити тестирования с нашим UX-исследователем и встреч с другими участниками процесса — чтобы убедиться, что мы учли все нюансы и добьемся своих целей. А еще, конечно, встречи с перспективными дизайнерами»!

5. Тим Плейко-Ижик, старший продуктовый дизайнер в Pango

Тим Плейко-Ижик — опытный продуктовый дизайнер с опытом работы во фронт-энде и разработке iOS/Android приложений. Тим из Европы, но сейчас живет в Сан-Франциско. Он рассказал нам свое видение, чем UI/UX-дизайнер отличается от продуктового дизайнера:

«Многие люди не видят разницы между UI/UX-дизайнером и продуктовым дизайнером. Поработав в дизайн-агентстве и в одной из ведущих мировых tech-компаний, я почувствовал разницу на своей шкуре. Работа UI/UX дизайнера заканчивается, когда проектные файлы отправляются клиенту. С этого момента UI/UX-дизайнер начинает работать над новым проектом. Но жизнь нового продукта не заканчивается в момент релиза первой версии.

Это все равно, что сравнивать спринт и марафон. Я уверен, что продуктовый дизайн — это гораздо более глубокий процесс. Продуктовый дизайнер должен четко понимать ценности бизнеса и быть настоящим адвокатом пользователя. Его главная задача — решать проблемы пользователя посредством дизайна. Он должен быть связующим звеном между маркетологами, менеджерами и разработчиками. Работа над продуктом никогда не заканчивается и продуктовый дизайнер заботится о продукте еще долгое время после первого релиза: исследует данные и изучает взаимодействие пользователя с продуктом».

6. Криста Станеску, продуктовый дизайнер SteelSeries

Криста Станеску — опытный продуктовый дизайнер из Саванны, Джорджия. Сейчас она помогает команде UINugget со всем, что связано с продуктом. Криста рассказала, за какие задачи она отвечает, как продуктовый дизайнер:

«Продуктовый дизайн — ключевой этап в процессе создания и выпуска красивого, функционального и успешного продукта. При этом продуктовый дизайн — всегда разный, как и путь в профессию. Продуктовый дизайн может включать в себя любое направление дизайна — но более того, он также подразумевает и управление проектами, и стратегию, и планирование. Продуктовый дизайн дает вам массу возможностей для формирования вашего продукта. Ко всему, что нас окружает, приложили руку продуктовые дизайнеры: от простых вещей вроде туалетной бумаги (помните, как Zewa поменяла правила игры?) до смартфонов, цифровых приложений, инструментов и т.д. Удобство продукта определяет его успех. А удобным его делает продуктовая команда.

Как продуктовый дизайнер, я занимаюсь несколькими продуктами сразу, поэтому приходится часто переключаться между задачами. Обычно я начинаю с того, что собираю и анализирую все данные и помогаю находить недостающую информацию, чтобы заполнить все пробелы. Далее, на основании этих данных, я составляю логичный, но при этом максимально гибкий путь, который представляю команде. Для разработки пути мы используем концепты решений, списки приоритетов и диаграммы интереса. Когда путь проложен, начинается lo-fi веселье: мы начинаем формировать user flow (история > задача > действие > результат). Далее идут вайрфреймы и концептуальные макеты. Наконец, мы приступаем к дизайну (пользовательский интерфейс, микровзаимодействия, дизайн-системы и др.). Иногда мы перестаем развивать продукты после первого релиза. В остальных случаях мы продолжаем совершенствовать опыт взаимодействия на основании обратной связи и пользовательских тестов».

7. Анна Кухарева, продуктовый дизайнер PlasmaPay

Анна Кухарева — продуктовый дизайнер в PlasmaPay (Санкт-Петербург, Россия). Анна рассказала нам о задачах, которые выполняет как продуктовый дизайнер. 

«В мире стартапов дизайнеры часто выполняют множество функций. Я, как продуктовый дизайнер, собираю требования к дизайну, создаю экраны и флоу для решения конкретных проблем. А еще моя роль — следить, чтобы мы делали правильные вещи, отвечали на правильные вопросы (относительно потребностей пользователей и целей бизнеса) и следить за успехом проекта. 

Прежде чем принимать решение о внедрении/разработке чего-либо, я всегда думаю о предстоящих этапах дизайн-процесса. Часть функций продуктового дизайнера в том, чтобы описывать пользователя (его потребности, сферу деятельности) — и создавать полноценный портрет. Ты должен понимать, выделяются ли определенные группы пользователей, или они все примерно похожи. Потом я создаю дерево целей для каждой группы пользователей: и для общей, и для специфических. Затем я определяю, какие задачи пользователей сейчас закрывает наш сервис и смотрю, есть ли более удачные решения на рынке или, возможно, мы можем сделать решение лучше, которого еще нет на рынке. Далее я изучаю задачи пользователей, которые наш сервис не закрывает — и ищу примеры решений по ним, а заодно думаю, как улучшить пользовательский опыт. Наконец, я создаю план действий, в который входить прототипирование, разработка и реализация».

8. Сантьяго Алонсо, продуктовый дизайнер, среди клиентов: Apple, AT&T и Infor

Сантьяго Алонсо — многопрофильный дизайнер из Нью-Йорка. В основном он выступает как продуктовый дизайнер и арт-директор в стартапах и tech-компаниях, вроде Apple, AT&T и Infor. Сантьяго проводит очень интересную параллель между продуктовым дизайнером и ученым:

«Что мне больше всего нравится в роли продуктового дизайнера — так это играть в ученого. Конечно, мои методы даже близко не настолько точные, как научные, но я подхожу к каждой проблеме как к эксперименту: выдвигаю гипотезу и тестирую ее. Эта новая функция поможет повысить вовлеченность? Этот редизайн положительно повлияет на восприятие бренда? Если убрать эту фичу, продукт станет понятнее?

Результатом моей работы будет сам этот процесс, потому что я дизайнер: я не пишу код, но могу повлиять на людей, которые непосредственно создают продукт. Формулируя наши рабочие процессы, цели и способы измерения результата, я привношу ясность, понимание и контекст в работу команды».

Вывод и рекомендации

Если попытаться свести все идеи в одно предложение, продуктовый дизайн — это процесс создания цифрового опыта по принципам человеко-ориентированного дизайна. Это пересечение множества направлений дизайна с вектором на одну цель, что порой требует привлечения целой команды исследователей, продуктовых дизайнеров, стратегов и разработчиков.