Вы читаете перевод статьи Ральфа Аммера “Is perfection boring?”. Над переводом работали: Ольга Жолудова и Настя Никсен.
Флориан говорит, что безупречность — это скучно, потому что все мы одержимы решением проблем. Когда мы видим что-то неидеальное, наше восприятие стремится выяснить, что происходит — и нам становится любопытно. С другой стороны, если объект слишком неправильный или “дерьмовый”, мы проигнорируем его, как незначительный шум.
Ладно, любопытство — это одно… но почему несовершенства кажутся нам красивыми?
Разница между безупречностью и мастерством
Возможно вы читали известную историю Джорджо Вазари о Джотто, художнике времен раннего Ренессанса. Эта история о том, как Джотто попросили доказать свое мастерство как художника. Для этого он нарисовал идеальный круг одной лишь кисточкой, без каких-либо вспомогательных инструментов. К сожалению, меня там не было, но догадываюсь, что круг Джотто не был идеальным — скорее, мастерски исполненным. Чтобы объяснить разницу между этими понятиями, я покажу вам, как я хорош — или плох — в рисовании:
Как видите, мой рисунок далек от совершенства. Красная зона показывает, насколько мой круг отличается от идеального круга, нарисованного в программе. Она иллюстрирует разрыв между целью и результатом. Мастерство — это стремление устранить этот разрыв. Красная зона Джотто была, вероятно, гораздо меньше моей.
Мастерство — это не безупречность, но это стремление к безупречности.
То, что делает рисунки от руки увлекательными: стремление
Спортивные состязания увлекательно смотреть, потому что спортсмены ошибаются, оступаются, спотыкаются, проигрывают — но стремятся все это преодолеть. Переживания спортсменов — это метафора нашей личной жизненной борьбы, разрыва между нашими целями и реальными достижениями. Хорошо смотреть на безупречное выступление, но когда атлет борется, преодолевает препятствия — вот это поистине увлекательно.
Мне кажется, что похожую борьбу можно увидеть и в рисунках от руки. Рисунки кажутся нам “живыми”, “очаровательными”, “личными” не только благодаря уникальному “стилю” автора, тому как он “выражает” себя. Нет, в рисунках мы еще видим огромное стремление к совершенству. Иногда эту борьбу можно заметить, когда смотришь, как человек рисует. Художники и дизайнеры часто прячут этот процесс и показывают только сияющий результат работы. Но в мире сияюще-безупречных творений, именно несовершенство процесса может увлечь ваших зрителей. Несовершенства делают вашу работу “человеческой” (в лучшем смысле этого слова) и потому — прекрасной.
Нам нравится видеть процесс, а не только результат. Несовершенства в работе могут быть красивыми, когда они демонстрируют не безразличие, а стремление к совершенству.
Идеально никогда не будет — смиритесь!
Многим творческим людям знаком этот ворчливый голосок в голове, который отмечает все недостатки и ошибки в работе, еще до того, как она закончена. Когда я рисую, этот голосок всегда — ВСЕГДА — убеждает меня, что, из всех моих работ, эта — самая худшая. Самая. Я вижу что с перспективой что-то не так, что пропорции не соблюдены, что линии кривые… и все это очень драматично. Представьте мое облегчение, когда я понял, что эти ошибки нравятся моим зрителям, потому что они чувствуют себя частью моей борьбы, моего стремления!В духе ваби-саби, я решил принять эти несовершенства, и они стали частью моей работы.
В своем стремлении к мастерству, мы должны научиться жить с несовершенствами, с этим разрывом между нашими целями и реальными достижениями. Вот эта статья, например, могла бы быть гораздо лучше. Но это максимум того, что я смог. Так что нам придется жить с этим здесь и сейчас.
Делитесь моей статьей с друзьями и подписывайтесь на мою рассылку. Обзор моих статей можно найти здесь.