Будущее UX-дизайна

120

Это вторая часть статьи Эндрю УилшираГде будет UX-дизайн через 5 лет?”, которую мы перевели по случаю онлайн-конференции “UX-Марафон/Взаимодействие будущего”. Запись докладов можно найти здесь. А первую часть статьи читайте здесь.

Над переводом работали: Ольга Скулкина и Ринат Шайхутдинов. При поддержке iSpring.

iSpring — решение для запуска дистанционного обучения.

Новые рынки

UX-дизайн принял ту форму, в какой мы его знаем, не только по причине повсеместного распространения гаджетов (телевизоров, компьютеров, смартфонов), но и потому, что экономика все больше ориентируется на сферу услуг, где клиентский опыт играет чрезвычайно важную роль. Более того, по мере роста развивающихся экономик (Индия, Китай), для UX-дизайнеров откроются новые рынки.


Интересуетесь свежими статьями по дизайну? Вступайте в группу на Facebook.


К примеру, создание инфраструктуры здравоохранения потребует решений, которые будут отвечать финансовой и социально-экономической ситуации в этих странах. Для UX-дизайнеров, заинтересованных в международном развитии, здесь есть огромный потенциал: внести свой вклад в проектирование инновационных технологических решений, чтобы люди в этих странах получили доступ к новейшим достижениям в области диагностики и лечения заболеваний.

Старые и новые технологии

Уже несколько лет ведутся разговоры о наступлении эры виртуальной реальности, и о платформах дополненной реальности, но ярких случаев использования этих технологий в массовой культуре пока нет. В своем интервью для FastCo Design, Грег Мэдисон, VR-дизайнер в Google Labs, высказал сомнения относительно того, что виртуальная реальность произведет какой-то фурор:

“Для меня лень — это самый лучший способ предсказать, что произойдет в будущем […] За 30 лет мы ничем не заменили мышь и клавиатуру, потому что с их помощью можно делать множество вещей, не прилагая особых усилий. В виртуальной же реальности, нам нужно думать, и не потому, что мы можем, а потому что это необходимо делать”.

К примеру, проект Google Glass (очки дополненной реальности) был приостановлен в 2015 году из-за низких продаж и ряда вопросов по их безопасности и конфиденциальности. Это говорит о том, что успех технологии определяется не только степенью ее инновационности или качеством исполнения. Технология должна быть востребована пользователями, служить каким-то важным дополнением их жизней.

Сегодня нет сомнений в том, что смартфоны, планшеты и компьютеры останутся частью нашей жизни и в будущем. Поскольку наш основной способ познания мира — визуальный, нас вполне устраивает получать информацию в текстовой форме через экран телефона. Для многих пользователей “экранные устройства” также устанавливают важные границы: они позволяют выполнять несколько задач одновременно, распределять внимание между устройствами и даже при необходимости отключать их.

Искусственный интеллект и машинное обучение

Во многих профессиях сегодня происходит переоценка ценностей, связанная с тем, что высокотехнологичные, надежные и недорогие технологии автоматизации и искусственного интеллекта (ИИ) проникают практически в каждый сектор промышленности. Уже были коммерческие попытки использования ИИ для работы в области дизайна. Как правило, они концентрируются на тех областях, где дизайнеру приходится работать в рамках определенных визуальных ограничений. К примеру, компания Logojoy предлагает сервис по созданию логотипов, основанный на ИИ.

Что касается работы конкретно UX-дизайнеров, вряд ли в ближайшее время получится автоматизировать большинство их задач. Эффективное исследование и тестирование пользователей, к примеру, это сложный процесс, для которого требуется эмоциональный интеллект и, что самое важное, способность понимать, какие потребности и модели поведения отсутствуют среди представленных. ИИ еще достаточно далек от того, чтобы понимать важность вещей, которые люди не говорят и не делают.

У “живых” UX-дизайнеров есть еще одно важное преимущество: они являются “инсайдерами” человеческого общества и понимают человеческие потребности. В 2017 году мы пока не знаем, как, с философской точки зрения, оценить ситуацию, когда машина будет способна к эмпатии или состраданию — поэтому мы, пожалуй, далеки от создания такой машины в реальности. По аналогии, в визуальном дизайне также нужна рука человека: ведь только человеку под силу понять сложные культурные и эмоциональные особенности восприятия цветов и их комбинаций и создать продуманный, эмоционально привлекательный образ продукта.

Однако, ИИ сыграет свою роль в ускорении и дополнении дизайн-процессов, выполняемых человеком — и это может произойти раньше, чем вы думаете. К примеру, ИИ может за секунды создавать сотни лейаутов, цветовых схем и логотипов, что позволит дизайнеру выбирать привлекательные и жизнеспособные идеи гораздо быстрее. Как рассказал сайту Creative Review специалист по вопросам стратегии Рассел Дэвис: “гораздо эффективнее и приятнее поручить машине генерацию тысяч разных вариантов, чтобы человек затем выбирал из этой массы отдельные жемчужины”.

Голосовые интерфейсы

Голосовые интерфейсы (voice user interfaces, VUIs) уже используются в ряде технологий. У Apple есть Siri, у Google есть OK Google, у Microsoft есть Cortana, а у Amazon есть Alexa. Amazon, к примеру, применил голосовые интерфейсы в таких продуктах, как Fire TV и Echo. Скорее всего, пользователи по достоинству оценят голосовые интерфейсы в тех ситуациях, когда визуальное внимание направлено на что-то другое (например, при управлении автомобилем), или когда у них нет возможности или желания печатать и кликать (например, при просмотре телевизора). Но голосовые интерфейсы скорее всего будут все также соседствовать с экранными интерфейсами — ведь никто не хочет ехать в вагоне, полном людей, отдающих голосовые команды своим девайсам.

Есть еще один недооцененный фактор, который влияет на развитие технологий в будущем: люди отдают предпочтение тому, что уже знают. Раскладка клавиатуры на телефоне все та же QWERTY, хотя ее создали в 1868 году, чтобы свести к минимуму столкновение лапок на печатных машинках. Уже давно известны раскладки, которые рационально лучше QWERTY (например, Dvorak), но они так и не получили широкого распространения. iPhone и iPod стали так успешны, потому что были значительно лучше существующих продуктов (телефонов и плееров), которые предлагали слабый опыт взаимодействия. Для сравнения, раскладка Dvorak не снискала успеха, потому что UX клавиатуры QWERTY в целом не вызывал никаких проблем — а значит у пользователей не были потребности или желания что-то менять.

Про особенности дизайна, разработки и оценки голосовых интерфейсов в ходе UX-марафона рассказывал Константин Самойлов, который проектировал голосовые интерфейсы в Google. Запись доклада можно найти здесь.

Читать далее: Качества UX-дизайнера завтрашнего дня >>



Мобильное приложение «Заметки о психике» | Mental Notes

Подкидывает идеи, как привлечь, удержать и направить внимание пользователя.

Mental notes — это колода из 53 карточек с описанием психофизиологических моделей поведения людей, которые лежат в основе принципов веб-дизайна. Они помогают дизайнерам, проектировщикам лучше понять поведение пользователей и найти эффективные решения при создании дизайна интерфейсов.

Скачать приложение в Appstore →
Будущее UX-дизайна

Посты в категории UX-дизайн

Ген UX/UI дизайнера: 5 жизненных принципов от продуктового дизайнера Atlassian

Ринат Шайхутдинов

18 июня 2019

Посты в категории UX-дизайн

100 вопросов для UX-анализа

Ольга Жолудова

22 апреля 2019

Посты в категории UX-дизайн

Принципы гештальта в дизайне интерфейсов, которые знает, пожалуй, каждый UX/UI-дизайнер

Ольга Жолудова

25 февраля 2019