book-open 1 test
Иллюстрация

Как научиться рисовать и с чего начать (6 базовых практик и приемов)

Подборка упражнений для новичков дабы правильно начать рисовать с нуля: тренируем кисть и умение видеть, штриховка, контуры, перспектива и композиция.
Иллюстрация Daria Zariankina: https://dribbble.com/shots/10784329-Search

Вы читаете перевод статьи “A quick beginner’s guide to drawing”. Над переводом работали: Ольга Жолудова и Настя Никсен.

В основе рисования лежат две вещи: научиться контролировать свою руку и научиться видеть.

Совет: Выполняя эти 6 упражнений, пользуйтесь одной ручкой и каким-то определенным типом бумаги (например, A5).

Интересуетесь свежими статьями по продуктовому дизайну (UX/UI)? 🚀

Подписывайтесь на канал в Telegram | ВКонтакте, Instagram, Facebook

Тренируем ловкость рук

Первые два упражнения помогут нам научиться контролировать руку. Мы хотим натренировать мышцы и развить зрительно-моторную координацию.

Такие механические упражнения — это отличный старт для новчика. Позже к ним можно возвращаться, если, например, хотите привыкнуть к новой ручке, или не знаете, что рисовать.

А еще это отличный способ расслабить ум.

Упражнение 1: Круги — чем больше, тем лучше!

Рисуйте на листе бумаги круги разных размеров, пока не заполните все пространство. Старайтесь, чтобы круги не пересекались.

Рисовать круги не всегда так просто, как кажется. Заметили, что чем больше круг, тем сложнее его нарисовать? Рисуйте свои круги в обоих направлениях — и пусть их будет очень много.

Совет: Когда руку начинает сводить — потрясите! В конце концов, для руки это тоже настоящая тренировка.

Упражнение 2: Штриховка — да здравствует структура!

Заполните лист бумаги параллельными линиями.

Диагональные линии для нас — самые простые, потому что они соответствуют естественному движению запястья. Вы замечали, что правши предпочитают одно направление диагонали, а левши — другое? Посмотрите на рисунки вашего любимого рисовальщика (в моем случае это Леонардо) и угадайте, какой рукой он рисовал?

Обязательно попробуйте рисовать в разных направлениях. Повеселитесь! Совмещайте разные штриховки и наблюдайте, как темнота распространяется по бумаге.

Совет: Не вращайте бумагу. Вся суть в том, чтобы натренировать руку двигаться во всех направлениях.

Итак, мы поработали с руками, давайте начнем тренировать глаза!

Восприятие — учимся видеть

Суть рисования в том, чтобы видеть и понимать, что ты видишь. Люди часто предполагают, что все видят одно и то же, но на самом деле видение — это навык, который можно улучшить. Чем больше вы рисуете, тем больше видите. Следующие четыре упражнения помогут вам видеть больше.

Упражнение 3: Контур — покажите ваши руки!

Видите все эти удивительные очертания вашей руки? Соберите их на листе бумаги! Не пытайтесь пока рисовать всю руку, просто выберите несколько приятных линий.

Что бы вы ни рисовали — человека, растение или любимое животное — именно контуры обычно определяют объект и делают его узнаваемым. Сложность не столько в том, чтобы нарисовать эти линии, а скорее в том, чтобы вообще увидеть их!

Даже если кажется, что форма объекта вам знакома, всегда полезно присмотреться к нему повнимательнее и открыть что-то новое.

Упражнение 4: Контрастное сопоставление — складываем свет и тень

Положите перед собой кусок ткани и нарисуйте его. Начните с контуров, а потом — при помощи штриховки — воссоздайте игру света и тени.

Это упражнение развивает чувство света и тени. Признаю, это не самая простая тема — она достойна отдельного продвинутого урока. Главное — помните: нет задачи сделать все идеально “правильно”. Ткань — это ваша “игровая площадка”, на которой вы можете попробовать разные штриховки. Прочувствуйте, как вы можете создавать свет и тени практически голыми руками!

Совет: Чтобы создавать формы, можете использовать изогнутые штрихи; а перекрестная штриховка отлично подойдет изображения для затемненных областей и тканевой структуры.

Совет: Когда будете смотреть на ткань, прищурьте глаза. Все станет размытым, но это усилит контраст между светлым и темным.

Расположение света — это отличный способ показать, что на рисунке важно. Только взгляните на картины Рембрандта и Жоржа де Латура. И когда в следующий раз будете смотреть кино, понаблюдайте, как за счет света и теней создается драматический эффект.

Упражнение 5: Перспектива — потерянные в пространстве

Давайте нарисуем несколько кубов! Просто следуйте следующим простым шагам.

Рисунок в перспективе — это, по большому счету, лишь проекция 3D пространства на 2D поверхность (ваш лист бумаги).

Построение перспективы — это практически наука, и, конечно, всех деталей в рамках одной статьи не охватить. Тем не менее, мы можем немного повеселиться с одной простой техникой, которая поможет нам интуитивно понять магию перспективы:

Шаг 1: Нарисуйте горизонтальную линию. Это горизонт вашего рисунка.

Шаг 2: Отметьте две точки на горизонте около края листа. Это две точки схода.

Шаг 3: Нарисуйте где-нибудь вертикальную линию.

Шаг 4: Соедините конечные точки вертикальной линии с точками схода.

Шаг 5: Дорисуйте две вертикальные линии, как показано ниже:

Шаг 6: Соедините эти линии с точками схода.

Шаг 7: Теперь обведите куб темным карандашом. Вуаля!

Повторите шаги 3–7, сколько угодно раз. Повеселитесь! Если любите приключения, можете даже заштриховать стороны своих кубов.

Совет: Когда рисуете пересекающиеся линии, лучше чтобы они немного накладывались друг на друга. Так форма будет выглядеть увереннее и определеннее.

Когда освоите перспективу, сможете создавать в своих рисунках ощущение глубины. Но, что самое важное, вы научите свой мозг мыслить в трех измерениях. Даже если рисуете “плоские” рисунки или намеренно нарушаете “правила” перспективы — что я лично очень люблю делать — понимание перспективы все равно является одним из самых ценных навыков в рисовании.

Упражнение 6: Композиция — почему это здесь?

Сделайте 5 разных рисунков одного и того же объекта. Каждый раз по-разному размешайте объект на бумаге!

Композиция — это отличный инструмент, чтобы “сказать” что-либо своим рисунком, чтобы выразить его значение или посыл.

Чтобы понять, как это работает, мы должны помнить, что наше восприятие формируется на основе повседневного опыта. К примеру, горизонтальные и вертикальные линии кажутся нам более “устойчивыми”, чем диагональные, которые могут в любой момент “упасть”. Или, например, когда мы видим темный объект где-то внизу, мы понимаем, что он “тяжелый”.

Когда будете располагать свой объект в разных местах рисунка — отмечайте, как меняется его значение.

Расскажите мне, что думаете!

Это мой первый урок по рисованию, и мне очень интересно узнать, что вам особенно понравилось. Что еще вы хотели бы узнать о рисовании? Пожалуйста, оставляйте свои идеи и предложения в комментариях.

И постите свои рисунки!

Иллюстрация