Короткие UI-советы: как сделать дизайн сайта значительно лучше
3 простых правила дизайна по оформлению веб-страницы для недизайнеров: сетки, типографика и теория цвета

3 простых правила дизайна по оформлению веб-страницы для недизайнеров: сетки, типографика и теория цвета
Вы читаете перевод статьи Рии Н. Кармин “Design for Programmers”. Над переводом работали Ольга Скулкина и Ринат Шайхутдинов. При поддержке iSpring.
iSpring — решение для запуска дистанционного обучения.
Статья впервые опубликована на loveux.co
Обычно люди думают, что дизайн — это нечто туманное и недостижимое. На самом же деле дизайн — это навык, который можно освоить.
Интересуетесь свежими статьями по дизайну? Вступайте в группу на Facebook.
Любой может применить правила дизайна к своей работе. Если вы инженер и разрабатываете приложение, или менеджер — и создаете бизнес-презентацию, то у меня есть для вас парочка трюков. Я покажу вам, как применить в работе три простых принципа дизайна: сетки, типографика и теория цвета.
В основе дизайна чего угодно лежат три компонента:
Оговорка: Поскольку я продуктовый дизайнер, я в статье буду ссылаться на продуктовый дизайн. Но вы можете применять описанные принципы в любой другой области дизайна.
Эстетика основывается на традиционных принципах визуального дизайна. Ключевые компоненты визуального дизайна — это система сеток, типографика, теория цвета и движение. Суть эстетики не в том, чтобы объекты дизайна просто выделялись и бросались в глаза. Эстетика — это визуальный язык; мастерство передавать идеи посредством образов.
Эмпатия — это понимание людей, для которых мы проектируем. В продуктовой дизайне мы используем для этого термины пользовательское исследование (user research) и проектированием пользовательского опыта (user experience design). Не важно, насколько круто вы передаете свои идеи через дизайн, если вы не знаете, с кем вы говорите, и о чем они хотят разговаривать. Дизайн никогда не существует в вакууме. В его основе всегда есть проблема и цель.
И наконец, нужно знать инструменты дизайна. Их существует огромное множество: от салфетки, на которой вы накидали первоначальную идею, до программ типа Processing и D3.js. Думаю, что первое, что пришло вам в голову — это Photoshop или, может быть, Illustrator. Код также может служить инструментов дизайна. На самом деле многие продуктовые дизайнеры полностью переключаются на код, или работают одновременно с интерфейсом и кодом в инструментах типа Framer.js.
Я возьму настоящий продукт и буду применять к нему принципы дизайна, описанные в этой статье. Мой выбор пал на образовательный сайт (потому что я люблю образование), который предлагает онлайн-курсы. Я не буду менять структуру сайта, потому что это выходит за пределы нашей темы.
На примере этого сайта я продемонстрирую, как применять три базовых принципа дизайна: сетки, типографику и теорию цвета.
Первое, что мне сразу не понравилось на этом сайте — это то, что страница выглядит перегруженной; не знаешь куда смотреть в первую очередь. Так что первым делом я полностью избавлюсь от всех стилей — оставлю только контент.
Изначальный дизайн.
Изначальный дизайн без стилей.
Все должно быть выровнено. Выравнивание — это первая вещь, способная кардинально изменить ваш дизайн. Суть выравнивания в том, чтобы все элементы вашего сайта, приложения или слайда были расположены в соответствии с сеткой — вертикальной и горизонтальной.
Традиционная типографская сетка состоит из колонок, межколоночных интервалов, модулей, негативного пространства, полей и базовых линий. Среди основных печатных лейаутов можно назвать манускрипт (manuscript), колонки (columns) и блоки (blocks). Типографская сетка может быть очень простой или очень сложной — все зависит от ваших желаний, ведь в данном случае нет практически никаких технических ограничений.
Возможности браузера накладывают определенные ограничения на веб-сетку. Она выглядит почти так же, как типографская — только попроще.
Выбор сетки во многом зависит от типа проекта, над которым вы работаете. Для большинства проектов нужна сеточная система, в которой есть некий связывающий контейнер для колонок. Это означает, что общая ширина фиксирована, например, 960px или 68em. Благодаря связывающему контейнеру ваш текст остается читаемым на больших экранах. Интервал идеальной читаемости — от 45 до 75 символов в строке.
Вы запросто можете использовать в своем проекте CSS сетку. Даже не могу придумать пример, когда может понадобиться создавать сетку с нуля. Существует масса сеточных фреймфорков (960, Bootstrap, Foundation). В любом сеточном фреймворке есть колоночная система. Наиболее распространены 12, 16 и 24-колоночные системы. Мой любимый фреймворк — Neat.io, потому он по умолчанию предлагает хорошую основу, но если нужно что-то изменить — это легко сделать.
По умолчанию в Neat.io 12 колонок; ширина внешнего контейнера составляет 68em.
При работе с веб-приложениями стоит позаботиться, чтобы сетка использовала всю ширину окна и была модульной. При разработке мобильных приложений модульность сетки просто необходима: разные модули должны аккуратно выстраиваться так, чтобы занимать все экранное пространство. Для этого есть специальный фреймворк Zurb Foundation for Apps.
Zurb Foundation для приложений.
А теперь самая коварная часть — вертикальный ритм. Вертикальный ритм — или сетка базовых линий — это горизонтальная сетка вашего лейаута. Применить сетку базовых линий в веб непросто. Мне помогают в этом simple Sass map и Basehold.it.
Вертикальный ритм — это один из способов добиться согласованности в веб-дизайне. Для сайта это означает, что вне зависимости от размера шрифта, высота линии всегда будет пропорциональна одному и тому же постоянному значению единицы ритма.
“Используем Sass для создания вертикального ритма с любым масштабом” — Джеймс Стейнбах
Пример сетки базовых линий в веб от Sassline.
Посредством иерархии мы показываем, что на странице самое важное и в каком порядке следует изучать контент. Заголовки обычно бывают крупнее, чем основной текст, поэтому люди сначала обращают внимание на них — и благодаря этому получают общее представление о содержимом.
Еще один способ привлечь внимание к элементу (кроме большого размера) — это негативное пространство. Негативное или белое пространство — это отступы вокруг элемента, которые придают ему больший визуальный вес.
В первую очередь я просто применила к странице сетку. Некоторые элементы — а именно логотипы университетов и карточки курсов — не были выровнены.
Применяем сетку.
Имейте в виду, что дизайнерская тусовка может начать критиковать ваш выбор шрифтов. Искусству типографики более пяти веков, ему посвящены сотни книг. Вот несколько советов, которые помогут избежать насмешливых ухмылок на лицах креативщиков.
Я выбрала современный, стильный шрифт Titillium в паре с утонченным Work Sans. Оба шрифта без засечек. Titillium без сомнения обладает более ярким характером, а, значит, он хорошо подойдет для заголовков. А Work Sans — очень качественный шрифт с кучей стилей.
Подбираем типографику.
Первое, что хочется сказать: цвет — это очень субъективная вещь. Определенно существуют правила составления цветовых схем, но само восприятие цвета во многом зависит от нашего личного опыта и культурных особенностей. Можно научиться применять правила создания цветовых схем, но не стоит рассчитывать на 100% успех. Для начала давайте рассмотрим некоторые цветовые тренды, а потом я покажу вам как работает цветовой круг.
Любая творческая сфера подвержена влияниею трендов — и цветовые схемы не исключение. Очень часто цветовые тренды приходят из искусства в индустриальный и графический дизайн, а потом и в веб-дизайн. Вот несколько крупных цветовых трендов:
Если сомневаетесь — всегда отдавайте предпочтение оттенкам серого с одним акцентным цветом. Сейчас набирает популярность фиолетовый.
Материальный дизайн.
Пастельные тона и фотографии с эффектом crisp.
Оттенки серого с одним акцентным цветом.
В отличие от традиционного графического дизайна, цветовые схемы в веб и в мобильных продуктах обычно более сдержанные. Нужно держать в уме юзабилити, подбирать достаточно контрастные цвета и продумывать, как выбранные цвета ложатся на ваш визуальный язык.
К примеру, вам наверняка понадобится один или более акцентных цветов для обозначения элементов действия. Вы же не хотите запутать пользователя, установив один и тот же цвет для элементов действия (например, кнопок) и статичных (например, текстовых) элементов.
Оттеночная / монохромная. Чтобы создать монохромную цветовую схему, нужно выбрать один тон (hue) и сгенерировать 4–5 вариаций этого тона с разной яркостью. (Яркость — brigntness — это третья составляющая аббревиатуры HSB).
Монохромные схемы отлично подходят для текста и вспомогательных элементов: границ, фона, теней и т.д.
Цветовая схема Wet Asphalt в Adobe Color.
$grey-colors: (
x-light : #F5F5FA, //HSB 244,2,98
light : #B9B8CC, //HSB 244,2,80
medium : #706F7F, //HSB 244,2,50
dark : #383740, //HSB 244,2,25
x-dark : #2D2C33 //HSB 244,2,20
);
Аналоговые схемы сегодня особенно популярны в продуктовом дизайне. Чтобы создать аналоговую схему, нужно взять два цвета схожего тона (hue) и установить для них не обязательно контрастный, но явно-различимый уровень яркости (brightness).
При создании этой схемы Mint Navy я установил значение тона (hue) на 161 и 209, а яркость (brightness) — на 88 и 50. Разница не слишком большая, но очевидная. Затем я дополнил цветовую схему парой серых цветов того же тона, что и синий цвет.
Можно опробовать эту же формулу на других цветах.
Цветовая схема Mint Navy в Adobe Color.
$analogous-scheme: (
primary : #51E0B3, //HSB 161,64,88
secondary : #2E587F, //HSB 209,64,50
light : #F5F5FA, //HSB 240,2,98
dark : #36414C, //HSB 209,30,30
x-dark : #292E33 //HSB 209,20,20
);
В основе комплементарной цветовой схемы лежат цвета, расположенные друг напротив друга на цветовом круге (вспомните IKEA). Можете себе представить, что комплементарные схемы в чистом виде уже вышли из моды.
Можно попробовать создать комплементарную схему с интересной фишкой — как у Slack. За основу возьмите все те же два цвета противоположного тона (hue), но установите для них контрастные значения насыщенности (saturation) и яркости (brightness). В схеме Slack используется глубокий, приглушенный красно-лиловый цвет в сочетании с ярко-зеленым.
Я создала более мягкую цветовую схему с приглушенным зеленым.
Цветовая схема Wine and Robin в Adobe Color.
$complementary-scheme: (
primary : #8FCCCC, //HSB 180,30,80
secondary : #542B38, //HSB 341,49,33
light : #F0FAFA, //HSB 180,4,98
dark : #4C4549, //HSB 327,10,30
x-dark : #332E31 //HSB 327,10,20
);
Триадные схемы достаточно коварны, потому что построены на трех разных тонах. Так же как и в предыдущем случае, для создания современной триадной схемы используйте контрастные значения насыщенности (saturation) и яркости (brightness).
Цветовая схема Vibrant 116 в Adobe Color.
$triad-scheme: (
primary : #1F3557, //HSB 216,64,34
secondary : #D5FFAB, //HSB 90,33,100
terciary : #FF6B6B, //HSB 360,58,100
medium : #7A8799, //HSB 216,20,60
dark : #121F33 //HSB 216,64,20
);
Градиенты очень популярны в современном дизайне. С выходом iOS7 градиенты предстали перед нами в новом, “плоском” варианте. В создании градиентов есть два основных тренда.
Первый — легкие градиенты, построенные на двух или трех очень похожих цветах. Для таких градиентов также могут использоваться аналоговые цветовые схемы. Создавая такой градиент, выбирайте цвета практические идентичное по насыщенности (saturation) и яркости (brightness) и близкие по тону (hue). Разница в значении тона должна составлять 10–15%. Также можно задать для градиента небольшой угол наклона.
Легкий градиент.
.subtle-gradient {
background: #FF5F6D; /* fallback for old browsers */
background: -webkit-linear-gradient(to left, #FF5F6D , #FFC371); /* Chrome 10-25, Safari 5.1-6 */
background: linear-gradient(to left, #FF5F6D , #FFC371); /* W3C, IE 10+/ Edge, Firefox 16+, Chrome 26+, Opera 12+, Safari 7+ */
}
Акцентные градиенты — новички в нашей области. Акцентные градиенты строятся на триадных или комплементарных схемах. В мире дизайна нет единого мнения относительно акцентных градиентов: кто-то считает их гениальными, другие видят в них лишь китч. Поэтому пользуйтесь ими осмотрительно. Рекомендую применять акцентные градиенты для создания небольших акцентов (отсюда и название), и не рекомендую использовать на крупных элементах.
Акцентный градиент.
.accent-gradient {
background: #FF5F6D; /* fallback for old browsers */
background: -webkit-linear-gradient(to left, #FF5F6D , #FFC371); /* Chrome 10-25, Safari 5.1-6 */
background: linear-gradient(to left, #FF5F6D , #FFC371); /* W3C, IE 10+/ Edge, Firefox 16+, Chrome 26+, Opera 12+, Safari 7+ */
}
UIGradients — отличный источник вдохновляющих градиентов.
Цвета темы.
Акцентный градиент.
$example-scheme: (
primary : #71069E, //HSB 216,64,34
secondary : #3B52B8, //HSB 90,33,100
terciary : #00A2D4, //HSB 360,58,100
light : #DDE0F0, //HSB 216,20,60
dark : #5D5F63 //HSB 216,64,20
);
Вот итоговый вариант дизайна и описание моего процесса.
Итоговый дизайн.
Продуктовые дизайнеры
Продакты
UX/UI-дизайнеры
UX-аналитики
Веб-дизайнеры
Менеджеры проектов
Продуктовые аналитики
Бренд-менеджеры
Digital-стратеги
Арт-директора
Аналитики данных
UX-исследователи
Графические дизайнеры
Веб-разработчики
Дизайнеры интерфейсов