Вы читаете перевод статьи Ральфа Аммера “Stop taking pictures and start drawing!”. Над переводом работали: Ольга Жолудова и Настя Никсен.
Некоторые рисунки выглядят свежо и живо, а некоторые … нет. В чем же секрет? Давайте сначала разберемся с фотоаппаратами.
Вот что происходит, когда мы фотографируем: свет проецирует изображение на светочувствительный элемент. Далее это изображение записывается на жесткий диск. То есть фотографирование — это процесс записи, простой и скучный.
А на мир мы смотрим не так. Наш мозг — не камера.
Когда мы смотрим на какой-то предмет, между нашими глазами и нервной системой происходят невероятно сложные взаимодействия. Мы “узнаем” то, что видим, и формируем совершенно другую “картину”.
Наша “картина” гораздо более увлекательная, сложная и динамичная. Она — часть текущего состояния нашей нервной системы. Эта “картина” — не запись предмета и окружения, а скорее наша интерпретация: реакция бесчисленного множества наших нейронов.
Наши воспоминания, настроение, физическое состояние — все это влияет на нашу интерпретацию. Два человека никогда не увидят одну и ту же “картину”.
Поэтому, когда вы рисуете, вы не просто записываете состояние окружающего мира. Ваш рисунок — это ваша личная интерпретация!
И что же это значит для вас и вашего творчества?
Не пытайтесь записывать как фотокамера!
И кстати, не рисуйте с фотографий. Если вы рисуете с фотографии, вы изображаете свою интерпретацию уже записанной картины; а нужно рисовать свою собственную богатую интерпретацию реальной ситуации. Когда люди видят “консервированный” рисунок, они сразу чувствуют разницу.
Секрет живых рисунков
Смотрите на мир необычно, пытайтесь понять то, что видите, и тогда вы обязательно придумаете, как нарисовать свою интерпретацию!
1. Смотрите!
Значительная часть процесса рисования заключается в том, чтобы “просто” смотреть и понимать, прежде чем хвататься за ручку. Что особенного в ситуации? Что задевает ваши чувства или мысли? Созерцание отнимает много сил и энергии — лично для меня это самая сложная часть процесса.
Когда найдете что-то интересно, следующим шагом будет перенести это на лист бумаги.
2. Расскажите, что видите!
Вспомните, когда вам в последний раз рассказывали историю? Готов поспорить, вы не вникали в каждую мельчайшую деталь (если, конечно, вы не Марсель Пруст). Скорее вы концентрировались на тех частях, которые зас “зацепили”.
В рисовании то же самое.
Невозможно показать на рисунке все. Поэтому нам приходится концентрироваться на действительно важных вещах и придумывать, как их показать. Как расположены элементы на бумаге? Какие цвета лучше использовать? Какие линии помогут нам лучше донести мысль? Мы можем принимать эти решения осознанно или интуитивно — главное, давайте их не игнорировать!
Вот два примера:
Я завел себе привычку рисовать небольшие скетчи из моей повседневной жизни (проект можно посмотреть здесь). Одним из правил, которые я себе установил, было рисовать за один присест. Я могу стоять неподвижно и оставаться сконцентрированным 1–3 часа. Этот лимит времени заставляет меня уделять внимание главному и четко продумывать: что рисовать, а что можно опустить.
“Birds”, Shanghai, 2014, Ink on paper, 19 x 14 cm
Идея этого угрюмого рисунка заключается в том, чтобы сопоставить легкий и веселый стиль рисования (ритмическое разнообразие клеток) с достаточно мрачной композицией (жесткая симметрия). Небольшая деталь — одна единственная птичка не в клетке — усиливает напряжение и позволяет зрителю самому толковать значение рисунка.
“People Square”, Shanghai, 2014, Ink on paper, 19 x 14 cm
В этом рисунке хочется больше отметить процесс рисования, нежели конечный результат. В попытке изобразить свое представление о толпе, я сначала рисовал отдельных людей, а потом постепенно начал заполнять бумагу безликой массой каракулей. (Можете посмотреть видеозапись процесса).
А вы?
Что вам нравится в рисовании? Каков ваш рабочий процесс? Буду рад услышать ваши мысли в комментариях!