book-open 1 test
Иллюстрация

Руководство по созданию персонажей для книг, комиксов, видеоигр и фирменного стиля

Здесь методы, которые помогли мне создать Веселую семейку хурмятин (Mmon’s), девочку фантазерку Машу (Истории с помпоном), инопланетного помощника для онлайн-сервиса развития инженерных навыков у детей (Тризологика) и даже расширить вселенную личных персонажей.
Иллюстрация Tania Tania: https://dribbble.com/shots/19708392-Pack-it-set-1

Вы читаете перевод статьи «How to Design a Character: The Creator’s Guide to Amazing Characters (with Examples)». Переводы — это один из моих способов исследовать возможности в творческом мире.

Создание персонажей — один из самых важных навыков в арсенале художника-иллюстратора. Если разбирать этот навык на составляющие, то выяснится, что нюансов очень много: если выписать их все на бумагу и сложить в рюкзак, то швы у рюкзака просто лопнут. Вот и мне, за время работы над проектами удалось собрать приличный комплект таких творческих практик и подходов к работе. Все они не раз помогали справляться с проектами и выбираться из неопределенности.

Итак, как появилось это руководство? Я изучил работы мастеров — собрал все, что придумали ведущие художники и иллюстраторы, а также проанализировал свои работы.

"...Когда вы смотрите на фотографию или реалистичный рисунок лица, вы видите в нем лицо другого человека. Но когда вы попадаете в иллюстрированный мир, мир мультипликации, вы видите себя".

— Скотт Макклауд, американский художник, комиксист, автор книг по теории комикса «Понимание комикса» (1993), «Переизобретение комикса» (2000), «Создание комикса» (2006), а также графического романа «Скульптор» (2015).

Какие нюансы отличают классно проработанного персонажа?

Дизайн персонажей — это процесс создания и развития персонажа для визуальной истории, визуального сторителлинга (visual story): это может быть книга, история бренда или сторибренд (brand story), комиксы, рекламная кампания, видеоигра или мультфильм. Важный момент в том, что именно эти персонажи и маскоты двигают историю вперед и побуждают людей в нее поверить.

Главная задача каждого художника-иллюстратора — создать запоминающийся и привлекающий аудиторию образ. Ваш персонаж может быть серьезным, деловым, игривым, забавным, эмоциональным или даже самим воплощением зла. Каким бы он ни был, он должен быть понятен зрителю. Классные и запоминающиеся персонажи, вызывают у зрителей эмоциональный отклик к истории: поэтому художники-иллюстраторы трепетно прорабатывают личность и предысторию персонажа.

Можно сказать, что хороший персонаж обладает следующими качествами:

5 шагов к созданию отличного дизайна персонажа

Шаг 1: Проведите исследование

Если у вас уже есть идея, что вам бы хотелось изобразить, то на этом этапе вам будет проще. Например, представьте, что вы хотите нарисовать морское существо. Тогда ваше исследование будет включать в себя поиск фотографий существующих морских животных, пейзажей, предметов, цветовой палитры и много разного на морскую тему. Все нарытые картинки удобно собирать на единое полотно, чтобы считывалось общее настроение будущего рисунка, такие доски называют мудборд (moodboard). Также может быть очень ценным опытом на этапе сбора идей просмотр уже существующих работ художников, поиск подходящих референсов уже кем-то нарисованных морских животных, их общей эстетики и т.д.

А если у вас вообще нет идей, что рисовать, то для начала можно покопаться в досках на Pinterest, журналах по созданию персонажей, попытаться вдохновиться, а потом задуматься: Ваш герой — человек? Животное? Призрак? А потом снова переходите к мудборду.

Мудборд — это не трата времени, а значимая часть творческого рабочего процесса. Регулярно использую мудборд в проектах, помогает глубже изучить тему, согласовывать идеи с заказчиком в наглядном формате и передает через образы атмосферу/настроение, которые я собираюсь реализовать в проекте.

— Настя Никсен, художник-иллюстратор и бренд-дизайнер

Подведем итог, вот такой список необходимо учесть на этапе исследования:

Шаг 2: Продумайте черты характера

Черты характера персонажа можно объединить в 4 категории: общая информация, внешность, личность и вспомогательные черты. Классно, когда у вас есть под рукой проверенный чек-лист из пунктов, в которые можно вписать свои идеи (см.ниже). Такой подход помогает оценить динамику развития персонажа, всех ли нюансы проработаны и что осталось доделать ли хватает и определять следующий шаг.

Итак, поехали.

Категория 1 — Общая информация

Бывает, что  начать с общего описания не получается, особенно, когда наработок по персонажу еще нет и перед вами чистый лист. В таком случае я сначала прорабатываю физические и личностные характеристики, а уже затем снова возвращаюсь к общему описанию.

Категория 2 — Внешний вид включает в себя следующие признаки:

Категория 3 — Личность персонажа

Классный дизайн персонажа подразумевает не только физические параметры. Внешний вид героя важен для захвата внимания аудитории и формирования первого впечатления. Однако именно личность персонажа в конечном итоге завоюет аудиторию и побудит ее сопереживать герою.

К счастью, существует несколько тонкостей и методик, которые здесь полезны. Писатели, которым необходимо создать убедительных и легко узнаваемых персонажей, часто используют типологии MBTI и эннеаграммы для проработки характера героев. Даже если ваш персонаж создается для бренда и не должен быть таким многогранным по поработке, ему все равно важно быть заметным, с ярко выраженной индивидуальностью.

В характере личности обычно присутствуют эти черты:

Категория 4 — Вспомогательные черты характера

Эта категория больше относится к языку тела, который намекает на характер и личность персонажа. Правильная осанка, походка или движения рук могут выглядеть очень уверенно и напористо, или застенчиво, или энергично. Все это можно сделать весьма наглядным с помощью линий действия.

Perfect Posing – 1 – Listen to the character… and to physics

Шаг 3: Начните делать зарисовки

Скетчинг (а еще данный этап называют “обкатка персонажа”)— ключевой этап в процессе разработки персонажа. Все другие этапы дальше — сродни шлифовке/полировке. На этапе скетчинга вы уже принимаете множество визуальных решений: какими фигурами образовать силуэт и форму, а также выразить индивидуальность; какие линии действия применить, чтобы передать движение; и много чего еще. На данном этапе вы даете волю своему воображению и сжимаете все, что вам известно о герое в визуальное воплощение.

Вот что можно сделать на этом этапе:

Шаг 4: Изучите характер

Вы выполнили самую сложную часть работы. Теперь можно чуть выдохнуть и дальше продолжить работу над дизайном персонажа, добавив мимику, движения и окружение.

Шаг 5: Доска визуализации концепта персонажа (Vision Board)

Время презентовать работу в лучшем свете. Для этого можно создать несколько досок впечатлений/настроений (moodboards), на которых представите все элементы вашего персонажа: позы, выражения, стили, наряды, цветовая палитра, фразы, скетчи. Старайтесь сделать подачу “говорящей”, чтобы идея доходила до зрителя без слов.

Вот несколько примеров, как оформляют подачу другие художники.

Character Design by tor fon

Подытожим: 5 советов, как сделать своего персонажа запоминающимся

В этом разделе я поделюсь практиками создания запоминающегося персонажа. Часть из них мы уже обсуждали выше. Итак, поехали.

Изучите свою аудиторию

Важно, чтобы персонаж нравился не только вам, но и вашей целевой аудитории. Поэтому перед стартом проекта ответьте на вопрос, на какую аудиторию рассчитан ваш персонаж? Дети? Айтишники? Игровые или книжные издательства? В любой задаче всегда есть аудитория, на которую ориентирована иллюстрация, и у каждой аудитории свои потребности и предпочтения. Ответ на этот вопрос особенно важен, если персонаж создается на заказ. 

В бизнес-задаче границы строже, чем в свободном творчестве, но пространства для самореализации там не меньше.

Character Design Part II by Chabe Escalante

Подчеркните отличие

Независимо от того, какой тип персонажа вы разрабатываете, одно можно сказать наверняка: существуют и будут существовать сотни подобных персонажей, похожих на вашего. Главное — создать нечто достаточно сильное, чтобы привлечь внимание аудитории. Что-то отличительное и непохожее, цепляющее взгляд. Синяя кожа? Сумасшедшая прическа? Непропорционально длинные ноги? Почему бы и нет?

Biker’s anatomy by Aleksandr Kayda

Сделайте четкий силуэт

Попробуйте нарисовать силуэт вашего персонажа и посмотрите, остается ли он по-прежнему отчетливым и узнаваемым. Это относится и к позам, и к эмоциям. Например, если конечностями добавить воздушное пространство (например, расставить ноги пошире), то по силуэту будет легче распознать форму и действия персонажа.

Используйте преувеличение

Реалистичные пропорции обыденны, скучны и предсказуемы. Если реалистичность не является обязательным условием вашего проекта, постарайтесь создать характерную форму персонажа, искажая естественные пропорции. Навык зарисовки разных типов телосложения помогает подбирать подходящие формы тела под индивидуальность персонажа.

Если ваш персонаж — ниндзя, попробуйте обыграть тот факт, что он быстрый, ловкий и скрытный. Чтобы быстро и бесшумно передвигаться под покровом ночи или легко забираться на крышу, ему наверняка подойдет худое, жилистое тело с длинными цепкими конечностями. Черты, определяющие характер персонажа, — ключевой аспект для преувеличения. Например, если вы создаете сильного воина или варвара, сделайте его мышцы верхней части тела безумно большими и ярко выраженными.

Character Design Set by Olga Moiseeva

Используйте движение

И последнее, но не менее важное, — линия действия, определяющая направление движения персонажа. Линия действия -– это изогнутая линия, которая придает персонажу направление, в отличие от прямой линии, где персонаж статичен. Изогнутая линия действия придает персонажу характер и силу, делает его динамичным и живым.

Figure illustration by SAM JI for Fireart Studio

Вывод и рекомендации

Персонаж — это нечто большее, чем просто визуальный образ, у него есть индивидуальность, характер и привлекательные черты, которые отличают его от всех остальных персонажей. Нюансов множество, а затеряться в них в проще всего, поэтому и появилась идея собрать это руководство. Попробуйте советы на ближайшем проекте, присылайте вопросы, делитесь результатами.

Иллюстрация