Вы читаете перевод статьи «How to Design a Character: The Creator’s Guide to Amazing Characters (with Examples)». Переводы — это один из моих способов исследовать возможности в творческом мире.
Создание персонажей — один из самых важных навыков в арсенале художника-иллюстратора. Если разбирать этот навык на составляющие, то выяснится, что нюансов очень много: если выписать их все на бумагу и сложить в рюкзак, то швы у рюкзака просто лопнут. Вот и мне, за время работы над проектами удалось собрать приличный комплект таких творческих практик и подходов к работе. Все они не раз помогали справляться с проектами и выбираться из неопределенности.
Итак, как появилось это руководство? Я изучил работы мастеров — собрал все, что придумали ведущие художники и иллюстраторы, а также проанализировал свои работы.
"...Когда вы смотрите на фотографию или реалистичный рисунок лица, вы видите в нем лицо другого человека. Но когда вы попадаете в иллюстрированный мир, мир мультипликации, вы видите себя".
— Скотт Макклауд, американский художник, комиксист, автор книг по теории комикса «Понимание комикса» (1993), «Переизобретение комикса» (2000), «Создание комикса» (2006), а также графического романа «Скульптор» (2015).
Какие нюансы отличают классно проработанного персонажа?
Дизайн персонажей — это процесс создания и развития персонажа для визуальной истории, визуального сторителлинга (visual story): это может быть книга, история бренда или сторибренд (brand story), комиксы, рекламная кампания, видеоигра или мультфильм. Важный момент в том, что именно эти персонажи и маскоты двигают историю вперед и побуждают людей в нее поверить.
Главная задача каждого художника-иллюстратора — создать запоминающийся и привлекающий аудиторию образ. Ваш персонаж может быть серьезным, деловым, игривым, забавным, эмоциональным или даже самим воплощением зла. Каким бы он ни был, он должен быть понятен зрителю. Классные и запоминающиеся персонажи, вызывают у зрителей эмоциональный отклик к истории: поэтому художники-иллюстраторы трепетно прорабатывают личность и предысторию персонажа.
Можно сказать, что хороший персонаж обладает следующими качествами:
- Запоминающийся (Memorable): персонаж не похож на кого-либо из людей, животных, предметы или живых существ (например Микки Маус, не похож на типичную мышь, попробуйте сравнить)
- Узнаваемый (Recognizable): зрители могут легко узнать персонажа по его силуэту. (Том и Джерри, Рик и Морти и т.д.).
- Вызывающий ассоциации (Relatable): зрителям легко понять персонажа и то, откуда он родом.
- Простой (Simple): зрители могут сосредоточиться на самом персонаже и не отвлекаться на детали.
- Типовой как клише, но с изюминкой (Cliche with a twist): обычно в каждом персонаже есть какой-нибудь популярный ход или клише, но обыгран он необычно.
5 шагов к созданию отличного дизайна персонажа
Шаг 1: Проведите исследование
Если у вас уже есть идея, что вам бы хотелось изобразить, то на этом этапе вам будет проще. Например, представьте, что вы хотите нарисовать морское существо. Тогда ваше исследование будет включать в себя поиск фотографий существующих морских животных, пейзажей, предметов, цветовой палитры и много разного на морскую тему. Все нарытые картинки удобно собирать на единое полотно, чтобы считывалось общее настроение будущего рисунка, такие доски называют мудборд (moodboard). Также может быть очень ценным опытом на этапе сбора идей просмотр уже существующих работ художников, поиск подходящих референсов уже кем-то нарисованных морских животных, их общей эстетики и т.д.
А если у вас вообще нет идей, что рисовать, то для начала можно покопаться в досках на Pinterest, журналах по созданию персонажей, попытаться вдохновиться, а потом задуматься: Ваш герой — человек? Животное? Призрак? А потом снова переходите к мудборду.
Мудборд — это не трата времени, а значимая часть творческого рабочего процесса. Регулярно использую мудборд в проектах, помогает глубже изучить тему, согласовывать идеи с заказчиком в наглядном формате и передает через образы атмосферу/настроение, которые я собираюсь реализовать в проекте.
— Настя Никсен, художник-иллюстратор и бренд-дизайнер
Подведем итог, вот такой список необходимо учесть на этапе исследования:
- Собирайте референсы в журналах, книгах и других источниках на тему
- Визуализируйте идеи через карту настроения/впечатления (moodboard).
- Определитесь с тем, кого будете рисовать
- Из какой эпохи ваш персонаж?
- Какова его общая эстетика?
- Изучите каждый аспект своего персонажа, опираясь на факты реального мира
Шаг 2: Продумайте черты характера
Черты характера персонажа можно объединить в 4 категории: общая информация, внешность, личность и вспомогательные черты. Классно, когда у вас есть под рукой проверенный чек-лист из пунктов, в которые можно вписать свои идеи (см.ниже). Такой подход помогает оценить динамику развития персонажа, всех ли нюансы проработаны и что осталось доделать ли хватает и определять следующий шаг.
Итак, поехали.
Категория 1 — Общая информация
Бывает, что начать с общего описания не получается, особенно, когда наработок по персонажу еще нет и перед вами чистый лист. В таком случае я сначала прорабатываю физические и личностные характеристики, а уже затем снова возвращаюсь к общему описанию.
- Имя (Name): Имя — это изюминка персонажа. Оно должно соответствовать стилю и вселенной персонажа и при этом быть привлекательным, легко запоминающимся для конкретной целевой аудитории. Но, если вы создаете маскота, который должен иметь то же имя, что и у бренда, то подход будет другой: вам нужно создать персонажа, который будет соответствовать имени, а не наоборот.
- Прозвище (Nickname): Если у вашего персонажа есть сложное имя, которое ему подходит, но вы не хотите его упрощать, то рекомендую придумать также и запоминающееся прозвище, которое понравится вашей аудитории. А еще аудитория обычно все равно сама дает персонажу прозвище, как только узнает его получше. Помните Биба или Библобиса? Он известен как Человек Мишлен.
- Род занятий (Occupation): Чем занимается ваш персонаж? Он ремонтник, супергерой, специалист по уборке, русалка?
- Культура (Culture): Ваш персонаж связан с определенной культурой? Это может быть современная западная культура, историческая культура, фэнтези, футуристическая. Культура — часть мира, который вы создаете.
- Окружение (Environment): В какой среде живет ваш персонаж? Какой будет среда, если ваш персонаж — офисный работник, инопланетянин, русалка, дракон, гигантское насекомое?
Категория 2 — Внешний вид включает в себя следующие признаки:
- Виды (Species): Персонажем может быть все: и человек, и животное, и предмет, и даже понятие.
- Пол (Gender): Какой пол будет у вашего героя?
- Возраст (Age): Сколько лет вашему герою и как возраст отражается в его чертах?
- Прическа (Hairstyle): Какая прическа у героя? Кстати, что растет у него на голове: волосы, перья, тросы, плавники, щупальца? У него прическа или иллюзия прически.
- Цвета (Colors): Если ваш персонаж не привязан к определенным фирменным цветам, подумайте, какая цветовая гамма подчеркнет его черты и будет лучше соответствовать его эстетике. Например, для корпоративного персонажа яркие неоновые цвета могут оказаться не слишком удачной идеей.
- Рост (Height): Ваш персонаж высокий, средний или низкий? Он гигант или микроскопическое существо?
- Вес (Weight): Это относится не к тому, как выглядит ваш персонаж в статике, а скорее к тому, как он перемещается в пространстве под воздействием внешних сил. Представьте себе гиганта с огромными ступнями, от которых трясется земля, или плавающую маленькую фею, которая меняет свой курс в зависимости от направления ветра.
- Тип телосложения (Body Type): Ваш герой может обладать стройным, мускулистым, средним или пухлым телом. А еще он может вообще не иметь определенного телосложения. Например, если это пламя, то оно будет постоянно менять свою форму в зависимости от эмоций.
- Отличительные черты (Distinctive Features): Это самая важная часть данной категории, так как в ней описываем особенности, которые отличают вашего персонажа. Например, Дамбо был бы просто еще одним милым маленьким слоненком, если бы не его огромные уши.
Категория 3 — Личность персонажа
Классный дизайн персонажа подразумевает не только физические параметры. Внешний вид героя важен для захвата внимания аудитории и формирования первого впечатления. Однако именно личность персонажа в конечном итоге завоюет аудиторию и побудит ее сопереживать герою.
К счастью, существует несколько тонкостей и методик, которые здесь полезны. Писатели, которым необходимо создать убедительных и легко узнаваемых персонажей, часто используют типологии MBTI и эннеаграммы для проработки характера героев. Даже если ваш персонаж создается для бренда и не должен быть таким многогранным по поработке, ему все равно важно быть заметным, с ярко выраженной индивидуальностью.
В характере личности обычно присутствуют эти черты:
- Тип (Type): Сюда может входить все: от перечисления таких черт, как дружелюбие, жизнерадостность, непринужденность, до конкретного типа MBTI для создания общего впечатления. Такой подход поможет вам нарисовать серию подходящих выражений лиц, которые будут соответствовать необходимому тону в дальнейшем (еще разберем).
- Темперамент (Temper): Это очень заметная часть личности, которая, безусловно, будет отражать характер вашего персонажа. Четыре основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик или их комбинация.
- Поведение в социуме (Social Attitude): Ваш персонаж дружелюбный, общительный, разговорчивый, взрывной, застенчивый, формальный или какой?
- Причуды (Quirks): Есть ли у вашего персонажа специфические причуды? Что-то очень личное. Он может быть неуклюжим, засоней, кокетливым или рассеянным. Все, что, по вашему мнению, подойдет ему и сделает очаровательным и интересным.
- Навыки (Skills): Очень важный вопрос. Если герой работает в сфере информационных технологий, он может быть блестящим программистом. Но вы всегда можете изменить сюжет и сделать из него скрытого лидера, который наверняка мог бы классно рулить командой. А что, если герой — сантехник, который достаточно чуткий и поэтому прекрасно решает проблемы взаимоотношений между людьми? Важно, чтобы аудитория могла легко обнаружить эти навыки.
- Симпатии (Likes): Какие вещи ему нравятся?
- Не нравится (Dislikes): Какие вещи ваш персонаж не любит, а от каких дико бесится?
Категория 4 — Вспомогательные черты характера
Эта категория больше относится к языку тела, который намекает на характер и личность персонажа. Правильная осанка, походка или движения рук могут выглядеть очень уверенно и напористо, или застенчиво, или энергично. Все это можно сделать весьма наглядным с помощью линий действия.
- Поза (Posture): Какая у вашего персонажа поза по умолчанию (default posture)? Стоит прямо с руками на поясе? Смотрит вниз, держа руки в карманах?
- Походка (Walk): Во многом отражает характер. Например, он может идти быстрым шагом, почти вприпрыжку, а может быть спокойным и не торопиться.
- Жесты (Gestures): У вашего персонажа могут быть специфические жесты во время разговора. Например, если он энергичен, то и язык жестов будет очень выразительным. Стереотипно деловые прагматичные и серьезные персонажи будут меньше использовать язык тела, сохранять спокойное выражение лица и даже держать руку за спиной.
- Запоминающаяся фраза (Catch Phrase): Особенно важно для брендинга, маскоты всегда говорят запоминающуюся фразу. В качестве примера можно привести Kool-Aid Man, который был известен тем, что прорывался сквозь стены со словами "Oh yeah!".
Шаг 3: Начните делать зарисовки
Скетчинг (а еще данный этап называют “обкатка персонажа”)— ключевой этап в процессе разработки персонажа. Все другие этапы дальше — сродни шлифовке/полировке. На этапе скетчинга вы уже принимаете множество визуальных решений: какими фигурами образовать силуэт и форму, а также выразить индивидуальность; какие линии действия применить, чтобы передать движение; и много чего еще. На данном этапе вы даете волю своему воображению и сжимаете все, что вам известно о герое в визуальное воплощение.
Вот что можно сделать на этом этапе:
- Формы и линии (Shapes and Lines): Простые формы уже сами по себе отражают индивидуальность. Например, круглые формы мягкие и доступные, дружелюбные и милые. В то время как углы и резкие формы обычно символизируют опасность, силу, осторожность. А линии действия определяют, как стоит персонаж и как он двигается.
- Эскизы и силуэты (Thumbnails and Silhouettes): Это общий вид вашего персонажа, только контур без множества деталей. Силуэт — это способ оценить индивидуальность героя. Если в кадре оставить только силуэт, то герой все еще будет узнаваем?
- Пропорции и преувеличение (Proportions and Exaggeration): Бывает, что художники создают запоминающихся персонажей, преувеличивая некоторые их черты. Вспомните Джонни Браво и его непропорциональное телосложение с мощной верхней частью тела и маленькими ножками. Такое преувеличение выражает его характер как сильного, уверенного в себе весельчака.
- Черновые наброски (Rough Sketches): Не зацикливайтесь на деталях. На этом этапе вы ведете мозговой штурм и ищите образ персонажа: делаете множество грубых набросков, чтобы определиться с формой и линиями. Короче говоря, рисуйте много и быстро.
- Выберите лучшие наброски (Choose the Best Sketches): После того как вы определились с несколькими эскизами, которые лучше всего отражают вашу идею, нарисуйте их крупнее и с большим количеством деталей.
- Миксуйте, если потребуется (Mix if You Must): Бывает, что персонаж выходит клевым и подходит по всем параметрам. Но если глянуть на все эскизы до финального, то в каждом из них можно заметить, что какие-то моменты сделаны лучше. Решение здесь одно — сделайте микс вариантов и воплотите в новой зарисовке.
- Создавайте варианты (Create Variants): Когда вы закончите выбирать, смешивать и добавлять детали, попробуйте сделать еще несколько вариантов развития лучшего эскиза. Совершенство — недостижимая высота, но советую перед полировкой сделать еще один финальный штурм на вырост.
Шаг 4: Изучите характер
Вы выполнили самую сложную часть работы. Теперь можно чуть выдохнуть и дальше продолжить работу над дизайном персонажа, добавив мимику, движения и окружение.
- Стили (Styles): Здесь все зависит от стиля, в котором нужно исполнить работу, и того, что больше подходит герою. Персонажу может лучше подойти мультяшный стиль, единая заливка (flat style) или наоборот максимально детализированный стиль. Обычно это зависит от контекста, бренда и общей концепции.
- Выражения (Expressions): Всегда клёво проверить спектр эмоций — как бы выглядел герой в максимально неожиданных ситуациях: счастье, печаль, гнев, страх, неловкость, скука и все, что только можно придумать.
- Позы (Poses): Отличный способ оценить потенциал своего персонажа — посмотреть, как он ходит, сидит, думает, выражает радость и т.д.
- Цвета (Colors): И, наконец, финальный шаг на пути к созданию клевого персонажа — поиск подходящей цветовой палитры. Если у вас нет планов раскрашивать своего персонажа, то вам придется добавить ему привлекательности за счет других средств. Здесь важно помнить, что цвет мощный инструмент, который помогает усилить личность персонажа, его окружение или сделать дополнительный акцент на тех деталях, к которым важно привлечь внимание аудитории.
Шаг 5: Доска визуализации концепта персонажа (Vision Board)
Время презентовать работу в лучшем свете. Для этого можно создать несколько досок впечатлений/настроений (moodboards), на которых представите все элементы вашего персонажа: позы, выражения, стили, наряды, цветовая палитра, фразы, скетчи. Старайтесь сделать подачу “говорящей”, чтобы идея доходила до зрителя без слов.
Вот несколько примеров, как оформляют подачу другие художники.
Подытожим: 5 советов, как сделать своего персонажа запоминающимся
В этом разделе я поделюсь практиками создания запоминающегося персонажа. Часть из них мы уже обсуждали выше. Итак, поехали.
Изучите свою аудиторию
Важно, чтобы персонаж нравился не только вам, но и вашей целевой аудитории. Поэтому перед стартом проекта ответьте на вопрос, на какую аудиторию рассчитан ваш персонаж? Дети? Айтишники? Игровые или книжные издательства? В любой задаче всегда есть аудитория, на которую ориентирована иллюстрация, и у каждой аудитории свои потребности и предпочтения. Ответ на этот вопрос особенно важен, если персонаж создается на заказ.
В бизнес-задаче границы строже, чем в свободном творчестве, но пространства для самореализации там не меньше.
Подчеркните отличие
Независимо от того, какой тип персонажа вы разрабатываете, одно можно сказать наверняка: существуют и будут существовать сотни подобных персонажей, похожих на вашего. Главное — создать нечто достаточно сильное, чтобы привлечь внимание аудитории. Что-то отличительное и непохожее, цепляющее взгляд. Синяя кожа? Сумасшедшая прическа? Непропорционально длинные ноги? Почему бы и нет?
Сделайте четкий силуэт
Попробуйте нарисовать силуэт вашего персонажа и посмотрите, остается ли он по-прежнему отчетливым и узнаваемым. Это относится и к позам, и к эмоциям. Например, если конечностями добавить воздушное пространство (например, расставить ноги пошире), то по силуэту будет легче распознать форму и действия персонажа.
Используйте преувеличение
Реалистичные пропорции обыденны, скучны и предсказуемы. Если реалистичность не является обязательным условием вашего проекта, постарайтесь создать характерную форму персонажа, искажая естественные пропорции. Навык зарисовки разных типов телосложения помогает подбирать подходящие формы тела под индивидуальность персонажа.
Если ваш персонаж — ниндзя, попробуйте обыграть тот факт, что он быстрый, ловкий и скрытный. Чтобы быстро и бесшумно передвигаться под покровом ночи или легко забираться на крышу, ему наверняка подойдет худое, жилистое тело с длинными цепкими конечностями. Черты, определяющие характер персонажа, — ключевой аспект для преувеличения. Например, если вы создаете сильного воина или варвара, сделайте его мышцы верхней части тела безумно большими и ярко выраженными.
Используйте движение
И последнее, но не менее важное, — линия действия, определяющая направление движения персонажа. Линия действия -– это изогнутая линия, которая придает персонажу направление, в отличие от прямой линии, где персонаж статичен. Изогнутая линия действия придает персонажу характер и силу, делает его динамичным и живым.
Вывод и рекомендации
Персонаж — это нечто большее, чем просто визуальный образ, у него есть индивидуальность, характер и привлекательные черты, которые отличают его от всех остальных персонажей. Нюансов множество, а затеряться в них в проще всего, поэтому и появилась идея собрать это руководство. Попробуйте советы на ближайшем проекте, присылайте вопросы, делитесь результатами.