MVP умер. Да здравствует RAT.
Почему пора забыть об MVP и заняться тестированием наиболее рискованных гипотез (RAT)?

Почему пора забыть об MVP и заняться тестированием наиболее рискованных гипотез (RAT)?
Вы читаете перевод статьи "The MVP is dead. Long live the RAT". Над переводом работали: Ольга Жолудова и Ринат Шайхутдинов.
Есть у термина «минимально жизнеспособный продукт» один недостаток: MVP — это ещё не продукт, а способ проверить, удалось ли вам нащупать настоящую проблему, решение которой заинтересует пользователей.
То есть MVP просто способ с минимальным риском протестировать вашу ключевую гипотезу. Так зачем тогда вообще городить MVP? Не проще ли сразу найти самую рискованную гипотезу и проверить ее?
Этот подход называется RAT (riskiest assumption test – тестирование наиболее рискованных гипотез) и он может избавить вас от множества проблем.
Термин MVP в последнее время так заездили, что он потерял своё первоначальное значение.
Сегодня минимально жизнеспособным продуктом часто (ошибочно!) называют первый релиз недокрученного продукта. В итоге получилось, что MVP и для быстрого тестирования не используешь — уж слишком сложный, и полноценным продуктом не назовешь — уж слишком сырой.
Интересуетесь свежими статьями по дизайну? Вступайте в группу на Facebook.
Недовольные минимально жизнеспособным продуктом, предприниматели ориентируются на минимально ценный или минимально привлекательный продукт. В результате ставки повышаются, гипотезы становятся все более рискованными, а момент обратной связи от реальных клиентов откладывается все дальше. А это совсем не наш путь.
Иногда, в попытке работать короткими итерациями, команды используют минимально жизнеспособные тесты. Однако такие тесты не отвечают на два главных вопроса: что мы тестируем и почему? К тому же, понятие “минимальный” достаточно расплывчатое.
Когда Эрика Риса (автора книги Lean Startup) спросили, каким должен быть минимально жизнеспособный продукт, он ответил:
«Возможно, гораздо более минимальным, чем вы думаете»
А вот тестирование наиболее рискованных гипотез (RAT) — это точный метод. Тут не нужно разрабатывать ничего лишнего — только то, что позволит протестировать ваше ключевое неизвестное. Никто не ждет идеального кода или дизайна. Никакой опасности выпустить продукт раньше времени.
MVP порождает ложную надежду, что есть понятный, прямой путь к оптимальному решению. Тестирование наиболее рискованных гипотез концентрируется на обучении. Это луч света во тьме, который помогает вам двигаться вперед — по шажку за раз. Как только вы подтверждаете свою самую рискованную гипотезу, вы можете переходить к следующей по степени риска. Таким образом вы постепенно наращиваете уверенность в жизнеспособности своей идеи.
Ключ к успеху — небольшие, быстрые тесты. Каким минимальным экспериментом можно проверить вашу самую рискованную гипотезу?
Вам нужно, как говорит Том Чи, сооснователь Google X:
«Максимизировать эффективность обучения, сэкономив время на попытках»
Причем речь идет о значительной экономии — команда Google Glass даже под сложные идеи создает прототип за 1 день!
Чтобы выявить гипотезы, потребуется много усидчивости и ментального топлива. Каждую возможность нужно выразить через призму проблем клиента и прорабатывать в обратном направлении. Какие условия должны сложиться, чтобы эта возможность существовала? Далее нужно взять все эти гипотезы и выявить, на каких гипотезах, в свою очередь, построены они? Упражнение нужно повторять, пока не выявите гипотезы, лежащие в основе. Это напоминает технику “пять почему”.
Прорабатывая цепочку в обратном направлении, собирайте доказательства в поддержку каждой из гипотез. Таким образом, вы сможете выявить критические пробелы в своих знаниях и поймете, какие наиболее рискованные гипотезы требуется протестировать.
Тестирование наиболее рискованных гипотез актуально не только для стартапов, но и для уже состоявшихся компаний — возможно даже более актуально. Когда компания стабильно работает много лет, это усыпляет бдительность и создает ощущение мнимой безопасности. Тут то и возникает риск начать вбухивать время и деньги в никому не нужный продукт.
А конкуренты в это время исследуют job’ы и строят свои продукты на потребностях рынка — и, естественно, уводят ваших клиентов!
Есть определенные сложности с применением RAT в зрелых компаниях. Стартапы всегда находятся в жестких рамках — и тестирование наиболее рискованных гипотез вписывается в этот сценарий как нельзя лучше. У зрелых компаний достаточно ресурсов — поэтому цена ошибки кажется не такой высокой и потребность в подтверждении гипотез, казалось бы, сходит на нет.
Тестирование наиболее рискованных гипотез требует иного образа мышления.
Высококлассные инженеры, дизайнеры и менеджеры продуктов в данном случае выступают вашими главными врагами. Трудоголики и перфекционисты, они хотят создавать идеальные продукты, добавлять мелкие фичи, полировать код. Но когда ваш продукт никому не нужен, всем наплевать на ваш великолепный дизайн и безупречный код.
При тестировании наиболее рискованных гипотез приоритетное значение отдается тем задачам, которые позволяют быстро проверить вашу идею. Это избавляет вас от соблазна раньше времени выпустить сырой продукт.
Но здесь c RAT есть свои сложности. Вам нужно учиться выявлять и тестировать гипотезы все с большей и большей точностью.
Члены команды должны будут постоянно спрашивать друг друга:
«Это точно самый простой и быстрый метод протестировать нашу самую рискованную гипотезу?»
Если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.
Нас можно найти в Facebook: Ольга Жолудова и Ринат Шайхутдинов.
Подкидывает идеи, как привлечь, удержать и направить внимание пользователя.
Mental notes — это колода из 53 карточек с описанием психофизиологических моделей поведения людей, которые лежат в основе принципов веб-дизайна. Они помогают дизайнерам, проектировщикам лучше понять поведение пользователей и найти эффективные решения при создании дизайна интерфейсов.