book-open 1 test
Курс «UX Virality»

UX-вирусность #4: Проектирование приспособляемости

Урок 4 из 7:

←Предыдущий урок

(Вы читаете перевод курса UX-Virality американского UX-дизайнера Джоэла Марша. Если вы тут впервые, начните сначала)


В реальной жизни, как и в природе: если вирус не способен адаптироваться к окружающей среде, он долго не проживет. Вы можете учесть эту особенность при проектировании, чтобы ваш вирус мог изменяться по мере распространения. Поэтому наша тема:

Проектирование приспособляемости.

В природе, столкнувшись с каким-то сопротивлением, вирус мутирует или адаптируется. Более сильные версии вируса распространяются шире, чем более слабые.

Тот же принцип действует и с цифровыми вирусами. Но как сделать, чтобы они могли приспосабливаться?

Многие подтвердят, что персонализация продукта или функции – это хорошая штука, хотя они и не могут сказать почему.

Персонализация действительно работает, если она правильно исполнена. Но есть и другие, более тонкие способы достичь приспособляемости. Нужно сделать так, чтобы у каждого пользователя была причина поделиться со всеми вашим продуктом или контентом, словно он ваш первый пользователь.


Пусть все настроят.

Реальные вирусы часто используют наше тело, как “базу” для своих великих целей.

Как дизайнер, вы должны понимать, что лучше работать заодно с причудами пользователя, а не против них. Самый простой способ воплотить в жизнь эту идею – это спроектировать функции, позволяющие пользователю подстроить опыт взаимодействия под свои нужды.

Оборотная сторона такой настройки в том, что в реальной жизни ею занимаются только опытные пользователи, и она требует дополнительных усилий. Поэтому настройка должны иметь ценность и смысл.

Stardoll (где мне однажды пришлось работать) – это игровое сообщество для маленьких девочек. Основная часть регистрации – это создание куклы, то есть вашего аватара. И, конечно же, все пытаются создать идеальную версию себя.

Ну и не прятать же теперь эту идеальную версию себя в шкафу? Конечно нет! Вы будете показывать куклу всем и приглашать на сайт друзей.

И, прежде чем вы скажете, что этот пример к вам не относится, знайте: больше всего прибыли этому сайту приносят взрослые. И я не о 20-летних говорю.


Создайте образец, чтобы пользователь легко мог сделать все сам.

Настоящие вирусы сделаны из ДНК, поэтому у них есть встроенная способность размножаться и мутировать при распространении. То же качество должно быть и у вашего дизайна. Тогда он будет супер-вирусным.

Harlem Shake ворвался на YouTube в прошлом году, и все захотели быть частью этой движухи.

На самом деле вирус распространился именно потому, что все хотели участвовать в процессе.

А вот о чем вы, скорее всего, не задумывались: всем захочется сделать свое Harlem Shake видео только при условии, что они будут понимать, что означает “сделать Harlem Shake видео”.

В нашем случае, был некий шаблон или “правила”, которым было достаточно просто подражать:

Один человек начинает странно танцевать в месте, где полно нормальных людей. Где-то на середине ролика музыка меняется, и все начинают сходить с ума. На последних секундах есть момент замедленной съемки.

Копировать, вставить, запостить и – вуаля! Мем рожден!


Откройте код.

Идея “открытого исходного кода” подразумевает предоставление кода или ресурсов, необходимых для воссоздания какого-то проекта. Это не только “бесплатная раздача” частички вашего таланта, а также способ привлечь к проекту людей, которые будут развивать его в совершенно новом, изначально не запланированном направлении.

Это может быть все что угодно: от сложной программы, до элементарного генератора мемов, где нужно просто добавить тексты.

В конце концов, именно поэтому открытый код и занимает свое место в бизнесе: он позволяет создателю быть в центре обсуждения, а не просто предоставлять услугу. У вас будут сотни, тысячи или миллионы людей, добавляющих ценность вашему творению.

Выше ценность – больше пользователей. Больше пользователей – выше ценность.

Это и есть вирусная структура.


Продумайте образ, который будет просто спародировать.

Представьте, что вы делаете “шутливую версию” вашего продукта или кампании и попытайтесь выписать наиболее узнаваемые черты. Сложно или не очень?

Стив Джобс был в одной и той же одежде на всех презентациях, потому что это обеспечивало ему определенный образ. Черная водолазка, джинсы и очки. Ребенок мог запросто нарядиться Стивом Джобсом на Хэллоуин. То же самое с тестами на Buzzfeed. То же самое с Гангнам Стайл. То же самое с клипом на песню Happy от Pharrel.


Спроектировав такие функции или характеристики, вы дадите каждому пользователю личную причину поделиться (или передать ваш вирус) в свойственной ему манере.


Завтра мы узнаем, почему некоторые вещи с характеристиками вируса распространяются как чума, а некоторые кажутся просто скучными:

Вирусные эмоции→


Впервые опубликовано на uxmoose.ru 29 октября 2014 г.

И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов.

Курс «UX Virality»