Вы читаете перевод статьи Джули Чжо “Design the Beginning”. Над переводом работали Ольга Скулкина и Ринат Шайхутдинов.
Почти каждый раз, когда мы проектируем что-то новое, мы начинаем с середины.
Понимаете, середина — это когда у кого-то возникает проблема: например, ей скучно, у нее есть вопрос, ей нужно куда-то добраться, она хочет что-то купить — и вуаля!
Она открывает Новинку, которую мы создали, проходит через великолепный процесс взаимодействия, который мы спроектировали, и радостно решает свою проблему. Счастливый клиент++! Она поет нам хвалу и ставит жирные пять звезд рейтинга. Наша Новинка выстреливает на рынке, приносит нам небывалую славу и одновременно делает мир лучше. Все живут долго и счастливо. Конец.
Середина — это то, как все должно работать, когда все уже работает.
В середине, героиня нашей истории уже знает, что у нас за Новинка и почему она так полезна. На самом деле, все — включая ее друзей — уже знакомы с Новинкой. В системе уже есть куча классного контента. Все делают именно то, на что мы рассчитывали.
Когда мы проектируем с середины, мы рассказываем идеальную историю — я называю ее Полярная звезда — чтобы нарисовать картину, которую хотим видеть в будущем.
И все это прекрасно. Начинать с середины — это не проблема.
Проблема в том, что мы часто не удосуживаемся спроектировать “начало” до самого конца.
Эта проблема проявляется каждый раз, когда в списке критических задач к релизу появляется пункт “спроектировать опыт взаимодействия нового пользователя”. Или когда мы второпях собираем дизайн пустого экрана, после того как разработчик спрашивает “Эй, здесь ведь пока нет никакого контента, что мне с этим делать?” Или когда утверждаем дату запуска прежде, чем начинаем думать о маркетинговой стратегии.
Мы предполагаем, что через “начало” достаточно просто пройти. Мы предполагаем, что все остальные, как и мы, сразу увидят середину: то есть сразу поймут потенциал Новинки, которую мы проектируем. Это самый сильный и разрушительный самообман, которому подвержен создатель чего-либо. Это причина, по которой многие новые продукты и функции терпят неудачу.
Пользователю нет дела до вашего нового продукта/функции, пока вы не проведете его через “начало”.
“Начало” — это то, как вы подаете пользователю вашу Новинку и как доносите ее ценность, чтобы пользователю захотелось “впустить” ее в свою жизнь. Когда вы приступаете к проектированию “начала”, приходится отвечать на такие нелегкие вопросы, как:
- Где и как люди впервые узнают о вашем продукте/функции?
- Что люди должны понять о вашем продукте с первого взгляда? Достаточно ли он интересный, чтобы пользователь удосужился его попробовать?
- Каким должен быть первый опыт взаимодействия с вашим продуктом и как вы планируете продемонстрировать ценность продукта в первую же минуту работы?
- Как вы планируете развивать социальную среду, хранилище контента, рынок и т.п. если от них зависит успех вашего продукта?
- Что должно убеждать пользователя вернуться и воспользоваться вашим продуктом во второй или третий раз?
На эти вопросы нужно отвечать сразу, как только у вас сформировалась ваша “Полярная звезда”, и я не могу придумать тактики лучше, чем сразу создавать продающую страницу и проектировать опыт взаимодействия нового пользователя.
Создавать продающую страницу: это может быть заявка на размещение в App store, или это может быть сайт. Страница не должна быть супер-классной, и вам не нужно сильно заморачиваться по изображениям и текстам. Серьезно, вы же не собираетесь сразу же запускать эту страницу, так что не тратьте время на перфекционизм. Суть этого процесса в том, что по итогу у вас должно появиться четкое описание вашего продукта и проблем, которые он решает, а также причин, по которым пользователи захотят его попробовать.
Проектировать опыт взаимодействия нового пользователя (new user experience, NUX): представьте себе первого человека, который пришел воспользоваться вашей блестящей Новинкой. Каким будет его пошаговый процесс при первом использовании? Если вы запускаете новую функцию в рамках существующего приложения, нужно задуматься: кто первым получит к ней доступ и как правильно представить им эту функцию (громко — баннером, или тихо — незаметной ссылочкой)? Если вы запускаете новое приложение, задумайтесь, какое первое впечатление вы хотите произвести.
В любом случае, заставляя себя проработать опыт взаимодействия нового пользователя (NUX), вы настраиваетесь на определенную ментальную программу. Эта программа заставляет задуматься, как смоделировать нужное поведение людей, в результате которого они смогут оценить полезность вашего предложения (это может быть создание аккаунта, приглашение друзей, ответ на несколько личных вопросов, импорт медиафайлов и т.п.) Опять же, конктерные детали дизайна на этом этапе не столь важны (спроектированный вами NUX еще пройдет через множество итераций и, возможно, изменится), но это “упражнение” заставляет начать планировать заранее и помогает избежать неожиданных сложностей.
Огромное преимущество создания продающей страницы и проектирования NUX на начальном этапе состоит в том, что вы сразу можете получить обратную связь.
Вы можете показать людям дизайн — и получите первые сигналы, насколько понятным и интересным выглядит ваше предложение. В случае с нашим продуктом Moments мы тестировали на пользователях множество версий продающей страницы (правда, там был только заголовок и несколько параграфов текста о том, чем, по нашему мнению, Momento мог помочь людям), и это было очень полезно: мы смогли сфокусироваться на нескольких ключевых кейсах, выпилить пару ненужных функций и отточить свой рассказ о приложении.
Провести пользователя через “начало” — сложно. Именно поэтому большинство Новинок терпят неудачу.
Возьмем мой телефон в качестве примера. У меня установлены десятки приложений, которыми я пользовалась раз или два и никогда больше не воспользуюсь. Еще есть сотни приложений, о которых я слышала, но так и не удосужилась скачать и попробовать. Еще есть миллионы приложений, о которых я вообще ничего не знаю и которые даже не собираюсь искать. Все они не смогли провести меня через “начало”.
Не совершайте эту ошибку — не думайте, что сможете сразу погрузить людей в середину. Спроектируйте “начало” на ранних этапах и убедитесь, что ваше ценностное предложение звучит как песня, все идеи — кристально чисты и понятны, и что вы предлагаете четкую карту, которая убедит ваших клиентов взойти на борт с уверенностью, что путешествие того стоит. И пусть ваш продукт действительно сделает их жизнь лучше.