book-open 1 test
Курс «UX Virality»

UX-вирусность #3: Передача и k-фактор

Урок 3 из 7

←Предыдущий урок

(Вы читаете перевод курса UX-Virality американского UX-дизайнера Джоэла Марша. Если вы тут впервые, начните сначала)


Есть один аспект вирусности, который редко обсуждается. Это – формат вирусного объекта и то, как это влияет на его распространение. Способ распространения также влияет на количество людей, которых может затронуть вирус. Поэтому наша тема сегодня:

Передача и К-фактор

http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=uSwRgtoq1Ns

В каждом телешоу или фильме о вирусах есть сцена, где бюрократы обсуждают, как вирус передается от человека к человеку.

Бывают вирусы, передающиеся по воздуху, – они проще преодолевают расстояния, но становятся при этом слабее. Бывают вирусы, передающиеся через кровь, – они сложнее распространяются, но зато эффективнее действуют. Бывает, что вирусы передаются через глуповатый танец, – такое бывает на концертах или в природе.

По такой же схеме работают и вирусные продукты, и вирусный контент.

Иногда нужно лично приглашать конкретного человека – как на Dribble. В этом случае вирус распространяется медленнее, но надежнее. Иногда можно просто опубликовать что-то на Fb или X/Twitter. Тогда вирус распространяется быстрее и проще, но не имеет продолжительного эффекта.

Или иногда продукт является вирусом сам по себе, как почтовый клиент, который в каждом письме указывает “отправлено с Hotmail”.


Сделайте это очень заразным.

Подхватив грипп, мы предпочитаем оставаться дома, чтобы не заражать людей на работе.

Когда мы проектируем вирус, мы добиваемся прямо противоположного. Нам нужно охватить столько людей, сколько возможно.

Если каждый заболевший гриппом заразит двоих людей, то офис за несколько дней превратится в фабрику соплей.

А если каждый заболевший способен заразить только 0,5 человека (в среднем), это может даже пройти незамеченным.

Подумайте об этом: разница между передачей вируса 2-людям-за-раз и 0,5-людям-за-раз – это разница между эпидемией и пустым местом.

Этот показатель называется k-фактором.

Переломный момент для вируса наступает, когда k-фактор равен единице.

Все, что выше единицы, будет распространяться в геометрической прогрессии. Все, что ниже, – постепенно сойдет на нет.

Вообще-то говоря, чем больше людей пригласили куда-то или поделились чем-то, тем выше будет k-фактор.


Как UX-дизайнер: позвольте вашим целям определять, какую вирусную стратегию лучше выбрать.

Dribbble – это сообщество, где качество имеет значение. Поэтому супер-быстрый рост может реально навредить качеству. Поэтому они дают больше инвайтов тем людям, которые публикуют популярные статьи. Поэтому качество становится вирусным, и Dribbble имеет высокий авторитет даже несмотря на то, что медленнее разрастается.

Buzzfeed, с другой стороны, вообще не парится о качестве. Им важны просмотры. Так что все, что они делают, направлено на привлечение внимания – заголовки, забавные картинки и тесты на принадлежность ко всяким бредовым группам.

Dribbble превратился в сильное, преданное – хоть и не такое уж большое – сообщество дизайнеров, которые определяют тренды. Buzzfeed гребет деньги лопатой, но не отличается ни преданностью подписчиков, ни надежностью контента.


Обеспечить своему творению простое распространение – это конечно важно. И это будет особенно полезно, если вы можете нанять людей, которые будут распространять дизайн за вас.

Завтра мы узнаем, почему, разрешив людям изменять ваш контент или продукт, вы сделаете его более вирусным, чем при добавлении любой другой возможной функции:

Проектирование приспособляемости→


И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов.

Курс «UX Virality»