book-open 1 test
Курс «UX Virality»

UX-вирусность #2: Вирусный цикл

Урок 2 из 7

←Предыдущий урок

(Вы читаете перевод курса UX-Virality американского UX-дизайнера Джоэла Марша. Если вы тут впервые, начните сначала)


Если вы хотите создать нечто по-настоящему заразное, в идеале это должно передаваться от человека к человеку как можно быстрее. В промышленном дизайне время, необходимое чтобы пользователь скачал что-то и “заразил” кого-то еще, имеет название:

Вирусный цикл

Вы смотрели фильм Война Миров Z? Тогда вы, наверное, помните сцену в самом начале, когда Бред Питт видит, как только что укушенный человек превращается из нормального, испуганного до смерти парня в безумного, злобного зомби.

Сеньор Питт считает до 10, и за это время человек полностью трансформируется. Бред напуган, потому что он понимает всю опасность ситуации.

У вируса очень короткий вирусный цикл.

Эта сцена сделана специально, чтобы проиллюстрировать один из фундаментальных принципов вирусного дизайна: чем быстрее вирус проявляется, тем быстрее он распространяется.


Сделайте так, чтобы пользователь понял. И быстро.

Когда человек впервые заходит на ваш сайт, или скачивает ваше приложение, или открывает программу, ему обычно требуется какое-то время, чтобы понять всю ценность того, что вы предлагаете. То есть ему нужно настроить все, или зарегистрироваться, или разобраться в кнопках, или пройти первый уровень.

Поэтому стартапы так сильно концентрируются на проектировании первого опыта взаимодействия (называемого onboarding).

Именно поэтому, когда мы достаем из коробки новый айфон, у него заряжена батарея.

Это чтобы вы могли как можно скорее начать пользоваться всеми крутыми штуками.


Время – деньги.

Возможно, ваша первая реакция будет такой: “С чего это я буду тратить силы на создание чего-то, что даже не улучшает мое приложение и не принесет мне денег? Если продукт простой в использовании, люди и так поймут”.

Технически эту мысль нельзя назвать неправильной. Если продукт сам по себе хорош, пользователь не получит никакой дополнительной выгоды от того, что быстрее научится им пользоваться. Ну разве что чуть меньше напряжется в процессе освоения.

Но речь не о пользователе. Мы говорим о вирусе.

Представьте себе два приложения. Одно приложение можно освоить за 10 минут, а другое – за 60. Довольно реалистично. А еще представьте, что оба приложения просто замечательные.

Вирусы распространяются, приумножаясь в геометрической прогрессии. Они заражают человека, он – еще двоих, которые, в свою очередь, заражают еще двоих, и так далее.

Это означает, что 10-минутное приложение способно “заразить” 32 человека в первые 60 минут, в то время как 60-минутное успеет заразить только одного.

Если представить себе зомби, то 10-минутный вирусный цикл внушает страх. А в случае с 60-минутным циклом представляется один зомби, запертый в комнате.


Поэтому при проектировании чего-то вирусного имейте в виду, что время, которое уходит на освоение чего-то и передачу этой информации другому человеку, называется вирусным циклом. И чем он короче, тем лучше. То, что для одного пользователя – небольшая разница, может иметь огромный эффект в контексте миллионов пользователей.


Завтра мы изучим способ передачи вируса от одного человека к другому, и как он влияет на “заразность” вируса: Передача и К-фактор→

Курс «UX Virality»