Важнейшее правило UX дизайна, которое все нарушают

...в продуктовом дизайне, да и вообще в жизни.
904

Вы читаете перевод статьи “The Most Important Rule in UX Design that Everyone Breaks”. Над переводом работали: Ольга Жолудова и Ринат Шайхутдинов.

Есть один организационный принцип, которого должны придерживаться все — особенно дизайнеры продуктов. Изо дня в день я вижу, как компании нарушают этот принцип — и в 100% случаев это играет против них. В статье я объясню, что это за принцип и почему важно его учитывать при проектировании продуктов и услуг. Я также расскажу, как он может влиять на эффективность управления людьми, совместной работы — да и работы вообще.  Я говорю о законе Миллера. Но вместо того, чтобы рассказывать о законе Миллера, я предлагаю вам для погружения в тему выполнить небольшое упражнение.

Интересуетесь свежими статьями по дизайну? Вступайте в группу на Facebook.

Упражнение…

Шаг 1

Прежде чем приступить, прочитайте инструкцию курсивом. Возьмите ручку и листок бумаги.

Ниже вы увидите список из 20 слов. Внимательно прочтите эти слова и попробуйте запомнить как можно больше. Постарайтесь держать слова “в голове”, не записывайте. У вас около минуты. Когда прочитаете все слова, прокручивайте дальше, до слова СТОП. Потом читайте шаг 2.

СТОП < ··············································

Шаг 2

Теперь возьмите ручку и запишите как можно больше слов из списка по памяти. Думайте, вспоминайте, но не подсматривайте в список слов, иначе весь эксперимент насмарку. У вас есть полминутки… Потом вернитесь к списку и посмотрите, сколько слов вы вспомнили.

Скорее всего вы, как большинство людей, запомнили 5-9 слов. Это распространенное ограничение нашей памяти уже доказано в ходе тысяч экспериментов. Едва узнав про этот феномен, я понял, какое множество применений можно ему найти в продуктовом дизайне — ведь это ограничение памяти постоянно дает о себе знать в повседневной жизни.  Итак, наша кратковременная память способна вместить ~7 элементов — и это называется законом Миллера.

Закон Миллера · Магическое число

В 1956 году когнитивный психолог Джордж А. Миллер с факультета психологии Принстонского университета написал в журнал Psychological Review статью. Статья называлась “Магическое число семь, плюс-минус два: об ограничениях нашей способности обработки информации”. Позднее статья Миллера стала одной из самых цитируемых работ в области психологии. Ключевая идея теории Миллера в том, что среднестатистический человек может удерживать в кратковременной памяти только 7 ± 2 элементов.  Вот информация из статьи на википедии:

В своей статье Миллер рассказывает об интересном совпадении. Был проведен такой эксперимент: человек подвергался воздействию ряда раздражителей, которые отличались друг от друга — но в рамках только одного измерения (например, 10 разных звуков, которые отличались только по частоте). В ответ на раздражители, человек должен был демонстрировать соответствующие реакции (изученные заранее). Испытуемые показывали практически идеальные результаты, пока количество раздражителей не превышало пяти-шести. Чем больше раздражителей влияло на человека, тем ниже были результаты.

 

Если рассматривать задачу в контексте передачи информации, можно описать ее так: на входе мы имеем один из n возможных раздражителей. Входящая информация определяется количеством двоичных решений, которые нужно принять,  чтобы получить определенный раздражитель. То же можно сказать и о реакциях испытуемого. Таким образом, максимальный результат человека в контексте одномерного абсолютного решения соответствует объему информационного канала, который вмещает примерно 2-3 бита информации. А это как раз совпадает с ограниченной способностью памяти обрабатывать не более 4-8 альтернативных элементов.  

Более того, когда человеческий мозг занят выполнением какой-то задачи, которая требует умственных усилий, он может запоминать ~7 битов информации. Это важно, поскольку люди всегда выполняют различные задачи и в процессе подвергаются воздействию различных раздражителей.

Одна из ключевых концепций закона Миллера — это деление на порции. По сути это означает, что кусочки информации нужно собирать в “гештальты” — информационные порции, которые проще осмыслить. К примеру, слово ·с т а к а н · — это одна “порция”, поскольку буквы скомбинированы в некий осмысленный “гештальт”. Если мы переставим буквы местами · к а а н т с ·, то перед нами уже 6  отдельных порций информации. Формирование “порций” — это важнейший элемент организации информации. Это основа нашего UX.

Правило

Элементы информации следует объединять в тематические группы — при этом в каждой группе должно быть не более 9 (а желательно ~5) порций.

Чем больше порций информации в вашем интерфейсе, тем сложнее использовать эту информацию при работе с ним. Особенно это проявляется у новичков, потому что у них еще не сформировался “навык” или привычка — что означало бы, что интерфейс записался в долгосрочную память. Закон Миллера постоянно нарушают даже такие гиганты как Facebook, Google и WordPress. И даже не заводите тему автомобильных интерфейсов!

Правило ~5 порций отлично ложится на теорию минимализма в дизайне. Ее суть в том, что рабочая память человека ограничена, поэтому когда в продукте появляются новые функции, он неизбежно становится сложнее в использовании — ведь при работе пользователю приходится учитывать больше информации. Именно поэтому так необходим хороший информационный дизайн.

Закон Миллера также делает акцент на том, как важно в процессе дизайна планировать и просчитывать на несколько шагов вперед.  Интерфейс должен быть построен так, чтобы появление новых функций не разрушало визуальную структуру продукта. В противном случае, перестройка логики интерфейса потребует много времени и ресурсов.

В контексте закона Миллера, можно упомянуть еще одну интересную особенность восприятия, которая известна как эффект края. Суть эффекта края в том, что мы запоминаем начальные и конечные события лучше, чем промежуточные. К примеру, если вам показать список слов, вы, скорее всего, лучше запомните слова в начале списка и в конце.  Из википедии:

Эффект края — это особенность восприятия, при которой человек лучше запоминает начальные и конечные элементы группы, и хуже — промежуточные. Термин был введен Германом Эббингаузом в результате исследований, которые он проводил на себе. Он установил, что существует функциональная зависимость между позицией элемента в списке и точностью запоминания. Когда нас просят вспомнить элементы списка в любой последовательности, мы сначала называем последние элементы списка (которые еще свежи в памяти — recency effect). Что касается остального списка, люди лучше помнят те элементы, что стояли в начале списка (primacy effect).

В свете этих наблюдений, встают важные вопросы в области бизнеса и дизайна. Если люди лучше помнят начало и конец, то как нам правильно воспользоваться этими “пиковыми” точками восприятия, и как компенсировать недостаток восприятия промежуточных элементов? В какой момент начинается и заканчивается опыт взаимодействия? Может стоит разместить самые важные элементы в начале и в конце? Все эти вопросы UX дизайнер должен задавать себе при проектировании и разработке продукта.

Закон Миллера можно применить в любой ситуации, когда требуется выполнить задачу средней сложности. Достаточно просто уменьшить количество элементов, которые попадают в рабочую память — и собрать их в порции по 5-9 элементов. Так мозгу будет проще запомнить, что и где находится, чтобы при случае быстро найти нужные элементы.  Когда список слишком большой, нам сложнее визуализировать его в своей голове — на это уходит дополнительный ресурс мозга.

Особенно важно соблюдать закон Миллера в контексте применения lean-методологии и других современных трендов в области технологий и UX. Прежде чем купить продукт, пользователи скачивают пробную версию. Если они не почувствуют ценности решения с первого же дня — они не купят ваш продукт. У пользователей нет времени изучать, где у вас что находится — информационный дизайн должен быть четко спланирован и продуман еще на этапе проектирования.

Закон Миллера применительно к другим сферам

В наше время объемы информации растут в геометрической прогрессии. Мы должны серьезно относиться к организации информации — или хотя бы безжалостно уничтожать лишнее — иначе мы потеряем способность принимать важные решения, которые напрямую связаны с вопросом выживания (я говорю, к примеру, о навигации и зарабатывании средств к существованию).

Именно поэтому сейчас особенно актуален вопрос отказа от всего лишнего: вещей, продуктов, услуг, которые не дают качественной отдачи. Тут вступает в игру принцип Парето — что 20% вложений обеспечивают 80% результата. Вы пытаетесь быть эффективным, прыгая между кучей разных задач? У вашей команды слишком много инструментов для совместной работы?  В команде слишком много человек? Возможно, вы перегружаете новичков информацией?

Закон Миллера учит нас, что человек может воспринять ограниченный объем информации за раз, а информационная перегрузка снижает эффективность работы. Важная задача компаний состоит в том, чтобы правильно организовать информацию и дозированно выдавать ее клиентам и работникам.

Для этого нужно избавиться от инструментов и приложений, которые создают когнитивную перегрузку, сократить количество человек в команде, возможно даже реорганизовать отделы и команды с учетом наших знаний о рабочей памяти человека.

Закон Миллера также можно упомянуть в контексте концепции “потока”, которую сформулировал известный психолог Михай Чиксентмихайи. Поток — это состояние концентрации и вовлеченности в решение задачи, которое доставляет человеку чувство удовольствия и уверенности в себе. Ученый называет поток оптимальным состоянием, в котором мы работаем на максимальной мощности и действительно “живем в моменте”.

А вот различные отвлекающие факторы нарушают состояние потока. Поэтому, прежде чем предлагать своим сотрудникам очередной инструмент, трижды подумайте: а как он повлияет на эффективность их работы? Если верить закону Миллера, все лишнее нам мешает. Когда дело касается решения задач, чем меньше — тем лучше.

Практические советы

Выключите уведомления в slack. Выкиньте все, чем давно не пользуетесь. Хватит проверять свои многочисленные почтовые ящики. Освойте в совершенстве один инструмент — не нужно распыляться на много разных. А теперь сконцентрируйтесь. 


Я Джефф Дэвидсон

Я помогаю компаниям проектировать прибыльные цифровые продукты. По рабочим вопросам пишите jeffdavidsondesign@gmail.com

http://jeffdavidsondesign.com/


Если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

Нас можно найти в Facebook: Ольга Жолудова и Ринат Шайхутдинов.


Мобильное приложение «Заметки о психике» | Mental Notes

Подкидывает идеи, как привлечь, удержать и направить внимание пользователя.

Mental notes — это колода из 53 карточек с описанием психофизиологических моделей поведения людей, которые лежат в основе принципов веб-дизайна. Они помогают дизайнерам, проектировщикам лучше понять поведение пользователей и найти эффективные решения при создании дизайна интерфейсов.

Скачать приложение в Appstore →
Перед стартом в UX

Посты в категории UX-дизайн

Что такое юзабилити или 7 основных правил юзабилити сайта

Ринат Шайхутдинов

18 сентября 2018

Посты в категории UX-дизайн

ТОП-10 самых популярных ошибок web-дизайнеров

Ринат Шайхутдинов

16 сентября 2018

Посты в категории UX-дизайн

UX исследования: как пользователи просматривают сайты

Ринат Шайхутдинов

16 сентября 2018