Вы читаете перевод статьи Фионы Юнг “FAQ: Tips and tools for getting started in user experience design (aka UX)”. Над переводом работали: Ольга Жолудова и Ринат Шайхутдинов.
Я работаю дизайнером взаимодействия в команде материального дизайна Google. Мне часто пишут люди, которые хотят освоить UX-дизайн или просто узнать особенности этой отрасли.
“Я хочу начать заниматься UX, но я просто студент [любой не связанной с дизайном специальности] и не знаю, с чего начать. Можете посоветовать, что мне сделать, чтобы влиться в UX сферу?”
Проектирование пользовательского опыта (UX-дизайн) — одна из самых востребованных профессий в настоящее время. Эта область развивается так быстро, что потребность в новых кадрах растет с каждым днем. Навыки UX-дизайнеров востребованы в широком спектре товаров и услуг: от сайтов, мобильных приложений и интернета вещей — и до виртуальной реальности и искусственного интеллекта.
Постоянно появляются новые инструменты, тренды, технологии, с которыми нужно уметь работать. Я новичок в этой области (еще недавно я была в Google стажером) и хочу поделиться с вами знаниями, которые приобрела за это время. Заодно хочется создать базу вопросов и ответов, на которую я смогу ссылаться, отвечая на письма с вопросами.
1. Что такое UX-дизайн?
UX — это user experience, то есть пользовательский опыт. Суть UX в том, чтобы найти ту заветную точку, где потребности пользователя пересекаются с целями бизнеса, и чтобы пользователь при этом получил приятный и комфортный опыт взаимодействия с продуктом или услугой.
На пересечении целей пользователей и бизнес-целей.
Хороший UX-дизайн, как правило, не видно: суть не в том, как он выглядит, а в том, как он работает. Мой друг и коллега Дрю Шимомура объясняет разницу между визуальным дизайном и UX-дизайном так: «Визуальный дизайн несет идею “все должно быть чисто и просто”, а UX-дизайн говорит “не заставляйте меня думать”».
Приоритет функций.
Я, как UX-дизайнер, стараюсь максимально сократить количество шагов, которые отделяют пользователя от заветной цели. UX всегда работает в фоновом режиме, предлагая пользователю ту информацию и функции, которые ему нужны.
2. Я хочу стать UX-дизайнером. С чего начать?
Начните с азов. Наблюдайте как линии, цвета, текстуры, формы, веса и пространство работают в комплексе. Это поможет вам развить насмотренность, что просто необходимо для дизайнерского роста. Своего рода букварь в этой области — книга Эллен Луптон и Дженнифер Коул Филлипс “Графический дизайн: базовые концепции” или “История графического дизайна” Меггса. Обе книги описывают самые азы на основании примеров из современных СМИ, теорий и технологий. И не забывайте про основы типографики: мне нравится книга Эллен Луптон “Thinking with Type”.
В Google мы создали свой язык дизайна под названием “Материальный дизайн”. Это целая дизайн-система, которая совмещает в себе теорию, ресурсы и инструменты для создания нужного цифрового опыта. С системой можно познакомиться на сайте Material.io, а наше руководство по материальному дизайну — отличный источник для самостоятельного изучения.
Если говорить о чем-то более широком, нужно также упомянуть дизайн-мышление. Чтобы создать хороший UX, мы должны понимать людей и их поведение. Обязательно почитайте “Дизайн привычных вещей” Дона Нормана, а также Дизайн-кит IDEO — эти ресурсы позволят вам глубже погрузиться в человеко-ориентированный дизайн. Это все относится к исследовательской фазе дизайна, которая крайне важна для понимания проблем, которые мы пытаемся решить. Если хотите узнать еще больше о том, как выглядит процесс дизайна, рекомендую изучить метод спринтов, предложенный Google Ventures.
3. Нужно ли дизайнерское образование, чтобы стать UX-дизайнером?
Дизайнерское образование не обязательно. Лично я изучала графический дизайн, и мне это пригодилось, но многие мои друзья и коллеги по цеху — самоучки или пришли в профессию из совершенно далеких специальностей. К примеру, мой руководитель стажировки в Google изучал когнитивные науки, а бывший коллега специализировался на психобиологии.
Плюсы и минусы есть у каждого “входа в профессию”. В профильных дизайнерских школах знания даются более структурировано, в рамках живой обучающей среды и под постоянным контролем. Есть продуманный план обучения, за студентами следят инструкторы и наставники, налажен постоянный канал обратной связи. (Учебные лагеря UX (UX bootcamps) — хорошая альтернатива академическому образованию; обычно продолжительность одной смены где-то 12 недель).
Если вы решите учиться самостоятельно, вам придется самому создавать себе учебную среду, составлять планы уроков, придумывать проекты. Зато можно заниматься именно тем, что нужно вам — и вы не ограничены расписанием и какими-то временными рамками. Также можете сами выбирать себе наставника (но чтобы его найти, придется приложить усилия). У вас будет больше свободы в выборе проектов, но цена этой свободы — отсутствие структуры и компетентного руководителя.
4. Насколько важна стажировка?
Стажировка — это отличный способ побольше узнать об отрасли. Однако, чтобы поступить на стажировку, нужно уже обладать определенными UX-навыками и иметь на руках неплохое портфолио. Студентам я очень рекомендую летние стажировки — летом многие компании приглашают именно студентов. Благодаря стажировкам, я попробовала себя в разных сферах без каких-либо долгосрочных обязательств. Это позволило мне понять, чего я хочу от своей карьеры и где мне будет хорошо работать. Более того, я устроилась дизайнером в Google именно после стажировки!
5. На изучение каких инструментов следует тратить время?
Набор инструментов дизайнера огромен, и в него входят самые разные инструменты и навыки: физические, цифровые и эмоциональные. Мне нравится работать в Illustrator, но другие коллеги предпочитают Sketch или Photoshop. Не существует никаких “правильных” инструментов — выбирайте те, которые подходят лично вам. Я сторонница старой школы и всегда начинаю работу с карандаша и бумаги. Какой бы крутой софт мы ни проектировали, на начальном этапе мы с командой работаем со скетчами. Для прототипирования используем Framer, Principle, Origami. Я еще новичок в прототипировании, но коллеги пользуются Flutter — это фреймворк с открытым кодом для создания кроссплатформенных интерфейсов. Мне довольно сложно его освоить, потому что это мой первый опыт в программировании — но это очень интересно. Если вы никогда не работали с этими инструментами, посмотрите видео тьюториалы на Skillshare или Lynda. Простые прототипы также можно создавать в InVision или Marvel (я пользовалась этими инструментами в школе): просто загружаете png-скрины экранов и создаете точки, чтобы их слинковать.
6. Какими техническими и нетехническими навыками должен обладать UX-дизайнер?
У хорошего UX-дизайнера должны быть отлично развиты личные качества и навыки общения: он должен уметь слушать и излагать мысли, сопереживать и контролировать себя. Вы должны понимать и разделять нужды своих пользователей. Нельзя создавать дизайн для самих себя и похожих на нас людей. Возьмем, к примеру, YouTube. Когда они преследовали цель завоевать еще миллиард пользователей, исследовательская команда выяснила, что в Индии интернет-трафик очень дорогой и медленный. В результате в YouTube появилась функция офлайн просмотра — но это было лишь началом. Недавно появилось новое YouTube-приложение YouTube Go, которое изначально заточено под офлайн и работает даже в условиях очень низкой скорости. Проще спроектировать эффективное решение, когда ты думаешь о пользователях и смотришь на мир их глазами.
7. Над какими UX-проектами работать самостоятельно?
Работайте над проектами, которые дают возможность применить UX-мышление для решения проблем. Может быть, вы захотите улучшить форму в приложении, или устройство, или даже навигацию в аэропорту! Оглянитесь вокруг, найдите что-то, что вас не устраивает — а потом найдите способ улучшить этот опыт. Соедините свою страсть с дизайном — и вы найдете свою нишу.
Самое интересное — это ваша собственная точка зрения. Я, к примеру, много путешествую и всегда предпочитаю общепринятым туристическим тропам аутентичные, самобытные места. Такие места бывает сложно найти, ведь я не знакома с местными. Так у меня родилась идея для школьного проекта Loco. Loco — это концепт приложения, которое помогает путешественникам найти местных гидов по необычным местам и маршрутам. Дайте волю своему воображению — это отличный рабочий инструмент.
8. Какие UX ресурсы вы можете порекомендовать?
Слушайте лекции по дизайну, читайте книги, смотрите выступления лидеров в области дизайна. В интернете куча отличных интервью, подкастов, постов, в которых дизайнеры делятся своими историями успеха и объясняют, как построена работа в разных компаниях. Изучайте не только будущее дизайна, но и прошлое. Поглощайте как можно больше информации — это позволит вам быстрее понять, как на самом деле работают дизайнеры.
Вот несколько моих любимый источников:
- UX Design collection: коллекция на Medium, где дизайнеры из разных областей и разного уровня мастерства делятся своим опытом и мыслями.
- The Year of the Looking Glass — Мне очень нравится, как пишет Джули Чжо: она очень вдумчиво описывает дизайн-процессы, трудности на пути карьерного роста и способы обретения творческой уверенности.
- InVision’s Blog — У InVision очень полезный и удобный блог. Они пишут обо всем: от опыта стажеров и до процессов работы разных дизайн-команд.
- 35 Books Every Designer Should Read — Вот хороший список книг по дизайну, которые рекомендуют ведущие дизайн-школы.
- Design Details Podcast — Еженедельный подкаст Брина Джексона и Брайана Ловина с историями людей, которые работают над нашими любимыми продуктами.
- Пять лидеров в области дизайна, с которыми нужно познакомиться как можно скорее: Джон Маэда, Дэн Саффер, Джули Чжо, Фрэнк Химеро и Дон Норман.
Виртуальные и реальные курсы по дизайну — это тоже отличный способ обучения. Я сейчас прохожу курс по JavaScript в Codecademy! Курсов вообще так много, что вы обязательно найдете для себя что-то интересное. Зацените курсы здесь: General Assembly, Cooper U, Bitmaker, Coursera, Skillshare, Lynda.
А еще не забывайте встречаться и общаться с коллегами-дизайнерами! Посещайте мероприятия по дизайну, конференции (вроде 99U и FITC), принимайте участие в сообществах вроде Designers Guild. Я познакомилась с кучей отличных дизайнеров на Dribbble meetups и XX+UX. Когда я только начинала изучать UX-дизайн, я многому научилась на Startup Weekend и когда работала волонтером на FITC (у меня не было денег на билет). Само присутствие там дало мне много знаний о мире UX и о том, как дизайнеры думают и общаются. Очень возможно, что вы встретите таких же как вы новичков и сможете учиться вместе. Продолжайте посещать такие мероприятия по мере своего развития как дизайнера. Удачи и продолжайте создавать качественные дизайнерские работы!
Если у вас еще остались вопросы, задавайте их в комментариях или отправляйте по почте. Если вы как раз заканчиваете учебу, эта статья может вам пригодиться: The First Steps to Landing Your First Job.