book-open 1 test
UX-дизайн

Что такое ui и ux дизайн и кто такие пользователи?

Отрасли, которая так сильно влияет на жизни людей, просто необходима точная терминология.
Credit: miakievy/DigitalVision Vectors/Getty Images

Вы читаете перевод статьи "As a Designer, I Refuse to Call People ‘Users’". Над переводом работали:  Ольга Жолудова и Ринат Шайхутдинов.

Я работаю в области UX добрых десять лет, и с этой самой минуты я хотел бы исключить из своего лексикона слово user (пользователь) и все производные (вроде UX и user experience — пользовательский опыт). Знаю, это получится не сразу. Для начала попробую не использовать эти слова в рабочих обсуждениях. Сотру из своего профиля на LinkedIn. Я придумаю, как по-новому описывать свою работу в неформальной беседе. Я буду экспериментировать и искать термины получше.

В данный момент у меня нет достойной альтернативы, но я точно ее найду. Брошу себе вызов! Эти слова на букву U- сегодня повсюду, но они больше не созвучны моим ценностям и моему подходу к дизайну и технологиям. И вот получается, что я либо должен использовать язык, с которым не согласен, либо попытаться найти что-то новое. Я выбираю поиск.

В продуктовом дизайне на слово user (пользователь) и производные слова лежат в основе взаимоотношений между человеком и технологиями. Человек пользуется. Технологии подвергаются использованию.

Интересуетесь свежими статьями по продуктовому дизайну (UX/UI)? 🚀

Подписывайтесь на канал в Telegram | ВКонтакте, Instagram, Facebook

Но ярлык “пользователь”, “user” — это сильное упрощение. Словно все люди — примерно одинаковые роботы, а их основное назначение — пользоваться продуктом, “юзать” функцию. Вокруг такого стержня не выстроить этичную терминологию. Если в основе нашей сферы лежит такой узкий и плоский взгляд на вещи, боюсь дизайн скоро перестанет справляться с бешено растущими потребностями нашего динамичного мира.

Я считаю, что слова на U- неэтичны и давно устарели.

Взаимоотношения, которые лежат в основе этих терминов, уже давно не актуальны. В былые времена между оператором и машиной существовала понятная односторонняя связь. А сегодня? Все не так очевидно. Да, открывая приложение мы действительно намерены его использовать, но если последние несколько лет нас чему-то научили, так это тому, что и приложение пользуется нами. Из скандалов с Facebook и другими крупными технологическими компаниями становится очевидно, что у нас тут улица с двусторонним движением.  

Проще говоря, слова на U- возникли в более светлые, оптимистичные времена. Я считаю, что эти термины неэтичны и давно устарели, поэтому сомневаюсь, что они послужат хорошей основой для нового технологического толчка, который нам так нужен.

Термин UX-дизайн начал подниматься на Олимп индустрии еще в 2009 году. И я уверен, что нам нужно время от времени пересматривать нашу профессиональную лексику, чтобы убедиться, что термины не устарели и не поменяли своего значения. А мы этого не делаем, и в результате сегодня слова на U- совершенно не отражают действительность.

Термин UX-дизайн начал свой взлет в 2009 году. Скриншот из Google Trends

В одной из рассылок школы General Assembly UX-дизайн определяется как способ “создавать продукты и процессы, которые решают проблемы клиентов”, чтобы “клиенты возвращались к брендам снова и снова”.

UX означает решать проблемы людей, чтобы они возвращались снова и снова? Какое узкое и темное определение хорошего дизайна! И я особенно переживаю, что это исходит от школы, которая привлекает перспективных студентов и обещает им успешный старт в digital-карьеру.

Отрывок из рассылки школы General Assembly о UX и дизайне. Скриншот: Adam Lefton

Когда я размышляю о своей карьере, слова user и UX для меня неотделимы от юзабилити и уходят глубоко корнями в статичный веб. До появления интернета вещей, заботиться о user experience означало продумывать процесс взаимодействия человека с простыми сайтами.

В 2019 году все уже не так просто. На экранах и девайсах происходит миллиард разных взаимодействий! И все эти новые технологии и процессы могут иметь непредвиденные последствия в социальной, политической и эмоциональной сферах наших жизней.

То, что люди пользуются сайтом, не означает, что он хороший. Хотя, возможно, раньше означало: когда сайты представляли собой простые источники информации. Но мы живем в мире, где люди страдают зависимостью от гаджетов, где технологии зачастую работают против нас — и в этом случае простой факт “использования” не является признаком успеха. Это слишком низкая планка.

В мире дизайна на пьедестале находится пользователь. Мы почитаем пользователей. Мы о них заботимся. Хотим, чтобы с пользователями происходило только хорошее, поэтому ставим их во главу угла. Мы создаем user experience. Называем себя UX-дизайнерами. Мы упаковываем задачи в “пользовательские истории”.

А есть ли нам дело до этих людей? Какое нам может быть дело, если мы используем в их отношении термины, в основе которых лежит принцип “все будет хорошо, если пользователи будут приходить снова и снова, иногда против своей воли"? Все это — повод обратить внимание на нашу противоречивую терминологию.

Пользователь — это средний человек без жизненных обстоятельств. Люди рассматриваются вне контекста. Все сводится к непосредственному моменту взаимодействия.

За пределами дизайн-индустрии, у слова user есть достаточно негативные коннотации. Например, drug user (наркоман) — дословно “пользователь наркотиков”. Слово “пользователь” предполагает скорее осознанный выбор, чем зависимость, возникающую в результате сложных социо-экономических и психологических условий. У “пользователя” нет жизненных обстоятельств и свободной воли — только момент выбора.

Представьте себе мир, где на этой идее строятся все технологии, от которых зависят миллионы людских жизней. Это наш мир сегодня.

Другие авторы уже много писали, что нужно перестать концентрироваться на том, как продукты работают в отрыве от реальной жизни, и подумать о  том, как они должны работать в контексте общества. Я еще не знаю, как это выглядит на практике и, тем более, как это масштабировать, но я знаю одно: словам на U- не место на этом новом корабле. Они совсем не вдохновляют.

Хотя сейчас слов на U- превалируют в нашей области, без них тоже можно. Без них я все еще дизайнер и писатель. Без них я все еще думаю и решаю проблемы. Я и без них хочу создавать вещи, которые привносят дополнительную ценность в жизни людей. Я думаю, что изменения в моем лексиконе положительно скажутся на моих результатах.

Отказавшись от слов на U-, я смогу глубже размышлять о дизайне. Я смогу разрабатывать фреймворки, которые выходят за пределы простого использования и движутся в направлении успеха, продуктивности, счастья и благополучия. Я смогу выдавать лучшие результаты.

Надеюсь, мы все сможем.

Если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

Нас можно найти в Facebook: Ольга Жолудова и Ринат Шайхутдинов.