book-open 1 test
Курс «Профессия Продакт-менеджер» – погружение

Бэклог продукта продукта: что такое, в чем ценность, как вести, как определять приоритет задач | Глава 13

Бэклог продукта — это перечень задач, расположенных в порядке важности, для команды разработчиков. Концепция результативная, если учесть несколько рекомендаций.

Бэклог продукта — это приоритезированный список требований к продукту. Проще говоря, бэклог продукта – это список всего, что нужно реализовать в продукте: функциональность (features), ошибки реализации (defect fixes) и другие технические работы (other technical work).

Типичный бэклог продукта в Scrum содержит список требований в такой маркировке (вы можете создавать и свою классификацию):

  1. Пользовательские истории (user story)
  2. Баги (bugs)
  3. Рефакторинг (refactoring)
  4. Добыча знаний (knowledge acquisition)

Когда делаешь бэклог продукта в первый раз, то хочется заполнить его требованиями, которые команда знает лучше всего, и которые соответствуют концепции, целям и инициативам.

По мере развития продукта растет и бэклог. Один из основных принципов Agile - это непрерывное совершенствование продукта, поэтому бэклог никогда не бывает законченным.

Если все идет по плану, то ваш продукт будет развиваться, коммьюнити будет расти. А это значит, что будет расти и количество предложений от пользователей и команды, по которым продукт можно будет сделать больше и лучше.

Управление бэклогом продукта

На ближайшей планерке важно вместе с командой превратить бэклог продукта в актуальный todo-список — спринт. Продакт-менеджер или Scrum-master (или руководитель разработки) вместе решают, какие пункты из бэклога войдут в следующий спринт. Они должны убедиться в том, что выбрали оптимальное количество элементов и наиболее важные элементы, которые можно реализовать в течение этого спринта - все это часть управления бэклогом продукта.

Важно, чтобы бэклог четко задавал какие идеи из дорожной карты (roadmap) важно реализовать в ближайшее время раз и гарантировать, что в каждом следующем релизе будут выкатываться только самая полезная функциональность. 

А еще бэклог продукта — надежный источник информации для всей команды. В него крайне важно собирать все идеи по развитию продукта.

Виды задач в бэклоге продукта

В предыдущей главе мы говорили о пользовательских историях (user stories), но есть еще четыре вида элементов, которые также войдут в ваш бэклог продукта. Что же представляет из себя задача в бэклоге?

Задачи в бэклоге делятся: на пользовательские истории (user story), баги (bugs), рефакторинг (refactoring) и добычу знаний (knowledge acquisition). Давайте разберем каждый из видов и научимся определять их и расставлять приоритеты.

Пользовательские истории (user stories)

Большая часть задач из наиболее важных элементов в вашем бэклоге будет представлена в виде пользовательских историй. Как мы уже говорили, пользовательские истории — это элементы разработки, которые описывают функциональность (features) продукта с позиции пользователя.

Например: Как пользователь-администратор, я хочу определять тех, кто может удалить задания с доски.

Кроме этого определения, пользовательская история также должна содержать и критерии, после выполнения которых история будет считаться завершенной.

Баги (bugs)

Баги — это ошибки в коде, которые обнаружились во время обследования реализованного решения (review) или тестирования. Баг появляется в бэклоге обычно после получения жалобы от пользователя или обнаружения его кем-то из команды.

Как правило, баги имеют высокий приоритет в бэклоге. Тем не менее, обсуждаются они точно так же как и все остальные элементы бэклога — при пересмотре бэклога или еженедельных Scrum-планерках. 

Например: Новый элемент таск-листа появляется в середине списка.

Рефакторинг (refactoring)

Рефакторинг — это процесс переработки имеющегося кода без внешних изменений поведения в софте. Метод помогает добиться лучшей читаемости кода и делает его проще как по восприятию, так и сопровождению.

Иными словами, рефакторинг помогает проработать основу для дальнейшего соврешенствования функциональности и дальнейшем наращивания ценности.

Получение знаний (Knowledge Acquisition)

Задачи по добыче знаний сосредоточены на  поискеновой информации и знаний для выполнения каких-то последующих задач.

Давайте представим, что есть пользовательская история, ваша команда разработчиков не знает как ее решать или она требует предварительной подготовки. Участникам команды будет назначена задача по добыче знаний, чтобы у них появилось понимание, как подойти к разработке этойпользовательской истории и всех аналогичных историй в будущем.

Например: Исследовать библиотеки плагинов WordPress и выбрать один из них для внедрения

Как управлять бэклогом продукта в Infinity

Добавить новую задачу в бэклог продукта не составит труда, если у вас есть шаблон Product Management. Вот что нужно сделать:

Как определять приоритет задач в бэклоге с помощью метода MoSCoW

В процессе разработки продукта идеи, предложения и баги будут сыпаться на вас со всех сторон. Поэтому важно научиться определять приоритетность задач в бэклоге и убедиться в том, что первыми будут разрабатываться самые значимые идеи.

Проведя приоритезацию задач вы сможете разбить все задачи на три группы:

Так как же расставить приоритеты в бэклоге?

Метод MoSCoW: что это и зачем применяется, критерии, примеры

Расстановка приоритетов в бэклоге упрощает его управление. Есть несколько способов расставить приоритеты в бэклоге, мы рассмотрим один из самых популярных - метод MoSCoW.

Метод MoSCoW — это техника расстановки приоритетов. Она позволяет найти общий язык со всеми заинтересованными сторонами и обеспечить выполнение ключевых требований в первую очередь. Метод MoSCoW помогает распределить все запросы на 4 категории, что намного эффективнее:

Mo — Must Have (Обязательно): Наиболее жизненно важные требования, без которых вы (или ваши пользователи) не могут обходиться.

S — Should Have (Желательно): Эти требования важны, но не обязательно должны быть в следующем релизе.

Co — Could Have (Можно): Эти требования были бы кстати, но не так нужны как предыдущие (Should Have).

W — Won’t Have (Не нужны): Пользовательские истории (user story), которые обладают малой ценностью, значит к ним можно вернуться позже

Как только вы станете расставлять в бэклоге приоритеты, вам и заинтересованным сторонам станет гораздо понятнее над чем стоит работать в следующем спринте. Чтобы сделать расставленные приоритеты более явными, можно создать отдельные плашки для всех четырех уровней приоритета. 

Чтобы сделать бэклог еще аккуратнее, можно создать отдельную папку, например, для элементов W (Won’t Have). В семплах Infinity есть папка, которая по умолчанию называется On Hold,в ней хранятся все задачи с низким приоритетом.

Иногда следует заглядывать в эту папку и проверять заслуженно ли те или иные задачи находятся в бэклоге или их пора убрать из списка.

Полностью придерживаться подхода MoSCoW не обязательно. Ради простоты можно создать в папке Backlog набор плашек под названием Priority и присвоить ему значения Mo - High, S - Medium, Co - Low, W - None. В таком случае элементы без приоритета попадут в папку On Hold, а остальные будут претендентами на реализацию в спринте.

Пример применения метода MoSCoW в Infinity

Вот как расставить приоритеты в бэклоге в шаблоне Infinity Product Management Template:

Чтобы объективно расставлять приоритеты задачам, нужно брать в учет несколько других факторов:

В моменте, когда вы будете решать какие элементы бэклога перейдут в следующий спринт, эти факторы будут иметь решающее значение. Поэтому это важно - иногда у вас есть задача со средним или низким приоритетом, которая не связана с риском, не требует особых затрат и очень проста в реализации. В таком случае можно подумать о включении этого пункта в спринт, потому что это будет простой, но приятной доработкой к следующему релизу.

Метод MoSCoW лучше всего осваивать на практике, поэтому мы добавили примеры задач в шаблон Product Management.

Груминг бэклога («Расчёсывание бэклога»): что это и зачем применяется, критерии, примеры

«Расчёсывание бэклога» — это процесс поддержания порядка в бэклоге, а также добавления необходимых деталей и оценок к каждой строке-идее. На такой встрече нужна вся команда: владелец продукта / продакт-менеджер, скрам-мастер (или техдиректор) и команда воплощения продукта (development team).

Груминг бэклога — это такая планерка scrum-команды, на которой разбираются составляющие бэклога: пользовательские истории, эпики, баги и прочее — все, что важно создать в последующие спринты.

В чем ценность груминга бэклога и почему важен ясный бэклог

Груминг бэклога много преимуществ. Впервую очередь устраняет путаницу, неопределенность и готовит команду к результативной работе на следующем спринте. При правильном подходе такие совещания помогают сократить время планирования спринта.

Кроме того, проработанные элементы бэклога гораздо проще оценивать и реализовывать.

Для получения этих преимуществ важно привлекать к участию в совещании всю команду разработки (или хотя бы ее большую часть).

Груминг должен быть направлен на получение более полного представления о каждом пункте бэклога. А также должно помочь каждому участнику команды понять, что требуется сделать. Все решения следует документировать для дальнейшего использования.

Чтобы встреча по прическе бэклога продукта прошла результативно, каждый участник команды должен знать свои обязанности:

Если вся Scrum-команда вовлечена в процесс улучшения бэклога продукта, то планировать и проводить успешные и плодотворные спринты становится гораздо проще.

Курс «Профессия Продакт-менеджер» – погружение