Вы читаете перевод статьи Айрин О “Design and the Self”. Над переводом работали Ольга Скулкина и Ринат Шайхутдинов. При поддержке iSpring.
iSpring — решение для запуска дистанционного обучения.
Куда бы мы ни пошли, нас окружает плохой дизайн: от сидений в самолете, которые искривляют наше естественное положение тела, и до безвкусных, неэстетичных автомобилей. Природные ландшафты — некогда зеленые и голубые — теперь закатаны в асфальт. Вокруг нас — сотни нереализованных возможностей, которые могли бы принести счастье и радость в жизни людей.
Плохой дизайн замедляет нас и расстраивает: вспомните то диковатое здание в вашем районе, при виде которого вы всякий раз морщитесь.
Или пульт от телевизора, на котором слишком много кнопок; или программу, которая просто-напросто не работает. Эти объекты и неприятные впечатления — результат жадности, недопонимания и недостатка эмпатии и фокуса. Плохой дизайн особенно расстраивает, если учесть, какой ценой он обходится нашей планете. Временами кажется, что мы наполняем мир хламом.
С развитием индустрии высоких технологий, мы наблюдаем повышение интереса к дизайну, а также рост инвестиций в эту область.
Все больше и больше компаний начинают приходить к осознанию того, что дизайн может быть конкурентным преимуществом, которое позволяет стать зметнее на рынке схожих товаров.
Наше понимание дизайна с годами стало значительно глубже: вышло за пределы простой “эстетики” и теперь подразумевает навыки решения проблем.
Вот уже пару десятков лет в индустрии ПО продуктом “с хорошим дизайном” считается продукт удобный, полезный и желанный. Но мы можем еще лучше. Мы должны делать лучше.
Что я имею в виду? Прежде, чем мы начнем глубоко копать, я хочу обеспечить вам нужный контекст. Давайте сделаем шаг назад и рассмотрим разные уровни понимания дизайна.
Дизайн = Форма
В самом базовом смысле под дизайном обычно понимают эстетику. Универсальные принципы красоты — такие как золотое сечение, правило третей, принципы близости, выравнивания, контраста и повторения — дают нам подсознательный сигнал: красивый объект перед нами или нет.
На этом уровне понимания, мы подразумеваем под “дизайном” внешний вид объекта: так, например, машина может выглядеть быстрой, или дорогой, или “мужественной”.
Дизайн = Функция
Но дизайн — это не только внешний вид объекта, но и то, как он работает.
Мы говорим, что у объекта хороший дизайн не только когда он классно выглядит, но и когда он полезный и удобный в использовании.
Хороший дизайн облегчает нашу жизнь, экономит время и сокращает когнитивную нагрузку, что, в свою очередь, снижает уровень стресса и делает нас терпимее и доброжелательнее к окружающим. Можно сказать, что хороший дизайн как холодильник: если он работает, никто не замечает, а если нет — начинает вонять.
Дизайн = Бренд
Когда компания постоянно держит планку эстетики и функционального качества, дизайн становится брендом. Он превращается в средство эмоциональной связи с клиентами. Клиенты связывают себя с определенными характеристиками бренда.
Дизайн = Опыт использования
В конце 90-х под успешным дизайном подразумевалось создание для клиентов запоминающихся моментов, воспоминания о которых — то есть “опыт использования” — становятся частью продукта. Возьмем, к примеру, кукол American Girl. Недостаточно просто купить куклу. В экономике “опыта использования” вы можете создать свою собственную уникальную куклу, сделать ее похожей на вас, отправить в СПА, нарастить волосы. Суть уже не в покупке куклы, а в формировании опыта, связанного с покупкой и владением этой куклой. Дизайн выходит за пределы продукта и бренда и охватывает весь опыт использования продукта.
Что такое дизайн-мышление?
Дизайн-мышление, если кратко – это решение проблем. Компания IDEO и ученые из Стенфордского Университета последние 10 лет активно продвигают термин “дизайн-мышление”. Дизайн--мышление — это набор когнитивных процессов, направленных на решение проблем. В процессе дизайн-мышления можно выделить различные стадии: определение проблемы, формирование эмпатии по отношению к клиентам, генерация идей, прототипирование возможных решений, сбор обратной связи и дальнейшие итерации. На этом уровне понимания, дизайн — это решение проблем.
Дизайн — это термин, который описывает, как объект или сервис выглядит, как он себя ведет, какие эмоции пробуждает у людей при взаимодействии и какой опыт использования предлагает. Дизайн также предполагает определенный образ мышления и подход к решению проблем. По сути у нас здесь складывается описание личности, собственного “я” человека.
Дизайн = Собственное “я”
Что мы имеем в виду под собственным “я” (self)? Быстрый поиск в Google выдает такое определение: “сущность человека, которая отличает его от других, особенно в контексте самоанализа или рефлексии”.
Любое творческое усилие — это выражение человеческого духа.
Когда мы создаем что-то, мы создаем внешнее выражение самих себя, а также ценностей и принципов, которые нам присущи. То, что мы создаем, становится воплощением наших ценностей и принципов — то есть материальным выражением нашего “я”.
Возьмем, к примеру, дизайн одежды (Fashion Design). В начале 1900-х годов стильные вещи были сложными и очень дорогими. Они создавались, чтобы изображать женщин утонченными и пассивными, и были совершенно непригодны для любой деятельности, кроме сидения в гостиной и увеселения гостей. Одежда отражала уровень стремления.
В эту эру пышных платьев Коко Шанель была бедной худой девочкой из приюта. Но она верила, что она ничуть не хуже богатых девочек, которые ее презирали. Благодаря своей храбрости и вкусу, она превратилась в уверенную, талантливую женщину — энергичную, целеустремленную, увлеченную жизнью.
У Шанель был свой, особый взгляд на жизнь женщин, и ее вещи олицетворяли другие идеалы — далекие от тех, на которые опиралась мода того времени.
Ее маленькое черное платье, представленное публике в 1926, олицетворяло принципы, которые она ценила в самой себе, и стало отражением энергичной, компетентной и активной женщины — какой и была сама Шанель. Главным в одежде от Шанель стало качество, а не модные тренды. И, естественно, модели Шанель прошли проверку временем и до сих пор актуальны.
Взгляните на продукты, спроектированные под руководством Дитера Рамса для компании Braun.
Эти продукты, как и сам Рамс — простые, скромные и работоспособные.
Несмотря на то, что их дизайн был создан в середине прошлого века, эти продукты послужили вдохновением для множества современных гаджетов — чем не доказательство стойкости и чистоты взглядов Рамса?
Простота заставляет нас чувствовать себя уязвимыми, но на самом деле простота — это достижение. Это итог глубокого самоанализа относительно того, что действительно важно — в результате этого появляется ясность и четкий фокус. В основе простоты лежат такие принципы, как умеренность, отсутствие чрезмерной привязанности и преодоление страха.
Продукты с хорошим дизайном, подобно своим создателям, скромны: они не пытаются привлечь ваше внимание без причины. Они счастливы находиться на заднем плане и делать свою работу.
Многим из нас приходилось видеть обратную сторону вопроса. Знаете, бывает, что вас просят “спасти” дизайн продукта, в то время как в основе самого продукта лежат такие проблемы, что заниматься дизайном — все равно что подбирать помаду для свиньи?
А вы когда-нибудь видели компании, которые ради быстрых денег вносят в продукт совершенно бессмысленные изменения? Это результат жадности.
Или, например, команда разработчиков, которая добавляет в продукт все новые и новые функции, просто потому что они могут? На такую команду влияет фактор привязанности, им не хватает умеренности.
Ну или, скажем, компания, которая никак не может остановить выпуск посредственного продукта, чтобы не злить существующих пользователей? Это работает страх.
Страх, жадность и привязанность — это лишь отдельные примеры недостатков человеческого “я”, которые могут поразить любую компанию. Эти недостатки бросают тень на первоначально чистое намерение создать нечто стоящее. Чистота и простота дизайна зависит от того, насколько способна компания/предприниматель справиться с этими недостатками во имя сохранения первоначальной идеи.
Эту точку зрения отлично иллюстрирует знаменитое возвращение Стива Джобса в Apple в 1997 году. Когда Джобс вернулся в Apple, он упростил товарное предложение компании: сделал продуктовое портфолио более сфокусированным и урезал линейку продуктов с трехсот пятидесяти до десяти. Он придерживался мнения, что важно не то, что они делали, а скорее то, чего не делали. Вместо того, чтобы производить кучу продуктов, Джобс сконцентрировался на нескольких устройствах, которые педантично доводил до совершенства.
У Джобса была четкая идея, приоритет качества над количеством. Многие руководители на словах придерживаются той же позиции, но на деле неохотно принимают сложные решения.
Представляете, насколько эмоционально сложно исключить из продуктовой линейки продукты, которые уже спроектированы и произведены? Насколько сложно оставить без работы 3000 работников? Джобс не боялся принимать сложные решения, пусть даже они делали его непопулярным. Он шел на этот риск и следовал своему видению, которое, он верил, спасет бизнес и лучше послужит пользователям. Он вышел за рамки жадности, привязанности и страха, которые наверняка испытывал при принятии решений.
Когда мы уступаем страху, жадности и привязанности, в дизайне это проявляется в виде сложности и нагроможденности. Чем больше мы способны выйти за рамки своего “я”, тем лучше будет наш дизайн: чистый, понятный, с четкой идеей. То, что мы создаем, отражает наше внутреннее состояние.
Выражая свое “я” в работе, мы передаем свои черты, взгляды и задумки другим людям, которые будут использовать наши творения. Дизайн — это кульминация наших намерений, ценностей и принципов, выраженных в материальной форме и переданных другим. Дизайн способен формировать наши мысли и чувства.
Адам Галински, профессор Колумбийского университета, изучал влияние одежды на то, как мы осознаем самих себя и свои действия. Участникам эксперимента был предложен тест Струпа: на листе бумаги написаны названия цветов (красный, желтый фиолетовый), окрашенные в другие цвета, не совпадающие с названиями. Испытуемых просили называть цвета слов. Эксперимент интересен тем, что мозгу проще читать “неправильные” названия цветов, вместо того, чтобы называть сами цвета согласно визуальному восприятию. Интересно и то, что участники теста, одетые в белые халаты лаборантов, показали более высокие результаты, чем те, кто был в обычной одежде.
Такой эффект наблюдался когда участникам сказали, что на них “халаты лаборантов”. В другой версии эксперимента участники надевали те же халаты, которые им представили как “халаты художника”. Тот же халат, но теперь он назывался “халат художника”. На этот раз у участников в халатах не наблюдалось повышенных результатов в тесте Струпа. Почему? Потому что, как сказали сами участники, они проецировали на себя определенный образ человека, который мог бы носить такой халат, и превращались в творческого художника, которому нет никакого дела до точности теста и его результатов.
Сообщив участникам, что за халат они надели, ученые “подтолкнули” их войти в определенный образ — что, в свою очередь, сказалось на результатах. В повседневной жизни никто не говорит нам, какими психологическими качествами обладают вещи, которые мы используем. Но когда дизайн объекта создается под влиянием четкой идеи, эта идея через объект передается пользователю дизайна.
Давайте вернемся к Коко Шанель. В маленьком черном платье от Шанель женщина может быть эффективной, организованной, серьезной и уверенной, оставаясь при этом грациозной и модной. Когда женщина надевает платье от Шанель, она воплощает ценности, которые Коко Шанель вложила в свои дизайны — и не важно, знает она, кто такая Шанель, или нет.
Посмотрим на часы Braun. Внешне они выглядят как самые обычные часы. Но на более глубоком уровне, они олицетворяют психологические, или даже духовные идеалы чистоты, простоты и гармонии. Такие часы не просто сообщают нам время: они мягко подталкивают нас к этим идеалам. Благодаря им мы хотим успевать вовремя.
Сравните часы Braun с G-Shock от Casio. Часы от Casio переносят фокус на долговечность: им не страшна вода и электрический ток. Обладатель таких часов хочет казаться спортивным, суровым, брутальным.
Или вот, например, медленные часы. У этих часов 24-часовой циферблат — вместо стандартного 12-часового. Очевидно, что цифры расположены так плотно, что будет очень сложно понять конкретное время до минут. Владелец таких часов не планирует свой день по минутам, а скорее живет более крупными интервалами: четверть часа, полчаса. На своем сайте компания-производитель медленных часов пишет: “Медленно — это не скорость. Это образ мышления, который большинство из нас просто утратили. Пусть само время вернет понятие “медленно” в вашу жизнь. Самое время замедлиться…” Авторы медленных часов ценят размеренную жизнь и предлагают своим клиентам возможность разделить с ними этот жизненный принцип.
Иногда мы не осознаем или не можем описать, как именно на нас влияет тот или иной объект дизайна, но мы определенно чувствуем энергию, которую они излучают, и тот уникальный опыт, который они нам предлагают.
Стул с оттоманкой Eames — творение Чарльза и Рей Имз — был создан в середине прошлого века, и напоминает о минувшей эпохе. Его мужественная структура создает комфортную “берлогу” и манит владельца сесть, расслабиться после насыщенного дня, возможно почитать газету или посмотреть телевизор, пока готовится ужин.
Стул Wishbone Ханса Вегнера представляет другие ценности: прямоту, честность и элегантность. Он надежный и устойчивый — но не слишком тяжелый и громоздкий. Он скромный и повседневный, но при этом величественный. Этот приветливый, простой дизайн приглашает нас присесть, и, присев, мы становимся частью его философии.
Многие религии подсознательно ощущают эту связь между дизайном и духовным миром человека. Дизайн храмов и церквей — то витиеватый и величественный, то простой и элегантный — оттачивался веками, чтобы транслировать прихожанам определенные ценности и идеалы, и в какой-то мере давать им возможность почувствовать себя ближе к Богу. Независимо от того, религиозны мы или нет, красота этих мест не оставляет нас равнодушными и навевает спокойствие и гармонию.
Хорошо спроектированные объекты и пространства проявляют в нас самые лучшие качества. Соответственно, плохой дизайн пробуждает наихудшие стороны человеческой натуры: жадность, равнодушие, желание добиваться своего, невзирая на цену. Красота несет добродетель — диковатость рождает отчаяние, страдание и безнравственность.
Йен Флеминг, автор серии романов о Джеймсе Бонде, подсознательно понимал это. Он назвал одного из своих самых отъявленных злодеев Голдфингером в честь реального человека Эрно Голдфингера. Архитектор Эрно Голдфингер известен своими огромными, неуклюжими и аскетичными бетонными строениями, которые стали визитной карточкой архитектурного брутализма.
Этот архитектурный тренд, популярный в 1950–60-х годах, известен тем, что здания выполнялись из дешевых строительных материалов. Такой архитектурный стиль стал популярным после Второй мировой войны: бетонные здания создавали ощущение безопасности в тех районах, которые были разрушены во время бомбежек. Брутализм также ассоциировался с советской утопической идеологией, которая преобладала в коммунистических странах Европы с середины 60-х и до конца 80-х годов. Этот зловещий стиль воскрешает в памяти мысли о тоталитаризме, насилии, принуждении и суровой утилитарности. Строгие фасады зданий кажутся безликими и лишенными воображения. Для Флеминга уродливая бруталистическая архитектура стала олицетворением зла, которое он воплотил в своем выдуманном герое-преступнике Голдфингере.
Когда продукты и вещи, которыми мы пользуемся, воплощают правильные идеалы, они начинают положительно влиять на нашу жизнь: как психологически, так и духовно. Продукты с хорошим дизайном несут такие ценности как терпение, стойкость, концентрация, стремление к совершенству, эмпатия. Используя такие продукты каждый день, мы подпитываем лучшие качества своего “я”, и происходит своеобразная внутренняя эволюция. В результате у нас формируется эмоциональная привязанность к хорошему дизайну. Он помогает нам расти, становиться лучше и стремиться к совершенству.
Способность дизайна влиять на то, как мы думаем и чувствуем, выходит за пределы физических объектов и пространств и распространяется также на опыт взаимодействия: это относится к дизайну услуг или цифровых продуктов.
К примеру, основатели Google Ларри и Сергей были нацелены на создание мощной технологии, которая поможет людям эффективно искать информацию. Они изобрели алгоритм, который позволял просто и быстро находить нужные данные, но не остановились на этом. Они вложили миллиарды долларов в создание инфраструктуры, которая максимально ускоряла процесс поиска в веб. Они активно отстаивали цели компании (так называемые OKRs — цели и ключевые результаты), ориентировались на снижение времени ожидания (то есть времени между вводом запроса и выводом результата). Простой и гибкий интерфейс также сыграл свою роль в повышении эффективности и масштабируемости поиска. Вся работа, проделанная в Google, была направлена на создание мощного, эффективного инструмента. Когда мы используем Google для поиска в интернете, для работы с документами, фотографиями и письмами, мы сами чувствуем себя более эффективными и работоспособными.
Nutanix — это компания, которая поставляет облачные решения и инфраструктуру для дата-центров. Руководство компании отстаивает принципы эмпатии и гладкой, бесперебойной работы.
Вот несколько примеров того, как эти ценности влияют на опыт взаимодействия пользователей. В интерфейсе большинства систем техподдержки функция эскалации сервисного запроса закопана очень глубоко — потому что такие запросы отнимают время и деньги. В интерфейсе Nutanix эта функция находится в самом верху, как бы заявляя всем работникам техподдержки, что не бывает неважных запросов и клиентов.
Еще один пример: апгрейд программного обеспечения дата-центра. Такие апгрейды, особенно крупные — обычно считаются процессом трудным, сопряженным с множеством рисков. Прекрасно понимая сложность задачи, компания свела процесс к простой операции в один клик: администратор запускает процесс, а все остальное делает Nutanix. Клиенты счастливы, об этом говорят их восторженные твиты (#lovemyjob): запустить процедуру апгрейда теперь можно прямо из Теслы или пока жаришь шашлыки.
То, какими мы становимся, влияет на то, что мы делаем. То, что мы делаем и используем, влияет на то, какими мы становимся.
Нам нужен хороший дизайн: не потому, что мы хотим повыпендриваться, и не для того, чтобы продать людям больше вещей, а потому, что хороший дизайн помогает нам становиться лучше.
Чтобы создавать продукты с хорошим дизайном, мы должны абстрагироваться от всего, что сдерживает нас: от жадности, страха, чрезмерной привязанности, эго. Когда мы понимаем и осознаем ценности, которые хотим передать, мы закладываем в основу своего дизайна благую цель. В свою очередь, это влияет на то, что думают и чувствуют наши пользователи — ведь они тоже будут олицетворять наши ценности. И это самый большой подарок, которым мы, как дизайнеры, можем поделиться с людьми.
Большое спасибо Фреду Чангу, Альберту Пуну и Сатиш Рамачандран за обратную связь.
Апдейт: Изначально в статье была еще одна иллюстрация: в качестве примера “неэстетичного автомобиля” я приводила Fiat Multipla. В 1999 году программа Top Gear признала ее самой уродливой машиной. И несмотря на то, что ее сравнивают с психованной мультяшной уткой, у машины есть свои поклонники, которые считают ее дизайн (если закрыть глаза на ее внешний облик) достаточно хорошим. Читатели так спорили о качестве дизайна этой машины, что это отвлекало от основной идеи статьи, поэтому я решила убрать этот пример.