F-паттерн в дизайне интерфейсов: Как пользователи просматривают контент
В этой статье мы поговорим об F-паттерне: узнаем, почему он работает и как воссоздать его в дизайне.

В этой статье мы поговорим об F-паттерне: узнаем, почему он работает и как воссоздать его в дизайне.
Вы читаете перевод статьи Николая Бабича “F-Shaped Pattern for Reading Content”. Над переводом работали: Ольга Жолудова и Ринат Шайхутдинов.
F-паттерн — это самая распространенная траектория сканирования контента, организованного в форме блоков. “F” — то есть fast, быстро. Именно так люди читают ваш контент. Они с поразительной скоростью, буквально за несколько секунд пробегают взглядом по всей странице.
F-паттерн получил всеобщее признание после того, как компания Нильсен-Норман Групп провела исследование движений глаза при чтении веб-контента. В ходе исследования более 200 пользователей изучали тысячи веб-страниц. Исследование выявило закономерность в движениях глаз пользователей при изучении разных сайтов: общая траектория сканирования контента напоминает букву “F”. При этом можно выделить три этапа сканирования:
Очевидно, что траектория сканирования не всегда состоит из трех четких отрезков. Когда пользователь находит что-то интересное, он начинает читать, формируя горизонтальные линии.
F-паттерн поможет создать дизайн с хорошей визуальной иерархией — дизайн, который люди смогут легко просканировать. F-лейаут будет комфортным для большинства западных пользователей, потому что они всю свою жизнь так читают: сверху вниз и слева направо.
F-лейаут — это палочка-выручалочка для сайтов, где много текста: например, блогов и новостных сайтов. Если на странице много контента — особенно текста — пользователям будет проще изучать его по естественной, привычной траектории сканирования.
F-лейаут буквально позволяет дизайнеру контролировать, на что пользователь обратит внимание.
Прежде чем компоновать элементы на странице, расставьте их по степени приоритетности. Когда определитесь с элементами, на которые нужно обратить внимание пользователей в первую очередь — просто поставьте их в “горячие точки” F-паттерна, чтобы добиться нужного эффекта.
Первые два параграфа — самые важные. Поместите самый важный контент как можно выше, чтобы сразу сообщить читателю главную идею и назначение сайта (или страницы). Верхнюю строчку пользователи обычно читают целиком по горизонтали, а значит это отличное место для панели навигации.
Когда будете применять в дизайне этот паттерн, думайте о пользователях-“сканерах”. Разместите контент, который может их заинтересовать, на линиях F-паттерна:
Боковая панель нужна, чтобы вовлекать пользователей во взаимодействие на более глубоком уровне:
Основной недостаток F-лейаута в том, что он располагает к монотонности. Вашим пользователям быстро наскучат одни и те же повторяющиеся строки. А вам не нужен скучающий пользователь — так что разбавьте область сканирования каким-нибудь “несуразным” элементом.
Эта техника “разрушения ожиданий” в лейауте пригодится вам, если вы работаете с длинными простынями текста и боитесь, что пользователь заскучает после пары первых разделов.
F-паттерн просто повторяет естественную траекторию движения нашего взгляда — и вы можете оптимизировать под нее свой лейаут. Но не нужно строго следовать этому паттерну — в конце концов, это просто рекомендация, а не шаблон.
Читайте статью про Z-паттерн!
Продуктовые дизайнеры
Продакты
UX/UI-дизайнеры
UX-аналитики
Веб-дизайнеры
Менеджеры проектов
Продуктовые аналитики
Бренд-менеджеры
Digital-стратеги
Арт-директора
Аналитики данных
UX-исследователи
Графические дизайнеры
Веб-разработчики
Дизайнеры интерфейсов