book-open 1 test
Иллюстрация

Как стать художником-иллюстратором – пошаговое руководство [+10 интервью с иллюстраторами]

Хочешь прокачаться в иллюстрации? Собрала в пошаговое руководство все, что помогает наметить точки роста начинающему иллюстратору, взяться за первые проекты и пополнить портфолио.
Иллюстрация Dark Penguin: https://dribbble.com/shots/17910394-Thonet-N-18

Иллюстратор — это очень востребованный творческий специалист, который оказывает влияние на мир каждый день: через блоги, соцсети, книги, журналы, мультфильмы/фильмы, обучающие материалы, приложения, сайты, упаковку, айдентику брендов — чего только нет в этом списке — они всюду. В общем, сейчас все хотят быть иллюстраторами.

С чего начать погружение в мир иллюстрации, если тянет в творчество? Эта статья для тех, кто готов окунуться в мир профессиональной сюжетной иллюстрации. В этой статье я постаралась сжать очень много личного опыта и опыта друзей-иллюстраторов. А еще здесь вы найдете обилие советов других профессиональных иллюстраторов.

А если вам хочется больше зарубежных практик, заходите на мой блог про иллюстрацию и творчество.

Вы читаете перевод статьи «How to start an illustration career» и «9 Artists on How to Make a Living From Your Art». Переводы — это один из моих способов исследовать возможности в творческом мире. Над переводом работала Настя Никсен.

Итак. Поехали!

Шаг 1. Осознать: вы рисуете или иллюстрируете

Это важный вопрос, потому что иллюстрация — не то же самое, что и рисование картинок. Попробуйте включить режим «новичка» и сделать запрос в Google или Yandex: «что такое иллюстрация?» — и изучите статьи в выдаче. В режиме «новичка» вы отключаете профессиональный опыт и предубеждения относительно предмета, и начинаете сначала — это помогает получить свежий взгляд и зачерпнуть обилие новых деталей и тонкостей в теме.

Иллюстратор создает изображение (это, кстати, можно сделать самыми разными способами), с целью поддержать фрагмент текста или единицы смысла. Задача иллюстрации — дополнить текст и ускорить передачу чувственного опыта читателю. Иллюстраторы обычно рисуют для клиентов/заказчиков, сотрудничают с издательствами, дизайн и брендинговыми агентствами, работают на стыке эмоций и смыслов в условиях ограничений по времени. Для себя иллюстрацию я также описываю, как создание изображений в сочетании с текстом или концепцией. 

Иллюстрация отличается от создания произведений искусства (art). Предмет изобразительного искусства (art) может легко быть самостоятельным произведением, а иллюстрация в большинстве случаев строится вокруг идеи или концепции. Я думаю, что разница в коммуникации. Искусство не обязательно должно напрямую общаться с аудиторией, хотя оно может «найти» свою аудиторию. Иллюстрация, с другой стороны, создается с единственной целью наладить контакт и начать общение с аудиторией (communicating with an audience).

Например, вы нарисовали портрет своего друга. Чем в данном случае будет являться этот портрет: рисунком, артом или иллюстрацией?

Верно! Это рисунок или предмет изобразительного искусства, но не иллюстрация (пока).

Хорошо, мы немного разобрались, чем иллюстрирование отличается от рисования. Идем дальше!

Шаг 2. Начать рисовать регулярно и разрисоваться

Наверняка, перед тем, как начать мечтать стать иллюстратором вы уже начали рисовать. Просто так, для себя, потому что это весело. Периодически мне встречаются ребята, которые в первую очередь думают о карьере иллюстратора, хотя они еще даже не начали рисовать. Я рекомендую им тут же вложить свободное время в рисование, эксперименты, посещение уроков живописи и набивать руку в карандаше, а также посещать мастер-классы и лекции.

Мастерская иллюстрации

Каждые несколько месяцев я тоже провожу мастер-классы по иллюстрации, на которых помогаю раскрыться в иллюстрации и делюсь плюсами и минусами профессии коммерческий иллюстратор. Здесь идет много творческой работы, каждый экспериментирует, задает вопросы и выполняет задания для развития навыков под присмотром наставника.

«Всегда цените и серьезно относитесь к своей работе. Но это вовсе не значит, что больше нельзя рисовать для развлечения, дурачиться, рисовать каракули и просто странные рисунки, не спешите резко реагировать на осуждение ваших работ другими людьми. У вас есть много причин здесь и сейчас уже гордиться тем, что вы делаете; другие люди не могут рисовать или мыслить точно так же, как и вы. Ваша творческая работа ценна не меньше, чем другие виды работы».

— Нитье (Neetje), иллюстратор

Шаг 3. Совершенствуйтесь в том, что вы делаете, внедряйте новые возможности в свой творческий процесс

Существуют сотни книг по иллюстрации, а также по бизнес-части этого дела. Как только вы почувствуете, что разрисовались и свободно можете воплощать идеи в графике, советую углубиться и изучить нюансы творческой профессии. Действительно клевая книга для старта в профессии иллюстратор — «Профессия: художник-иллюстратор» Даррелла Риса.

Графит, свиная щитина, компьютер, графический планшет (или iPad)

Раньше у иллюстраторов не было компьютеров для создания иллюстраций. Они работали карандашами, красками использовали традиционные материалы и техники для создания своих работ. А когда иллюстрация была готова, ее отправляли литографу, который готовил работу для публикации в книгах, газетах или журналах.

Сейчас все по-другому: литографов осталось мало, а иллюстраторами теперь важно самим разбираться, как правильно отсканировать/сфотографировать свою работу и подготовить ее к печати в необходимом формате, бодро переключаться между традиционными и современными способами создания рисунка. Также увеличилось разнообразие гаджетов, программ и приложений, которые помогают решать творческие задачи.

Но все еще есть клиенты, которые принимают оригинальные рисунки и нанимают литографа для оцифровки вашей работы. Поэтому лучше спросите своего клиента заранее, в каком формате он ожидает работу и почему. А лучше освойте этот навык, чтобы начать брать более крупные проекты повышенной сложности.

Почему важно разбираться в современных технологиях

Подготовка работы к печати (или к применению в мобильном приложении или на сайте), так же как развитие навыков в дизайне — это очень полезно. Поэтому я рекомендую всем иллюстраторам также осваивать различные направления дизайна: от графического до веб-дизайна и брендинга. Вы можете подобрать подходящие для вас курсы графического дизайна в вашем городе или пройти обучение у наставников онлайн.

«Намазывайте» свои иллюстрации на реальный контекст

Если вы планируете создавать открытки, стикеры или различный мерч, то вы можете зайти в типографию, и там помогут перенести вашу иллюстрацию на живой продукт. Это стоит денег, но такой чувственный опыт стоит того.

Шаг 4. Разберитесь в важном вопросе: «Нужно ли идти в художественную школу или университет, чтобы стать иллюстратором?»

Клиенты, как правило, приходят за авторской работой и не требуют копию вашего диплома для создания иллюстрации. Но! Посещение художественной школы — это очень познавательно, здесь вы повышаете шансы раскрыть свой личный стиль, исследовать, обменяться опытом с однокурсниками и насыщаться историями у профессионалов в творческом деле.

Комментарий автора перевода | Что в идеале должно давать художественное образование:

⚡️Готовая траектория вашего обучения на несколько лет вперед с лекциями, практиками и жесткими дедлайнами;

⚡️База, закладывается фундамент (техники, методики, история (как делали раньше);

⚡️ Насмотренность (что делают сейчас) и тренды (что нас ждет в будущем);

⚡️ Много практики, оттачивание мастерства, как индивидуально, так и в командных проектах;

⚡️Книги, ресурсы, полезные материалы;

⚡️Контакты, возможность наладить знакомства, постажироваться во время учебы;

⚡️Наставничество, менторство (от преподавателей), которые могут дать совет и подсказать направление, как развиваться и расти дальше.

Если на данный момент у вас нет возможности получить художественное образование, можно решить этот вопрос комплексным развитием. Да, этот путь труднее, поскольку вам придется включить дисциплину и желание взять эту высоту.

Продумать свой план развития и наметить ближайшие цели, черпать информацию из книг, роликов на youtube и подкастов, найти чатики, где сидят другие иллюстраторы и подружиться с ними, ходить на форумы и выставки. Если почувствуете, что застряли, найти подходящий курс или взять консультацию у художника-практика (менторство), который вас вдохновляет и внушает доверие. Полученные знания тут же применять на реальных проектах и потихоньку формировать портфолио. Все в ваших руках. Искреннее желание заниматься творческим делом, трудолюбие и терпение могут вам в этом помочь.

Настя Никсен, иллюстратор и бренд-дизайнер

Шаг 5. Разберитесь в важном вопросе: Чем конкретно занимается иллюстратор?

Это зависит от выбранной вами ниши и задач, но есть общие моменты: вовсе не каждый день иллюстратор сидит за столом и рисует с кошкой на коленях, потягивая чашку свежезаваренного чая. Иллюстрация — это лишь часть работы. Коммерческий иллюстратор сочетает в себе целый ряд профессий и навыков: отвечает на электронные письма (секретарь), занимается административными и организационными вопросами (менеджер), бдит за своевременной уплатой налогов и исполнением обязательство по договорам (юрист), встречается с клиентами и презентует свою работу (арт-директор), продвигает свои работы в социальных сетях (маркетолог), покупает расходные материалы и т. д.

Это все часть ведения творческого бизнеса.

Шаг 6. Посмотрите свежим взглядом на все ваши работы и идеи

Если рисуете от руки, разложите все ваши работы на полу, чтобы был хороший обзор. Если в цифре: распечатайте.

Внимательно посмотрите на свою работу и попробуйте описать чувственно то, что видите. Кто ваша целевая аудитория, поделитесь подробнее? Какое настроение транслируют ваши рисунки: яркость и жизнерадостность, загадочность и таинственность, печаль и меланхоличность? Составьте список всего, что вы видите, когда смотрите на свою работу. Захватите друга (или опытного иллюстратора), чтобы помочь вам, если вы застряли!

А еще очень полезно составить список клиентов, на которых вы хотели бы работать. Также я рекомендую записать названия журналов, издателей, брендов — всех, с кем вы хотели бы поработать. Теперь у вас есть отправная точка!

Шаг 7. Соберите новую версию портфолио

Портфолио – это как загранпаспорт, с которым иллюстратор может “путешествовать” по всему миру и участвовать в проектах разного масшатаба. Ваше портфолио показывает потенциальным клиентам ваш опыт, навыки, стили и техники, ниши, в которых вы готовы делать проекты.

Комментарий автора перевода | Как собрать портфолио новичку:

Что делать, если вы новичок, и у вас нет опыта работы и проектов, которые можно положить в портфолио? Начинающие иллюстраторы часто собирают портфолио в виде спек (фантазийных проектов). Когда сам себе придумываешь проект, заказчика, задачу, условия и ограничения и выполняешь его искренне, так, словно он настоящий. Спеки можно использовать также, если, например, хочешь выйти на новый уровень сложности проектов, или в другую нишу, где еще никогда не был. Главное, обязательно указать, что проект выполнен в качестве концепции, чтобы презентовать ваши навыки. Будьте честными, клиенты это оценят.

Художнику, чтобы быть востребованным здесь и сейчас, важно уметь не только красиво нарисовать работу, но и вкусно ее подать, увлеченно о ней рассказать, объяснить смыслы и концепции (почему такое решение было принято), поэтому при оформлении работ в портфолио также важно показывать не только результат, но и процесс, этапы работы и показать свои иллюстрации в контексте (упаковка продукта, сайт, книга).

Вам не нужна та самая призрачно идеальная версия портфолио, чтобы начать брать первые заказы. Портфолио это динамичный документ, который постоянно улучшается, видоизменяется, дополняется. Отложите перфекционизм, соберите для начала первую версию портфолио, от которой можно будет оттолкнуться.

Настя Никсен, иллюстратор и бренд-дизайнер

Шаг 8. Подсветите лучшие работы

Вам нужно 15 лучших работ для вашего сайта-портфолио. Сайт можно сделать и с профессиональным веб-дизайнером, агентством или пройти курс и сделать самому на Squarespace, Cargo (или в Tilda, Readymag).

«Ищите мероприятия, где можно пополнить портфолио или получить по нему обратную связь; кстати, на таких мероприятиях можно даже найти интересные знакомства и начать новый проект. Самое страшное, что там может случиться — просто получит полезные отзывы о своих работах.“

— Нитье (Neetje), иллюстратор

Далее разберемся в том, как найти работу иллюстратором, как оценить свой труд и какой выставлять счет, а также стоит ли браться за проекты бесплатно.

Комментарий автора перевода | Где лучше размещать портфолио на старте:

Новичкам советую для начала собирать портфолио не в виде личного сайта конструктора (на старте он не поможет вам привлечь клиентов и будет работать больше, как сайт-визитка), а использовать платформы, которые могут обеспечить вам трафик, вероятность, что кто-то наткнется на ваш профиль по тегам, рекомендациям, по запросу: behance, dribbble, Instagram, grafolio, Pinterest.

Настя Никсен, иллюстратор и бренд-дизайнер

Шаг 9. Поиск работы для иллюстраторов

На данном этапе у вас уже должна быть первая версия портфолио и понимание (исходя из носителей и формата) какие клиенты вам нужны, а значит пора браться за поиск и привлечение. Пора начать рассказывать компаниям и потенциальным клиентам, что вы здесь и готовы взяться за работу.

Как это сделать? Отправляйте потенциальным клиентам свое портфолио и письмо к нему. Здесь пригодится электронная почта и соцсети. А еще полезно распечатать небольшой буклет с примерами ваших работ, а затем отправить его по почте в компанию.

Поиск работы может занять некоторое время. Мне потребовался год, чтобы получить первую работу, и пять лет, чтобы найти приличное количество заказчиков, чтобы оплачивать счета. Очень редко можно получить оплачиваемую работу в первый год, когда вы начали заниматься иллюстрацией. Требуется время, деньги и усилия, чтобы получить работу.

Так что держитесь там! Если вы достаточно терпеливы и готовы много работать, это окупится. Выживает самый упорный и увлеченный своим делом.

«Нетворкинг и продвижение могут показаться пугающими словечками или слишком коммерческими, но это только на первый взгляд. Даже просто встретиться с коллегами в кафе — это тоже нетворкинг, а если начать еще и вести блог, то клиенты смогут находить вас сами (это уже маркетинговый инструмент). Пробуйте разные методы, которые укладываются в ваше текущее мировоззрение, и подбирайте подходящие варианты для поиска клиентов».

— Нитье (Neetje), иллюстратор

Комментарий автора перевода | Совет по поиску работы:

Представьте, что вы очень хотите пить. Что делать? Налить водички из кувшина. А в кувшине нет воды . Тогда из-под крана. Ремонтные работы, воду отключили на неделю. Тогда сходить в магазин. В магазине всю воду раскупили. Можно сходить в другой магазин подальше. Там тоже нет. Бежать на речку за водой. А река пересохла. Тогда мозг начинает выдавать самые неожиданные варианты: «распотрошу кактус», «выкопаю колодец», «соберу росу на рассвете».

Возникает вопрос, почему при поиске заказчиков, как правило, все стопорится на «Я загрузил проект на Behance, сижу жду. Пока никто не написал». Фишка в том, чтобы совершать огромное количество разнообразных действий без ожидания, что вам тут же придёт отклик. Наконец-то громко написать в профиле, что вы иллюстратор и берёте заказы, собрать портфолио из актуальных проектов, регулярно наполнять соцсети контентом, написать холодные письма с предложением о сотрудничестве потенциальным заказчикам, рассказывать всем и вся, бариста в кофейне, соседу в автобусе, что вы иллюстратор, раздавать визитки или открытки с вашими контактами, зарегистрироваться на биржах фриланса, откликнуться на вакансии иллюстратора в разных компаниях, походить на собеседования, если не берут, узнать почему (где поучиться, что почитать, какие курсы пройти), завести знакомства с другими иллюстраторами и пригласить на кофе-чат, чтобы добыть опыт и т.д. и т.п.

Однократное действие не даст гарантии, что вам тут же ответят и предложат поработать. Необходимо применять разные способы на регулярной (!) основе. Сделали шаг, оставили контакты для связи, продолжайте шагать дальше в поисках «воды», не останавливайтесь.

Попробуйте составить mindmap и погенерить идеи, выписать все, даже самые сумасшедшие и эксцентричные. И начните пробовать одну за другой по порядку каждый день. К любому сложному вопросу легче подступиться с помощью метафоры или сравнения, тогда решение не заставит себя долго ждать.

Настя Никсен, иллюстратор и бренд-дизайнер

Шаг 10. Применяем соцсети для поиска клиентов

Соцсети — отличный способ рассказать о своей работе. Например, Insta — клевая платформа для начала. Здесь вы легко можете показать проделанную работу и начать собирать аудиторию.

В чем плюсы Инсты:

Чего не стоит делать в Инсте:

Держите совет от иллюстратора и эксперта по социальным сетям (с более чем 529 000 подписчиков в Instagram) Лоиш ван Баарле (Loish van Baarle):

«Постарайтесь подобрать свой собственный стиль подачи себя в социальных сетях, близкий к тому, кем вы являетесь в реальной жизни. Люди могут следовать за вами из-за работ, которые вы создаете, но за вами становится по-настоящему интересно следить, когда вы показываете, какой вы человек. Вы можете вести профиль, наполняя его личными историями, фрагментами своей повседневной жизни, делиться не только достижениями, но и неудачами и т. д. Не пытайтесь выглядеть совершенным, просто будьте собой!»

— Лоиш (Loish), ​​цифровой художник (Digital artist/Illustrator)

Комментарий автора перевода | Совет по продвижению личного бренда в соцсетях:

У каждой соцсети есть свои правила и стратегия поведения. Чем раньше вы поймете принцип работы, тем быстрее соцсеть поймет, кто вы, чем занимаетесь и начнет рекомендовать вас людям, которым может быть интересно ваше творчество. Например, укажите в описании профиля, чем вы занимаетесь, используйте тематические теги, категории, чтобы дать алгоритмам понять, в какую нишу определить ваш аккаунт. Выберите 1-3 темы для повествования в блоге.

Следите за нововведениями. Например, инстаграм поменял фокус с фотографий на видео контент, это отличная возможность, вовремя подхватить и возглавить это движение. Адаптировать тренды под свой творческий блог и привлекать больше подписчиков через вкладку рекомендаций.

Настя Никсен, иллюстратор и бренд-дизайнер

Шаг 11. Работа с клиентами

Работа на клиента — это лучший вариант, если вам нравится работать с брифами и решать задачу клиента, воплощая смыслы в образах. Быть иллюстратором означает, что вы должны быть хорошим слушателем и создавать работу, которая подходит вашему клиенту и решает задачу его бизнеса. Коммерческий иллюстратор не может идти на поводу у своего эго и делать все, что заблагорассудится.

Будьте добрыми, понимающими, предлагайте решения и будьте гибкими. Здесь также важен дедлайн (крайний срок сдачи работы) — он есть у клиентов, к нему важно успеть, и не в коем случае лучше не выходить за рамки оговоренных сроков.

«Всегда следите за договоренностями, важно чтобы они были на бумаге (или по электронной почте). У вас всегда должен быть источник, на который вы ссылаетесь, особенно когда клиент постоянно меняет свои идеи — обсуждайте предмет Документ с Заданием на иллюстрацию и дорабатывайте его совместно с клиентом».

Ивонн Хоп (Yvonne Hop), иллюстратор и арт-директор

«Прежде чем приступить к проекту, убедитесь, что вы прописали все ключевые моменты, которые вам нужно знать и учесть, например: когда дедлайн? Каковы ограничения формата (размер, тип и т. д.)? Кто целевая аудитория, что им важно, к чему они стремятся и о чем переживают? Когда клиент рассчитывает оплатить работу и сколько? Всегда полезно подписать (полу)официальный контракт или получить отмашку по электронной почте — так все участники будут знать, что проекту дан зеленый свет..

— Нитье (Neetje), иллюстратор

Шаг 12. Уникальный стиль иллюстрации

Когда вы только начинаете, это нормально, что вы еще не нашли свой стиль. Дайте этому время и практикуйтесь: могут даже пройти годы и годы, прежде чем вы найдете стиль, который подходит вам как перчатка.

А пока: экспериментируйте как можно больше со стилями и техниками. Чтобы найти свой стиль, важно знать, какие материалы откликаются у вас больше всего. Некоторым иллюстраторам нравится работать с цветными карандашами, и это соответствует их внутреннему отклику, в то время как других зажигает цифровая иллюстрация. Знание того, кто вы, чего вы хотите и какие форматы и материалы зажигает применять, в конечном итоге приведет к развитию вашего личного стиля.

Личный стиль — это изюминка, которая может помочь вам получить работу. Если клиенты узнают вашу работу по стилю, они с большей вероятностью наймут вас из-за этого стиля. Но вы также можете стать мастером и работать в разных стилях, так вы тоже сможете помочь как можно большему количеству клиентов. Это все вопросы выбора.

Кенни Рубенис и Эммелин Пиджен — профессионалы в области иллюстрации. Кенни работает успешным карикатуристом, а Эммелин — иллюстратором с многолетним опытом работы в этой области.

«Мне часто задают этот вопрос. «Как вы выработали свой стиль?». Я не знаю, правда. Просто так получилось. Вы приобретаете разные навыки и вещи в жизни, а затем однажды что-то щелкает, и вы «находите» тот стиль, который принадлежит только вам. В общем, как в Гарри Поттере. Палочка выбирает волшебника. Стиль выбирает художника».

— Кенни Рубенис (Kenny Rubenis), создатель ‘Dating for Geeks’

«Лично мне не кажется, что авторский стиль — это что-то фиксированное; если вы активно растете и развиваетсяе как художник, то вам в какой-то момент может показаться, что придерживаться единого визуального стиля – выдуманное ограничение — но вот творческий и визуальный «голос» все-таки должен распространяться на всю вашу работу. Вы можете рисовать тушью, в цифре или даже мелками, клево, если ваша работа отражает ваши увлечения, помогает с решением каких-либо проблем, если в нее вложена ваша индивидуальность!»

— Эммелин Пиджен (Emmeline Pidgen), award-winning illustrator

Вывод: экспериментируйте, вложите время и самое главное: делайте то, что хочет ваша рука — практикуйтесь и со временем обрете стиль и станете сильным иллюстратором.

Шаг 13. Определите стоимость своей работы: почасовая оплата или проектный формат в стиле «Сколько стоит эта иллюстрация?»

Когда вы внештатный иллюстратор, то у вас почасовая или проектная оплата, а также:

Как видите, помимо часов только за рисование, вы вкладываете огромное количество времени на другие вещи. Их также обязательно нужно включать в стоимость вашей работы.

В Нидерландах начальная ставка составляет 65 евро в час (без НДС) для начинающих дизайнеров и иллюстраторов.

Как мы уже разбирали выше: иллюстратор делает гораздо больше, чем просто рисует. Рисование — это лишь малая часть дела, и в большинстве случаев это единственная часть, которая учитывается при определении стоимости работы. Поэтому, если вы тратите около 30% своей недели на рисование (другими словами, вам платят только за 30% вашей рабочей недели), вам следует скорректировать свою почасовую ставку.

Вы же хотите иметь возможность оплачивать свои счета только засчет иллюстрации, верно?

«Никогда не недооценивайте себя, потому что вы равняетесь на других иллюстраторов. Никогда не забывайте, что у вас действительно есть что-то особенное, талант, и знайте, что клиенты готовы платить за это. Никогда не снижайте цену, потому что думаете: «О, черт возьми, я всего лишь новичок».

— Ивонн Хоп (Yvonne Hop), иллюстратор и арт-директор

Шаг 14. Натренируйтесь рисовать систематически, а не ждать вдохновения

Выйдите на улицу, осмотритесь и нарисуйте то, что видите или чувствуете. Это так просто. У всех он разный, поэтому трудно сказать, где именно его найти. Но вы должны позволить себе вдохновиться. Сидеть на заднице весь день в ожидании вдохновения довольно тяжело.

Выйти на улицу, посетить музей, посмотреть хороший фильм/мультфильм, послушать красивую музыку, разглядеть образ в пятне на стене: все это может стать идеей для будущих иллюстраций.

Эме де Йонг (Aimée de Jongh), создатель отмеченного наградами графического романа «Возвращение осоеда» (The Return of the Honey-Buzzard) и «Песчаные дни» (Days of Sand), делает это коротко и мило:

«Вдохновение для любителей. Другими словами: не сидите и не ждите, пока к вам придут идеи. Делайте наброски, набрасывайте и набрасывайте, переключите свой мозг в режим творчества — применяйте разные техники. Тогда идеи и придут!»

— Эме де Йонг (Aimée de Jongh), иллюстратор

Карикатурист Ясмин Шейх (Yasmin Sheikh) знает, как это работает:

«Натренируйте свои булки. Упакуйтесь и делитесь своими работами. Вы можете быть самым удивительным художником, но если вы спрячете результаты своей работы, никто об этом никогда и не узнает».

— Ясмин Шейх (Yasmin Sheikh), создатель «Луна-вампир» (‘Luna the Vampire’)

Иногда я просыпаюсь утром и думаю: «О ДА, ну ка дайте мне спортивное тело ПРЯМО СЕЙЧАС!». Но все мы знаем, что нужно работать, чтобы получить такое тело. Если я не буду над этим работать, я никогда этого не получу.

То же самое касается иллюстрации. Нельзя бездельничать, ожидая, что что-то произойдет. Вы должны реально работать для этого.

Шаг 15. Научитесь не работать бесплатно

У иллюстраторов разные мнения по этому поводу. Но факт в том, что некоторые компании всегда будут пытаться получить что-то бесплатно (несмотря на то, что на развитие и эксперименты у них есть бюджет).

Потому что: зачем платить за это, если люди достаточно сумасшедшие, чтобы давать это бесплатно?

В сети есть много конкурсов, некоторые из которых проводятся очень крупными компаниями. С очень большими банковскими счетами. Если конкурс проводит крупная компания, и при этом просит поработать за бесплатно и хорошо выложиться, подумайте, действительно ли там ценят иллюстрации. Компания, которая готова платить за иллюстрации — действительно понимает, что работа сделана хорошим человеком, который много учился, практиковался и теперь готов выдать добротный результат.

Если вы много работаете бесплатно, вы даете сигнал: то, что я делаю, недостаточно хорошо, чтобы за это платить, поэтому я раздаю это бесплатно. Из-за этого вас долго могут воспринимать как любителя, а не профессионального иллюстратора. За бесплатную работу вас будут принимать за любителя, а не за профессионала-иллюстратора. Вам действительно нужно подумать о том, хороший ли это сигнал для того, чтобы послать его миру.

У меня тоже есть опыт бесплатной работы, врать не буду. Самая первая иллюстрация, которая появилась в портфолио, предназначалась для детского журнала для участия в конкурсе. С ней удалось взять второе место, и после этого и началась моя карьера иллюстратора. Также у меня есть опыт работы в фонде Teenage Cancer Trust. Если я работаю бесплатно, я тщательно выбираю, ради каких целей я работаю.

Как живут и работают современные художники-иллюстраторы?: 10 историй

Здесь истории художников-иллюстраторов, которые смогли: переключились с другой работы, на творческую и начали зарабатывать иллюстрацией.

В ответах актуальные тезисы о том, как совершить прыжок в иллюстрацию, что сработало, а что нет, а также как подойти к своему творчеству с точки зрения бизнеса. Иллюстраторы, графические дизайнеры и художники — вас ждет целая серия историй практиков с уникальным взглядом и опытом. Кстати, истории — это еще и способ учиться и перенимать опыт друг у друга.

Как вам удалось начать работать художником-иллюстратором на полную ставку?

Отвечает Джемма О'Брайен (Gemma O’Brien) — художница, дизайнер, иллюстратор: Сначала у меня была классическая работа как у всех. А когда я впервые вышла в самостоятельную жизнь, то решила устроиться параллельно на неполный рабочий день — продавать цветы на рынке. Просто я переживала, что не смогу заработать достаточно исключительно за счет частных заказов на иллюстрацию. Оглядываясь назад, лучшее, чему я научилась за этот период — это то, что когда вы вне штата, у вас больше свободы для экспериментов и создания того, что вы действительно хотите.

Отвечает Эмбер Виттория (Amber Vittoria) — иллюстратор: Мой путь к работе на себя потребовал большой поддержки, как эмоциональной, так и финансовой. Родители дали мне возможность приехать домой на год после окончания колледжа и покрывали большую часть моих кредитов. У меня клевые родители с большим терпением, их поддержка была решающей, пока я искала кем я хочу быть как творческий человек. Я работала полный рабочий день дизайнером и арт-директором в течение 5-6 лет, а еще одновременно иллюстратором по ночам и выходным. Мой задачей было собрать как бюджет, так и поток заказов. В какой-то момент я уже не могла делать обе работы без сокращения времени для сна — так я стала художником-иллюстратором. Теперь я считаю, что нет какого-то неправильного пути, чтобы стать профессиональным художником; у всех разное эмоциональное и финансовое положение, и если вы читаете это и все еще немного не знаете, что делать, пожалуйста, напишите мне в Instagram.

Отвечает Джет Мартинес (Jet Martinez), художник: Для меня это был не один большой скачок, а скорее серия маленьких прыжков. Я работал в сфере общепита около 15 лет, начиная со средней школы, заканчивая колледжем и художественной школой. В общем я попытался и смог устроиться на работу в компанию, занимающуюся настенной росписью. Я даже и не знал до этого, что существует такая вещь, как «компания по росписи». Мы занимались обоями, фресками и искусственной отделкой для казино, элитных домов и тому подобного.

Как вы справляетесь с задачами, в которых не так много креатива, но они необходимы по финансовым причинам? Вы меньше наслаждаетесь процессом в таком случае?

Отвечает Херикита (Herikita) — художник: Мне как-то всегда везло, что темы, которые мне поручали, мне удавалось проживать и вселяться в эти миры — так и находил идеальный способ работать с ними.

Отвечает Аля Хорват (Alja Horvat), иллюстратор: Когда вы только начинаете свой путь, то кажется что просто необходимо браться за *все* работы, которые появляются на пути. Потому что нужно же заработать деньги, набрать портфолио и привлечь больше внимания потенциальных клиентов. Сейчас я стараюсь в каждой входящей задаче найти вызов и все препятствия стараюсь воспринимать также. Расти вы будете с каждым проектом, даже если новый проект будет не совсем таким как вы ожидали.

Отвечает Эсти Преда (Estee Preda), иллюстратор: Время от времени, конечно, это может напрягать, но я всегда напоминаю себе, как мне повезло, что людям важна именно моя работа, и они обращаются ко мне. Конечно, избирательность важна, если вы можете себе это позволить. В целом мне повезло с комиссионными, которые я получал за последние годы. Т.е опыта идти на большие компромиссы со своим стилем у меня не было, и если мне по какой-то причине не комфортно что-то делать, я всегда заявляю об этом и дальше совместно ищем пути, чтобы сделать работу максимально приятной.

Как вам дался переход с гарантированной дневной работы с регулярной оплатой к работе на себя?

Отвечает Джемма О'Брайен (Gemma O’Brien), иллюстратор: Я думаю, что поначалу могут быть сложности. Но в итоге вы придете к тому, что вам и не нужна гора денег, чтобы жить комфортной жизнью. Когда у вас чего-то мало, то вам и нечего терять, и это даже дает творческую свободу. Еще я всем советую собрать свою финансовую подушку безопасности, с ней вы будете чувствовать себя свободно и делать работу хорошо. Распланируйте свои траты и накопления на несколько месяцев вперед — это поможет взять финансы под контроль. И, конечно, клево иметь несколько источников дохода. И не все обязательно должны быть связаны с иллюстрацией

Аарон Де Ла Круз (Aaron De La Cruz) – иллюстратор: Моя основная работа была связана с образованием. Я преподавал и занимался повышением квалификации в школах, в которых не было постоянных художественных классов. Делал это в течение десяти лет, прежде чем полностью посвятил себя иллюстрации. Пять лет преподавания я балансировал между работой иллюстратором и преподаванием, и дошло до того, что для меня (в финансовом отношении) стало более разумно заниматься иллюстрацией полный рабочий день.

Отвечает Аля Хорват (Alja Horvat) — иллюстратор: я начала заниматься фрилансом, когда еще училась в университете и мои родители все еще поддерживали меня финансово — в этом плане мне было легче. Фрилансила я полтора года, прежде чем смогла обеспечить себя на 100%.

Estee Preda

Как вам удавалось оставаться на плаву в финансовом и профессиональном плане в первый год работы на себя? Что бы вы сделали по-другому?

Отвечает Аарон Де Ла Круз (Aaron De La Cruz):  Я доверял своей интуиции в каждом коммерческом проекте, который попадался мне на пути. Просто так я чувствовал контроль над ситуацией.

Отвечает Эсти Преда (Estee Preda). В основном я жила на свои сбережения и время от времени принимала участие в видеопроектах. Думаю, что на старте важно сфокусироваться и делать минимум работы, не связанной с иллюстрацией, чтобы создать сильное портфолио.

Сара Максвелл(Sarah Maxwell): Я старалась работать как можно усерднее и брать как можно больше заказов. Если проекты заканчивались, то я тут же обращалась к различным людям и компаниям со своим портфолио с просьбой дать совет и обсудить возможные варианты сотрудничества. Также я вкладывалась в свою инсту: увеличивала количество подписчиков. Я заметила, что чем больше вы будете заметны в сети и сми, тем больше людей увидят вас и свяжутся с вами по поводу работы (или, по крайней мере, подойдут к вам и будут помнить о вас для будущих проектов). Оглядываясь назад на свой первый год фриланса, я очень доволен своим прогрессом и могу определенно сказать, что многому научился за это время. Я только хотел бы, чтобы у меня было больше работы!

Каков ваш основной источник дохода?

Отвечает Аля Хорват (Alja Horvat): зависит от месяца, но в основном сайты POD и мой магазин Etsy. Я также зарабатываю хороший % денег, выполняя работу с клиентами и получая комиссионные.

Отвечает Эсти Преда (Estee Preda), иллюстратор: Выполняю заказы на иллюстрации.

Отвечает Мелоди Хансен (Melody Hansen): Сейчас это брендинговые проекты и мой интернет-магазин.

Отвечает Джемма О'Брайен (Gemma O’Brien): Сейчас это коммерческие проекты и комиссионные.

Отвечает Херикита (Herikita): Продажа оригинальных красок, я также сотрудничаю с брендом ручных сумок.

Alja Horvat

Сколько времени/внимания вы вкладываете в наращивание подписчиков в социальных сетях? Ваши соцсети влияют на ваши продажи?

Отвечает Аля Хорват (Alja Horvat), иллюстратор: Я провожу много времени в соцсетях сетях: не менее 2 часов в день. Стараюсь делать публикации 3-4 раза в неделю. Еще веду блог, на мой веб-сайт поступает большое количество трафика из поиска Google. Инста мне тоже зашла, хороший канал для художников и иллюстраторов: большинство моих клиентов приходят из Instagram или блога.

Отвечает Эсти Преда (Estee Preda), иллюстратор: Соцсети помогают мне в продаже работ. Существует прямая зависимость между тем, сколько времени я вкладываю в социальные сети и тем, сколько я продаю через свой интернет-магазин.

Эмбер Виттория (Amber Vittoria): я стараюсь выделять 30-60 минут каждые несколько дней, чтобы сосредоточиться на инсте (помимо того, что проверяю ее, когда стою в очередях, в метро, ​​в автобусе, в такси и т. д.). 

Как вы курируете свои работы в сети? Вы ограничиваете себя определенными материалами/техниками/темами? Вы показываете только те работы, которые соответствуют определенному шаблону? 

Отвечает Аля Хорват (Alja Horvat): Рекомендую установить некоторые стандарты и не публиковать все, что вы делаете, в соцсетях. У меня есть фильтр, что можно публиковать, а что нет. Не нужно быть всем для всех. Например, если у вас есть художественный стиль, за который вас знают, не публикуйте то, что другие не узнают. Это может больше навредить, чем помочь.

Отвечает Эсти Преда (Estee Preda): Да. Я либо показываю коммерческие проекты, которыми действительно горжусь, либо просто личные работы. Я очень усердно работаю над созданием своеобразной вселенной и не хочу разбавлять ее идеями, исходящими не от меня лично.

Отвечает Сара Максвелл (Sarah Maxwell): Нет, я не пытаюсь себя ограничивать, хотя у меня есть определенный стиль и тематика, по которым меня узнают люди. Мне нравится публиковать все, над чем я работаю, просто чтобы показать разнообразие в моей работе. Меня узнают по выбору цвета пастельно-розового и синего, и часто люди просят его за комиссионные, поэтому даже эти произведения выглядят так, как будто они находятся в той же вселенной, что и та, которую я создал. В основном все соответствует определенной эстетике, но в последнее время я публикую все больше экспериментов. Я понимаю плюсы единства стиля, но я не боюсь исследовать варианты и интересы и смотреть, как на это реагирует моя аудитория.

Отвечает Джемма О'Брайен (Gemma O’Brien): Я стараюсь показывать в соцсетях и личном сайте только те работы, которыми горжусь или теми, что приведут к большему количеству заказов такого же плана.

Отвечает Херикита (Herikita):  Я в основном выкладываю в свои сети все, что делаю, личную работу, заказы, свою личную жизнь, ничего не фильтрую.

Аарон Де Ла Круз (Aaron De La Cruz): Я тщательно выбираю какие изображения, по моему мнению, лучше всего подходят для моего веб-сайта.

Как вы налаживаете контакты с крупными брендами? 

Отвечает Аля Хорват (Alja Horvat): Я не связываюсь с брендами сама (может быть, мне стоит начать это делать, чтобы получить больше работы!!), они всегда связываются со мной сами. Мне помогает такой подход: я подписываюсь на них в социальных сетях (+ вы можете найти людей, которые уже работают с этим брендом) и затем лайкаю и участвую в дискуссиях к их постам.

Отвечает Эмбер Виттория (Amber Vittoria): Обычно ищу контактное лицо и отправляю письмо на почту; ответа может и не быть сразу, но если отправить десяток, то шансы резко повышаются 🙂

Отвечает Джемма О'Брайен (Gemma O’Brien):  Сосредоточьтесь на создании хорошей работы, а остальное приложится. Чем больше у вас опыта и чем больше уникальных работ вы создаете, тем больше вероятность того, что бренды захотят сотрудничать.

Amber Vittoria

Вам кто-то помогает вести ваш творческий бизнес?

Отвечает Эсти Преда (Estee Preda), иллюстратор: Я все делаю сама. Я люблю вызовы, где приходится искать нетривиальные решения.

Отвечает Эмбер Виттория (Amber Vittoria): Я делаю большую часть работы сама, но по налогам перед отправкой помогает отец.

Отвечает Аарон Де Ла Круз (Aaron De La Cruz): У меня в студии есть графический дизайнер, который занимается переносом моей работы в цифровой формат.

Отвечает Джемма О'Брайен (Gemma O’Brien): У меня много помощников. Но все появились со временем. Сначала я думала, что должна делать все сама. Теперь же у меня есть продюсеры/агенты, которые помогают управлять проектами.

Какой главный совет вы бы дали художнику-иллюстратору, который хочет перейти на фриланс? Какой совет вы дали бы себе на старте?

Отвечает Аля Хорват (Alja Horvat), иллюстратор: Цените себя, не стоит недооценивать себя и занижать цену! Иллюстраторы обычно недостаточно ценят себя, и это приводит к занижению цены за работу. Если что-то кажется вам легким, то это только потому, что вы потратили много времени на изучение этого. То, что кажется легким для вас, может быть большим делом для кого-то другого!

Отвечает Эсти Преда (Estee Preda), иллюстратор: Ищите пути заниматься иллюстрацией полный рабочий день. Хотел бы я, чтобы мне сказали раньше, что таланта на самом деле не существует, во всяком случае, не в романтизированном смысле. Талант — это просто безумное количество упорства и трудолюбия.

Отвечает Сара Максвелл(Sarah Maxwell): Будьте уверены в своей работе и во всем, что вызывает у вас страсть. Старайтесь не сравнивать себя с другими и не разочаровываться (что, я знаю, может быть непросто). Вы уникальны! Усердно работайте и делайте все возможное в проектах, чтобы создать действительно хорошее портфолио. 

Отвечает Мелоди Хансен (Melody Hansen): Осознайте свои ресурсы и ограничения, экспериментируйте и ищите пути задействовать эту комбинацию для достижения своих целей. Если вы упали, вы *способны* подняться. И не бойтесь обращаться, если вам нужна помощь или совет, мы все равно учимся на ходу.

Отвечает Эмбер Виттория (Amber Vittoria): Не существует единственно правильного способа жить внештатной жизнью.

Отвечает Джемма О'Брайен (Gemma O’Brien): Вам нужен план и дополнительный источник дохода, чтобы вы могли сосредоточиться на том, чтобы делать свою работу как можно лучше!

Отвечает Джет Мартинес (Jet Martinez), художник-иллюстратор: Работайте усердно, и добьетесь награды. Если вы чувствуете, что рождены для рисования, просто начните вкладывать в это внимание и усилия.

Вывод и рекомендации

Если вас интересует творчество, иллюстрация и быстрый системный ответ на вопрос «Как стать иллюстратором» то вы можете пройти сначала практику в проектах на курсах Niksen.School, а затем методично пополнять портфолио и делать новые раунды по поиску клиентов и доработкам портфолио с наставником. И главное — не останавливайтесь в экспериментах.

Успехов в творческих экспериментах. На связи 👌😊

Иллюстрация