book-open 1 test
Продуктовый дизайн

Мышление новичка: способ поиска свежих продуктовых идей

Разбираем как применить дзен-технику «‎мышление новичка» в продуктовом дизайне для поиска прорывных точек развития.
Иллюстрация Julian Burford: https://dribbble.com/shots/14205226-Robinhood-2

Вы читаете перевод статьи “Beginner’s Mind”. Над переводом работали Федор Фоминых и Анастасия Свеженцева.

Несколько недель назад у нас была зажигательная беседа с командой Salesforce UX. Зажигательная беседа — это разновидность техники Печа Куча (яп. ぺちゃくちゃ, болтовня). Суть мероприятия: докладчик раскрывает свою тему за 5 минут двадцатью слайдами по 15 секунд каждый. Печа Куча в таком формате появилась в Токио как формат социального мероприятия для начинающих дизайнеров — на встречах они демонстрировали свои работы и обменивались идеями. Мы с коллегами используем это как платформу для непринуждённого обмена мыслями.

Оглавление:

Тематика нашей встречи была широкой: уроки дизайна подсмотренные на гоночном треке, причины по которым мы должны читать больше детских книжек, шокирующие факты об accessibility в дизайне и даже улучшение жизни бездомных в Сан-Франциско. Было безумно интересно узнать новое о своих коллегах в таком живом формате. Я взял тему «Мышление новичка» и использовал своё видение, свою историю (я иммигрировал в Америку из Китая). Рассказал о том, как это влияло на моё дизайнерское мышление на протяжении всей моей карьеры и как это происходит сейчас, в Salesforce.

Интересуетесь свежими статьями по продуктовому дизайну (UX/UI)? 🚀

Подписывайтесь на канал в Telegram | ВКонтакте, Instagram, Facebook

Выступление я начал со своей любимой темы: еда.

Свой первый китайский обед в Америке я помню во всех красках. Мы тогда с коллегами по лаборатории Университета Мэриленда выбрали местный ресторанчик в шанхайском стиле.

Сами блюда, обслуживание — всё было на высшем уровне. А ближе к концу обеда официант принес нам счёт, в котором были печеньки с предсказаниями и коробки для еды на вынос — и то и другое, для меня было в диковинку. От удивления я закричал на всё кафе: «Смотрите, тут странная печенька с бумажкой, а на ней какие-то цифры»! Мои коллеги слегка оторопели, ведь они были уверены что печенье с предсказаниями и коробка для еды на вынос являются древней китайской традицией, ведь это встречается в каждом китайском ресторане по всей америке.

Но это не так — в Китае такое почти невозможно встретить! Печенье с предсказаниями появилось в Киото (Япония) в 19 веке и называлось Омикудзи. Коробка для еды с собой была изобретена в америке как контейнер для устриц. Оба эти предмета не имеют никакой связи с Китаем!

Что такое мышление новичка

«Мышление новичка» – это состояние при котором вы открыты для нового и даже если предмет перед вами вам знаком, вы все равно стараетесь найти в нем что-то, что может удивить.

Давайте рассмотрим на примерах. У людей не возникает вопросов к привычным явлениям. Человеческая природа такова, что мы приучаемся и привыкаем к повседневным вещам, а потом, основываясь на этом — воспринимаем окружающий мир. Не стоит воспринимать это как что-то неправильное — просто наше мировоззрение определяет наше восприятие и окружающий мир становится более предсказуемым. Таким образом, мы можем оставаться внимательными к вещам, на которых хотим сосредоточиться.

Помните, как вы впервые сели за руль? Все светофоры, знаки, остановки и пешеходы готовы были на вас напрыгнуть. Вы не могли даже разговаривать с друзьями, особенно на чужом языке, как в моем случае. Но через несколько недель все эти вещи ушли на второй план, и вы стали «нормально» водить машину и даже проводить в пути телефонные конференции.

Если вы чему-то научились, то скорее всего, вы сможете это как-то использовать. Тут можно вспомнить, как я первый раз в жизни попал в «Американский лифт». Мне надо было подняться на 24-й этаж офисного небоскрёба, но я совершенно не понимал какую кнопку для этого надо нажать. У нас в Китае, принято делать в лифте один визуальный ряд (см. слева). И когда я впервые увидел американский вариант лифтовой панели (см. справа) с чёрными кругляшками для слабовидящих, то принял эти кругляшки за кнопки, а реальные белые кнопки я принял за световые индикаторы. Слава богу, никто не видел как я бестолково тыкаю пальцем в подсказки для слабовидящих.

Образцы кнопок лифтов из небоскребов в Китае и США.

После моей зажигательной беседы ко мне подходили такие же иммигранты как я, и рассказывали свои забавные истории про знакомства с заправками и водопроводными кранами.

В чем ценность техники «мышление новичка» для дизайнеров

Тони Фаделл, генеральный директор Nest Labs и один из изобретателей iPod, однажды сказал: «Как люди, мы очень быстро привыкаем к сложившемуся укладу вещей. Но если вы дизайнер, то вы можете этим воспользоваться в своих целях! Ведь если люди привыкли, что «оно» работает именно так, то это ещё не значит что «оно» должно работать именно так. Если вы сможете использовать это для своих нововведений, то вы — великий дизайнер!

«Как люди, мы очень быстро привыкаем к сложившемуся укладу вещей. Но если вы дизайнер, то вы можете этим воспользоваться в своих целях!»

— Тони Фаделл, директор Nest Labs и один из изобретателей iPod

В дзен-буддизме есть концепция «初 心» или сёсин («мышление новичка») опирающаяся на открытости, рвении и отсутствия предубеждений при изучении предмета. Все предметы и явления в мире ждут своего новичка, они хотят быть им открыты, изучены и обсуждены. Противоположная сторона данной концепции — мышление эксперта при котором все границы очерчены, а решения известны и ограничены. Когда вы становитесь экспертами, то можете потерять мышление новичка даже не заметив этого. Наши привычки и предположения будут направлять нас к определённым выводам.

Довольно часто мы не замечаем возможности улучшить привычные вещи и внедрить инновации которые могли бы вывести наш дизайн на новый уровень. Поэтому, нам надо постоянно тренировать свои умы и практиковать мышление новичка.

«Мудрый человек сохраняет в себе детское сердце и детское мышление»

— Менций, 4 век до н.э.

Инструкция по применению мышления новичка в продуктовом дизайне

  1. Для начала осознайте, что мы привыкли использовать мышление эксперта. Теперь, сталкиваясь с какой-либо задачей напомните себе, что экспертом вы видите больше ограничений и меньше возможностей. Мышление новичка отбрасывает все предубеждения, условности, выводы и смотрит на задачу с абсолютно новой, незамутнённой точки зрения.
  2. Научитесь задавать себе вопросы: всегда помните, что является фактом, а что лишь предположением. Имейте в виду, что всегда есть разница между тем, как все работает, и тем, как все должно работать. Всегда можно улучшить то, как что-либо может работать в различных технологических и социальных контекстах.
  3. Обратите внимание на детали: особенно моменты небольших разочарований пробегающие по лицу клиента, когда он взаимодействует с продуктом. Конечно, клиенты могут сказать, что в принципе нормально – все как сейчас работает – или это просто ну не имеет большого значения. И вот в таких ситуациях вы как раз и можете сделать доработку и дать им по-настоящему волшебный момент восхищения вашим продуктом, что в итоге вызовет у них глубокое доверие к вам.

Первый шаг — самый сложный. Но потенциал этой практики невозможно измерить! Я призываю вас всех снова стать новичками и найти ту самую инновацию в продукте, исходя из существующего положения вещей.

Интересные факты о мышлении новичка

Обширное исследование на тему мышления новичка также провел Том Вандербильт, журналист, автор книги «Траффик: почему мы движемся так, как движемся» («Traffic: Why We Drive the Way We Do») и «Начинающие». Вот серия материалов, которая поможет вам дальше продолжить изучать тему:

Вывод и рекомендации

Мышление новичка – полезная техника для поиска точек роста в продукте и даже создания новых продуктов. Современные техники развития продукта через прототипирование, тестирование и дизайн интерфейсов на основе аналитики и данных полностью ей соответствуют. Например она вам пригодится, когда в очередной раз начнете пересматривать Customer Journey Map (CJM) и User Flow — т.е применять инструменты дизайн-мышления.