(Мы продолжаем переводить ускоренный курс UX, посвященный психологии пользователя: UX Crash Course: User Psychology. Если вы тут впервые, то лучше начните сначала)
Наш мозг — это система. Какая-то информация входит, какая-то — выходит. Но, как и в любой системе, если входящая информация не в том формате, на который система ориентирована, результат будет ниже среднего. Сегодня мы узнаем:
Что такое когнитивные искажения?
Вы смотрели Матрицу? Когда Нео (Кеану Ривз) встречается с Архитектором, выясняется, что уже были другие Нео до него. Они — результат “системной аномалии”, которая случается время от времени.
Когнитивные искажения — это нечто подобное.
Если задавать людям вопросы определенного типа, система их интуиции уверенно выдаст неправильный ответ.
В UX-дизайне, мы можем воспользоваться такими “ошибками”. Мы можем позволить пользователям выбирать, что они хотят, и в большинстве случаев они выберут именно то, что нужно нам. Если сделать все правильно.
Да помогут вам несколько примеров…
Эффект якоря: Когда вы произносите какое-то число, оно влияет на следующее число, возникающее в голове другого человека. К примеру, если вы просите людей пожертвовать какую-то сумму на благотворительность, вы, вероятно, соберете в среднем по 2 доллара с человека. Но если вы сразу предложите пожертвовать 10 долларов, средняя сумма пожертвования будет составлять уже 5 долларов. Ничего не изменилось, но появился якорь (10 долларов), из-за которого пожертвование в 2 доллара кажется слишком маленьким.
В следующий раз, когда будете просить прибавку к зарплате, нацеливайтесь на большую сумму. Всей этой суммы вы не получите, но ваша реальная прибавка будет выше, чем могла бы быть.
Эффект присоединения к большинству (также эффект повального увлечения, эффект подражания): Чем больше людей верят чему-то, тем больше вероятность, что мы тоже поверим. Информация не становится более правдивой или ложной из-за того, что в нее верит много людей, но наш мозг этого не знает. Мама всегда говорила: “А если все прыгнут с десятого этажа, ты тоже прыгнешь?”
Потому что остальные мамы тоже так говорят.
Поэтому всегда стоит показывать, сколько людей “лайкнуло”, зарегистрировалось или чем-то поделилось. И именно поэтому в рекламных роликах говорят что-то вроде “миллионы людей не могут ошибаться!”. Еще как могут!
Эффект приманки: Один из моих самых любимых. Представьте себе, что вы хотите оформить подписку на сайте газеты. Вам предлагается такой выбор:
Электронная версия: $10
Печатная версия: $25
Печатная + электронная версии: $25
Какое предложение самое выгодное? Буквально через несколько секунд, с вероятностью 80% вы выберете печатную + электронную версии. Почему? Да потому, что цена печатной версии — это “приманка”. Никто никогда не выберет этот вариант. Единственная его цель — это создать видимость, что самый дорогой вариант — самый выгодный. И хотя никто не выбирает этот вариант, стоит нам его убрать — и около 60% людей предпочтут более дешевый вариант (электронную версию за $10).
Это не рациональное поведение. А искаженное.
Так что на грядущих выборах хорошенько подумайте, прежде чем сделать выбор.
Существует множество типов когнитивных искажений. Слишком много, чтобы поместиться в этом курсе. В следующих уроках мы постараемся их “распробовать”.
А завтра мы узнаем больше о проектировании наборов опций:
И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.
Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. | UxLab, LLC | Курсы дизайна в Йошкар-Оле