(Мы продолжаем переводить ускоренный курс UX, посвященный психологии пользователя: UX Crash Course: User Psychology. Если вы тут впервые, то лучше начните сначала)
Итак, вчера мы выяснили, что эмоции — это реакции на “взлеты” и “падения” на пути к цели.
Так что такое цель? Поставленная цель — это уже мотив к действию.
Мотивы — это встроенные психологические потребности. То, что нам нужно. Некоторые потребности физиологические (то, что нам нужно, чтобы выжить), а некоторые — чисто психологические (то, что происходит у нас в голове). И те, и другие — важны. Мотивы сопровождают и сознательный, и подсознательный опыт пользователя: он может четко понимать, что его мотивирует, или неосознанно действовать под влиянием какого-то мотива.
Мотивы могут появляться и пропадать; это зависит от “взлетов” и “падений”, которые мотивированный человек встречает на пути. Эта особенность нам еще пригодится, когда мы будем изучать рефлексы.
Мотивы относительны. Это означает, что для нас важно не то, что мы получаем, а насколько это лучше/больше чем то, что было раньше, или чем то, что есть у других.
В моей книге The Composite Persuasion, я назвал 14 вещей, которые хотят все люди, всегда. Как минимум 6 из них могут пригодиться нам в UX и 3 из них уже лежат в основе игр и социальных сетей, вроде Fb и X/Twitter. В мотивах пользователей кроется мощнейший потенциал UX; вот только нужно уметь ими грамотно пользоваться.
Так что это за 14 мотивов?
Избегать смерти — очевидно, что умирать — не очень-то хорошо. Эволюция руководствуется этим принципом. Мы хотим жить как можно дольше (“взлет”). Также мы хотим избежать того, что угрожает нашей жизни (то есть “падений”): высота, огонь, змеи. Да, иногда люди совершают самоубийства, но только в тех случаях, когда мотив жить перекрывается другими, более мощными.
Избегать боли — принцип то же, что и со смертью, но в данном случае речь не идет об угрозе жизни. Я говорю о физической боли, типа сломанной ноги, а не о душевной боли, типа “Боже, N Sync распались и больше нечего слушать! Нечего!”
Воздух / Вода / Еда — чтобы функционировать, нашему телу нужно горючее, и если оно кончается, именно мотивы отвечают за устранение проблемы. Чем нестерпимее потребность, тем отчаяннее мы становимся.
Гомеостаз — другими словами, саморегуляция, или сбалансированное состояние нашего организма. Помните, как вы в прошлый раз напились, пришли домой, уснули, а через час проснулись и обнимались с белым другом? Это все потребность в гомеостазе. И та же потребность сделала ваш следующий день таким “веселым”. Попробуйте сказать “нет” этому мотиву. Спорим, ничего не выйдет?
Сон — недавние исследования показали, что сон для нашего мозга — это время чистки и тех. обслуживания. Если вы долго не ложитесь спать, ваше тело и разум “заставят” вас поспать.
Секс — это еще называют “соблазном” (только не путайте с романтикой, она относится скорее к любви). Эта потребность более хитрая, потому что она нелогичная. Подробнее поговорим завтра.
Любовь — о ней мы тоже поговорим завтра. Любовь бывает трех видов, и все они делают вас сентиментальным: любовь к семье, любовь к детям и любовь к тому самому человеку, который позволяет трогать его в кое-каких местах.
Защита детей — не будем уделять много внимания этому мотиву, но приятно знать, что он существует. Представьте, что-то, что делают взрослые. А теперь представьте на их месте детей. Иногда (например, в случае секса), это кажется абсолютно неправильным и аморальным. Но иногда (скажем, если речь о просмотре рекламы), нам достаточно введения некоторых правил и ограничений. Почему? Просто, с точки зрения эволюции, люди, пока не способные размножаться, кажутся нам более уязвимыми и мы желаем их защитить.
Причастность — это потребность быть частью группы. О ней мы поговорим через два урока.
Статус — это мотив “быть у руля” и быть лучше остальных. Об этом мы тоже поговорим через два урока.
Справедливость — это желание, чтобы каждый получил по своим заслугам, и о нем мы тоже поговорим через два урока.
Понимание (любопытство) — желание понять что-то — особенно интересно, и этот мотив не так просто использовать в UX, как кажется. Его мы рассмотрим в заключительном уроке из раздела “Мотивы”. Этот мотив изменит ваше представление о юзабилити, onboarding, рекламе и о том, как люди приспосабливаются к изменениям.
Это было очень краткое вступление к теме “Мотивы”, но, я надеюсь, это немного прояснило, как мы можем моделировать поведение в UX. Когда пользователь верен вам или искренне благодарен за ваш продукт, это происходит благодаря мотивам, а не эмоциям.
На следующих трех уроках мы детально рассмотрим 6 из 14 мотивов, чтобы вы могли пользоваться ими при создании дизайна.
Завтра нам понадобится немного музыки Барри Уайта, потому что нашей темой будет:
И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.
Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. | UxLab, LLC | Курсы дизайна в Йошкар-Оле