(Мы продолжаем переводить ускоренный курс UX, посвященный психологии пользователя: UX Crash Course: User Psychology. Если вы тут впервые, то лучше начните сначала)
Юзабилити — это существенная часть мира UX. Кроме того, юзабилити играет основную роль в большинстве проектов (если не во всех!). В основе юзабилити лежит одно когнитивное искажение. Оно влияет на нашу способность прогнозировать будущие события и собственные ощущения:
Гиперболические дисконтирование: основа юзабилити
Фраза “гиперболическое дисконтирование” звучит достаточно сложно, но ее суть проста:
Что бы ни происходило с нами в данный момент (или в ближайшее время) — это важнее чем то, что произойдет позднее (в будущем).
Это влияет на наше ощущение ценности, на восприятие собственных чувств и на принятие важных решений.
Именно поэтому у большинства людей никак не получается откладывать деньги. И по той же причине воплощение в жизнь наших планов занимает больше времени, чем мы предполагали.
Люди толстеют потому, что вредные вкусняшки здесь и сейчас “перевешивают” перспективу тренировок в будущем.
Еще пример: мы с увлечением проходим тест “Кто ты в сериале Интерны?” (что, по сути, бесполезно), но совершенно не готовы с увлечением учить высшую математику 4 года (что, вероятно, изменит нашу жизнь).
Мотивы и время
Мы с вами уже обсуждали, что происходит с эмоциями со временем (урок №7), но мы не рассматривали как время влияет на мотивы.
Представьте, что я предложу вам $100 сейчас, или $200 через год. В реальной жизни вы, вероятно, возьмете $100, несмотря на то, что сумма будет в два раза больше через год.
Теперь представьте, что вы хотите чего-то, что стоит $100 сейчас, или $50 в следующем году, или по $10 в месяц на протяжении следующих 12 месяцев.
В реальной жизни, большинство людей охотнее заплатят по $10 в месяц — как и вы, когда покупали тот айфон в кредит — просто потому, что на момент “сейчас” это был самый выгодный вариант. И даже не смотря на то, что в итоге этот вариант окажется самым дорогим.
Юзабилити — как улица с двусторонним движением
Работая в сфере UX, мы все время говорим о юзабилити. Чаще всего мы хотим, чтобы все было проще, быстрее, проще. Именно этого пользователь хочет прямо сейчас.
Все в вашем дизайне должно быть направлено на то, чтобы как можно быстрее “подтолкнуть” пользователей к нужным действиям.
Но еще важно, чтобы самые “вредные” действия занимали много времени и были как можно менее эмоциональными.
Как на Facebook.
Когда вы пытаетесь деактивировать учетную запить на Facebook, они, при помощи гиперболического дисконтирования, заставляют вас передумать.
Форма длинная и скучная, так что ваше настроение постепенно падает. Ближе к концу, они показывают вам фотки друзей, которых вы “потеряете”. Все эти чувства постепенно вытесняют ваше первичное желание уничножить Facebook (и все, что с ним связано).
Большинство людей не продержится до конца, хотя, чисто технически, ничего их не останавливает.
Завтра мы побольше узнаем о психологии юзабилити, и почему нельзя судить UX-дизайн по внешнему виду:
И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.
Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. | UxLab, LLC | Курсы дизайна в Йошкар-Оле