(Мы продолжаем переводить ускоренный курс UX, посвященный психологии пользователя: UX Crash Course: User Psychology. Если вы тут впервые, то лучше начните сначала)
Если бы мы изучали не психологию, а математику, то сегодня мы бы как раз переходили от сложения и вычитания к умножению и делению. Все достаточно просто, но это позволит вам проектировать поведение, даже если со временем оно усложняется. Я имею в виду:
“Кнут и пряник”
Чувства, а не вещи
Многие люди знакомы с основным принципом “кнута и пряника”. Пряник = награда = хорошо. Кнут = наказание = плохо.
А вот чего многие не понимают, так это того, что кнутом и пряником выступают не предметы, а чувства.
Ваши родители наверняка однажды дарили вам игрушку за успехи в школе. Игрушка вызывала чувство счастья, а ведь нас интересует именно чувство.
По тому же принципу, родители могли бы отобрать велик, за то что вы устроили мет-лабораторию в подвале. Но опять же, наказанием (или “кнутом”) было бы именно негативное чувство, а не сам велик.
Другими словами: Под кнутом и пряником мы понимаем эмоции. И мы можем вызывать эти эмоции множеством разных способов.
Обратная связь с самим собой
Самая чумовая особенность эмоций: это ваш мозг дает обратную связь о происходящем вашему же мозгу. Н А Ч А Л О.
Но так как вы — дизайнер — можете контролировать происходящее, значит вы можете контролировать и обратную связь. А это значит, что вы можете “надрессировать” пользователей, поощряя то, что для вас хорошо, и наказывая за то, что для вас плохо.
Это мощная штука. Именно так мы изучили все, что знаем.
Обучение = ассоциации = убеждения
Заключительная основополагающая часть нашей психологической модели — это концепция ассоциаций. Со временем мы привыкаем думать об определенных событиях и явлениях хорошо или плохо.
Например, наши любимые цвета, счастливые номера, “типаж” привлекательных людей и так далее.
Мы ассоциируем все эти вещи с позитивными чувствами, потому что они связаны с какими-то прошлыми “пряниками”, которые нам случалось получить. Это работает, даже если эти ассоциации на самом деле просто предрассудки (или ошибочные убеждения). По такому же принципу работает “кнут” и негативные ассоциации.
Именно так убеждения и рождются, детка! (То же касается и религиозных верований). Поэтому если собираетесь основать новый культ, вы будете в восторге от следующих уроков.
Как UX-дизайнер помните: Когда пользователи впервые видят ваш дизайн, у них уже полно своих собственных ассоциаций и убеждений. Применяйте их. Однако учтите, что есть UX, UI, контент на сайте, информация о бренде — и все это также вызывает определенные ассоциации. Обратите внимание — какие? Плохие или хорошие? Со временем при помощи “кнута и пряника” вы сможете создавать продолжительные ассоциации и сценарии поведения. С их помощью можно будет мощно увеличить степень вовлечения пользователей или разрушить всю вашу компанию.
Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему люди часами сидят на Fb, но никого их них не интересует Google+? Теперь вы знаете почему.
Завтра мы научимся сохранять поведенческие сценарии, даже когда “кнут и пряник” уже не действует:
И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.
Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. | UxLab, LLC | Курсы дизайна в Йошкар-Оле