book-open 1 test
Курс «Основы психологии пользователя и поведенческий дизайн в диджитал»

Мотивы 3: Понимание (Любопытство) | Урок 11

Понимание или “любопытство”: именно этот мотив заставляет нас узнавать детали ситуаций, которые как-либо связаны с остальными 13 мотивами.

Предыдущий урок

(Мы продолжаем переводить ускоренный курс UX, посвященный психологии пользователя: UX Crash Course: User Psychology. Если вы тут впервые, то лучше начните сначала)


Заключительный мотив, который мы рассмотрим в отдельности, “включается” в тех самых случаях, когда мы видим интересный трейлер, или когда мы злимся, что на Фейсбуке вдруг без предупреждения поменяли какую-то функцию! Сегодня рассмотрим:

Мотивы 3: Понимание (Любопытство)

Понимание или “любопытство”: именно этот мотив заставляет нас узнавать детали ситуаций, которые как-либо связаны с остальными 13 мотивами. И к тому же, мы испытываем потребность защитить то, что уже находится в пределах нашего понимания.

Забавный факт о потребности в понимании: несмотря на то, что она достаточно простая, дизайнеры и маркетологи все время умудряются с ней облажаться .


Для пробуждения любопытства, достаточно соблюдать два простых правила:

1) Пользователь должен понимать достаточно, чтобы ожидать наличие “взлетов” и “падений” на пути к реализации одного из 13 мотивов.

2) Чем больше масштаб ожидаемых “взлетов” и “падений”, тем интереснее пользователю.

Вот оригинальный сайт первого айфона. Мы видим ровно столько, сколько нужно, чтобы понять — это очевидный “взлет” в рамках вашего статуса по сравнению с вашим старым телефоном — а вот все спецификации скрыты.

Вуаля! Всем уже любопытно.


Как облажаться

Самый простой способ провалиться на пути к пробуждению любопытства — это предложить людям то, что не застрагивает ни один из 13 остальных мотивов. По иронии, самый частый пример такого провала — это шанс выиграть айфон или айпад.

Во-первых, все уже знают что такое айфон или айпад. Ни капли любопытства.

Во-вторых, это всего лишь шанс выиграть что-то, что уже есть у других. (Помните, что статус измеряется в сравнении с другими людьми). Поэтому реальный “взлет” статуса будет крайне мал. Ни капли любопытства.

Вместо этого, придумайте, как представить обладание вашим продуктом как невероятный “взлет”, или как позиционировать его отсутствие у пользователя как “падение”.


Как UX-дизайнер:

Пользователи всегда предпочтут понятное непонятному. И не важно, что на самом деле лучше.

Когда вы меняете или добавляете какие-то функции, постарайтесь не использовать любопытство как маркетинговую стратегию. Расскажите пользователям о будущих нововведениях, объясните причину и дайте время привыкнуть (если есть возможность, конечно).

В противном случае, пользователи будут испытывать злость или страх — ведь вы забираете что-то, что им привычно и понятно. А это — очевидное “падение”.


Мы уже изучили существенную часть психологии пользователя! Но пока мы в основном фокусировались на принципах.

Завтра мы поговорим о том, как применять эти принципы, чтобы добиться нужных результатов:

Целеориентированное проектирование


И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. | UxLab, LLC | Курсы дизайна в Йошкар-Оле

Курс «Основы психологии пользователя и поведенческий дизайн в диджитал»