(Мы продолжаем переводить ускоренный курс UX, посвященный психологии пользователя: UX Crash Course: User Psychology. Если вы тут впервые, то лучше начните сначала)
Проще всего рассматривать юзабилити как свод отдельных правил и “полезных советов”, которым нужно следовать просто потому, что кто-то так сказал. Но это не так. Юзабилити — это, скорее, что-то из области психологии, а ее не так-то просто охватить. Поэтому сегодня мы постараемся ответить на вопрос:
Ну правда, что такое юзабилити?
Вот один из самых распространенных UX-мифов: хорошее юзабилити должно радовать глаз.
Ничто не может “выглядеть удобным в использовании (или, как часто говорят, “юзабильным”)”. Если вам скажут нечто подобное, не верьте!
Если опросить пользователей, какой дизайн кажется им более “юзабильным”, их мнения будут скорее опираться на красоту, а не на эффективность взаимодействия.
Это означает, что не стоит доверять мнению пользователей в вопросе юзабилити.
Юзабилити измеряется действиями.
Если люди чаще совершают покупки в некрасивом дизайне, значит он более удобный.
Если люди больше читают в некрасивом дизайне, значит он более удобный.
Если людям проще регистрироваться в некрасивом дизайне, значит он более удобный.
Иногда вам придется выбирать между красотой и удобством использования (т.е. юзабилити). Всегда выбирайте юзабилити!
Юзабилити = когнитивная нагрузка.
Когнитивная нагрузка — это объем “вычислительной мощности”, необходимый мозгу для совершения любого элементарного действия.
Продолжать какое-то действие проще, чем начать другое.
Повторно найти что-либо проще, чем искать “с нуля”.
Читать простые слова проще, чем сложные.
Согласиться проще, чем спорить.
Каждая деталь вашего дизайна (и, кстати, вашей жизни тоже) должна уменьшать когнитивную нагрузку, стоящую на пути пользователя к его цели.
Юзабилити присутствует в каждой детали, в каждом моменте, каждый раз.
Не игнорируйте красоту!
Красота не является чем-то чуждым UX.
Нам хватает доли секунды, чтобы оценить внешний вид дизайна. Когда внешний вид нам нравится, это, обычно, означает быстрые скачивания, высокую степень доверия и более убедительный дизайн.
Красота не делает вещи более удобными, но, благодаря ей, они кажутся более удобными. А ведь это тоже важно.
Наша работа — тестировать, измерять и исследовать красоту. А не создавать ее.
В последующих уроках мы изучим несколько психологических факторов, которые способны улучшить юзабилити, но никак не влияют на внешний вид дизайна.
Как UX-дизайнер, вы должны использовать психологию — и подтверждать результаты работы тестами — даже если это немного ухудшит внешний вид.
И кстати, не стоит вносить изменения, просто чтобы ухудшить внешний вид. Это тупо. Некрасивый дизайн не гарантирует высокого уровня юзабилити.
Завтра мы узнаем разницу между четырьмя популярными в дизайне понятиями:
И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.
Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. | UxLab, LLC | Курсы дизайна в Йошкар-Оле