book-open 1 test
Курс «Основы психологии пользователя и поведенческий дизайн в диджитал»

Память | Урок 22

Наш мозг не записывает воспоминания как видео. Воспоминания реконструируются из ассоциаций, всякий раз, когда мы о них думаем. Но ассоциации со временем меняются.

← Предыдущий урок

Наши воспоминания зачастую неполные, неточные, ложные или даже нереальные. Это значит, что мы можем спроектировать то, что люди запомнят. Итак, сегодня тема нашей беседы:

Память

(Мы продолжаем переводить ускоренный курс UX, посвященный психологии пользователя: UX Crash Course: User Psychology. Если вы тут впервые, то лучше начните сначала)


Память — это очень клевая штука. В этом уроке мы едва затронем верхушку этого айсберга. Многие наши решения основываются на воспоминаниях, но в то же время долгосрочные воспоминания подобны чудовищам в Голливуде: не такие уж реальные, как может показаться.

Наш мозг не записывает воспоминания как видео.

Воспоминания реконструируются из ассоциаций, всякий раз, когда мы о них думаем.

Но ассоциации со временем меняются. Вы можете стать экспертом в области физики или перерасти свое желание пойти в школу в костюме вампира.

Это означает, что в один прекрасный день вы уже не сможете вспомнить физику как новичок или думать о клыках как прикольной штуке.

Каждый раз когда вы что-то вспоминаете, это воспоминание навсегда изменяется.


Не все воспоминания равнозначны
Наш мозг обращает больше внимания на тот опыт, который вызвал более сильные чувства или был “новинкой” (он привлекает больше внимания).

Наш мозг также хорошо запоминает шаблоны или рутинные действия. Мы называем это практикой, или привычкой, или моторной памятью.

Как UX-дизайнер: Перечитайте последние несколько предложений и используйте эту информацию в ваших дизайнах.

Часть этой информации мы можем применить сразу с помощью навыков, приобретенных в этом курсе. Другую часть получится применить только по окончании опыта взаимодействия с дизайном.


Искаженное акцентирование

В моей книге, The Composite Persuasion, я посвящаю целую главу идее изменения воспоминаний.

Вот несколько советов:

1) Напоминайте о хорошем. Когда вы покупаете Макбук, вы тут же получаете email с полным списком крутых функций. Спорим на массаж спины, что ваши воспоминания о причинах покупки изменятся под влиянием этой информации.

2) Создавайте привычки. Полезно бывает построить цепочку действий (кликов или жестов), которую люди смогут выучить и быстро повторить. Сначала эта цепочка может быть новой для пользователя, но если она достаточно проста, они запомнят ее как очевидную. (Вспомните фотошоп).

3) Персонализируйте. Многие сайты “используют” опции, которые вы выбираете, чтобы впоследствии улучшить ваш опыт взаимодействия. Примерно 80% того, что сейчас отображается в моей ленте на Pinterest мне нравится. Но при первом опыте взаимодействия мне нравилось только 10% того, что там было. То же самое и с Reddit. Но я просто знаю это. Я этого не помню.


Исследования и память

Ничего из того, что пользователь говорит во время интервью или опроса, нельзя считать фактом. Это просто впечатления.

Мне однажды встретился опрос, где пользователей спрашивали: “Какой вебсайт вы посещали до этого?”

Мы проверили с помощью Google Analytics и выяснили, что более 30% людей не смогли ответить правильно. А ведь речь идет о том, что случилось пять минут назад.

И ваша память такая же.

Интервью нужно записывать или, хотя бы, делать заметки, которые сможет использовать кто-то другой. Также нужно документировать все исследования (и записывать источники!).


Остерегайтесь ложной памяти

Хотите верьте, хотите нет, но часть из того, что мы помним, полностью ложно. Этого никогда не случалось, и это даже не ваша версия какого-то реального события.

Не верите мне? Посмотрите это.

Все еще хотите делать все, что говорят пользователи?


Завтра мы побольше узнаем о когнитивном искажении, из-за которого у нас постоянно проблемы с деньгами и планированием, и которое объясняет важность юзабилити. Итак, нашей темой будет:

Гиперболическое дисконтирование


И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов.

Курс «Основы психологии пользователя и поведенческий дизайн в диджитал»