book-open 1 test
Курс «Основы психологии пользователя и поведенческий дизайн в диджитал»

Постоянство и ожидания | Урок 26

Постоянство создает ожидания. Когда пользователи ожидают чего-то, и вы им это даете — это хорошее юзабилити.

← Предыдущий урок

(Мы продолжаем переводить ускоренный курс UX, посвященный психологии пользователя: UX Crash Course: User Psychology. Если вы тут впервые, то лучше начните сначала)


Многие дизайнеры верят, что лучше тот дизайн, который везде выглядит одинаково. Это не так. Постоянство тоже может быть гибким. Так что сегодня наша тема:

Постоянство и ожидания

Суть постоянства в том, что дизайн выглядит одинаково от страницы к странице, от устройства к устройству, от пользователя к пользователю.

И, в общем-то, это хорошо.

Всякий раз, заходя на сайт или в приложение, я предполагаю, что форма входа такая же, как и была в прошлый раз. Это помогает мне найти меню, перейти к разделам, которые мне нравятся, и быстро пропустить эту чертову рекламу.

В контексте брендов, это также способствует узнаваемости компании, повышению доверия к ней, а также моей уверенности, что я нахожусь в правильном месте.


Шаблоны требуют постоянства

Наш мозг — как компьютер, распознающий шаблоны (или паттерны). Он устроен так, чтобы запоминать нашу первую попытку, а затем, при повторении действия, улучшать созданный шаблон.

Именно поэтому меню должно быть в одном и том же месте на всех страницах, а предупреждения и уведомления должны обозначаться одними и теми же цветами. И именно поэтому в следующий раз вы не войдете в комнату к родителям, когда на дверной ручке висит носок.

Постоянство создает ожидания. Когда пользователи ожидают чего-то, и вы им это даете — это хорошее юзабилити.


Постоянство — это инструмент, а не правило.

Если я дам вам пощечину, то в следующий раз, когда я подниму руку, вы увернетесь. Вы уже ожидаете, что я снова психану.

Если вы хотите такого эффекта, можете проектировать страницу соответствующим образом. Но, зачастую, это — не то, что вам нужно.

Ваше приложение или сайт не должны всегда выглядеть абсолютно одинаково. Иногда вы кликаете мышью, а иногда тыкаете пальцем в сенсорный экран, и эти различия сами диктуют отличия в дизайне. К примеру, вряд ли один и тот же человек одновременно использует ваше приложение и на девайсе с Android, и на iPhone/iPad. Поэтому вы можете смело создавать немного разные дизайны для этих платформ, это нормально!

Лэндинг, домашняя страница, страница покупки — перед ними стоят разные цели, так что не волнуйтесь, что они по-разному выглядят. Так и должно быть!


Завтра мы узнаем о темной стороне UX, и как использовать ее во имя добра, а не зла:

Анти-UX


И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. | UxLab, LLC | Курсы дизайна в Йошкар-Оле

Курс «Основы психологии пользователя и поведенческий дизайн в диджитал»