book-open 1 test
Курс «Основы психологии пользователя и поведенческий дизайн в диджитал»

Психология и мировоззрение: как они связаны с дизайном продукта | Урок 4

В этом уроке я хочу представить вашему вниманию модель, которая поможет понять, что вы способны контролировать, а что — нет. Две основные части этой модели: психология и мировоззрение.

Предыдущий урок

(Мы продолжаем переводить ускоренный курс UX, посвященный психологии пользователя: UX Crash Course: User Psychology. Если вы тут впервые, то лучше начните сначала)


Иногда поведение человека можно предсказать. Иногда — нет. В этом уроке я хочу представить вашему вниманию модель, которая поможет понять, что вы способны контролировать, а что — нет. Две основные части этой модели: психология и мировоззрение.


Психология

Всем нам при рождении достается более-менее одинаковый мозг. Некоторые различия могут существовать, но в целом эта деталь у всех одинаковая.

Мы все способны чувствовать счастье и грусть. Нам всем хочется, чтобы нас уважали. Мы все можем научиться ездить на велосипеде, и мы все жалеем о тех лишних рюмках текилы вчера.

Давайте рассмотрим пример. Pinterest построен на нашем подсознательном желании собирать все, что нам нравится. Это желание присуще всем.

Психология, в этом смысле, у всех нас одинаковая.

Основная масса того, что мы изучим в этом курсе, будет касаться психологии. Того, что обсуждают все. Того, как предсказать действия людей и использовать это в дизайне.

Но не будем забывать и об уникальности мышления каждого — это тоже очень важно.


Мировоззрение

Уже после рождения, мы “отправляем” свой мозг в уникальное, непредсказуемое путешествие по жизни. Возможно, вы ученый-христианин, покоривший Эверест, или атеистичный художник с запада, подсевший на реалити-шоу.

Возьмем простой пример: правосудия хотят все, но одни считают смертную казнь необходимой, а другие — неприемлемой.

Или вернемся к примеру Pinterest: собирать что-то интересное нравится всем, а вот то, что мы собираем, очень индивидуально. Pinterest проделывает огромную работу, чтобы найти темы, интересные каждому, будь то интерфейсы, архитектура или пушистые курочки, которые ничего не видят.

В этом смысле, мировоззрение у каждого свое.

Да, оно может быть схожее у людей с похожими судьбами и характерами. Тем не менее, мировоззрение любого человека абсолютно уникально.


Как применить эту разницу на практике:

Некоторые разделы сайтов основаны на принципах психологии (так, в основе Pinterest — наше желание собирать красивые вещи). Цель этих разделов — воздействовать на всех пользователей, в общем. Вы ведь помните — психология у нас у всех одинаковая. По мере того, как изменяются задачи вашего сайта — будут полироваться и эти разделы.

Другие разделы или элементы сайтов ориентированы на индивидуальное мировоззрение и предпочтения каждого пользователя (к примеру, коллекции интересных вам «пинов» на Pinterest или раздел закладок «Вконтакте»). Такие разделы сайта со временем будут только разрастаться, ведь пользователям захочется все больше «раскладывать по полочкам» и персонализировать информацию. Цель этих разделов — воздействовать на каждого пользователя в частности. Из-за этого таких разделов, как правило, больше.

Эта информация пригодится вам по мере того, как мы будем строить поведенческую модель в этом курсе.


Завтра мы обсудим вопрос, безумно актуальный для каждого дизайнера:

Что такое пользовательский опыт

И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. | UxLab, LLC | Курсы дизайна в Йошкар-Оле

Курс «Основы психологии пользователя и поведенческий дизайн в диджитал»