(Мы продолжаем переводить ускоренный курс UX, посвященный психологии пользователя: UX Crash Course: User Psychology. Если вы тут впервые, то лучше начните сначала)
В реальности, мы осознанно воспринимаем только часть окружающего нас мира. Иначе наш мозг бы просто “взорвался” от информации. В этом уроке мы поговорим об идее, которая может иметь огромные последствия. Итак, в чем разница между сознательным и подсознательным опытом взаимодействия?
Сознательный опыт:
Вы наверное когда-нибудь слышали, как UX-специалисты обсуждают понятие “delight” (или, говоря по-русски, — восхищение, восторг). По сути, речь идет об искусстве создания такого дизайна, который способен добиться от пользователя восхищенного “вау!”
Чтобы достичь этого эффекта, очень важно, чтобы пользователь осознанно испытал чувство восхищения.
Как говорит Даниэль Канеман, известный психолог и обладатель Нобелевской премии, наше сознание можно сравнить с “актером второго плана, который уверен, что он играет главную роль, и время от времени совершенно не понимает, что происходит”.
Может показаться, что сознательно пережитые события составляют все сто процентов нашего опыта. На самом деле, сознательный опыт — это лишь верхушка айсберга. Но, тем не менее, он очень важен.
Именно сознание заставляет людей делиться, “лайкать”, комментировать, загружать и регистрироваться.
Большинство роликов на YouTube заканчиваются просьбой подписаться на канал, потому что иначе наше сознание может и не “напомнить” нам сделать это.
Подсознательный опыт:
Все, что мы воспринимаем на подсознательном уровне, кажется абсолютно естественным и неотъемлемым.
Благодаря ему, мы решаем: кому доверять, во что верить и что такое “легко”.
Но мы никогда не осознаем тот миг, когда мы “решили” во что-то поверить. Это просто произошло само по себе. И пользователь заметит, что ему что-то легко дается, только если он ожидал, что будет сложнее. Иначе, он об этом даже не задумается.
Это и есть “подсознательная” составляющая дизайна.
Если вы хотите, чтобы пользователи доверились вам или поняли то, что вы хотели донести, то ваш дизайн должен создавать атмосферу доверия и быть понятным.
Если он таким не будет, то можете добавлять сколько угодно всяких “плюшек” — это все равно не поможет.
К примеру, юзабилити (usability) — это целая наука о том, как сделать ваш дизайн “невидимым” для пользователя, конечно же, в переносном смысле. При заполнении формы, чем больше пользователь концентрируется на самой форме, тем хуже пользовательский опыт. В идеале, пользователь вообще не должен ее замечать.
Чем больше вы будете умничать при создании формы и написании текста, тем меньше людей ее заполнят.
Завтра мы поглубже залезем в тему сознательного опыта, потому тема нового урока:
Эмоции →
И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.
Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. | UxLab, LLC | Курсы дизайна в Йошкар-Оле