(Мы продолжаем переводить ускоренный курс UX, посвященный психологии пользователя: UX Crash Course: User Psychology. Если вы тут впервые, то лучше начните сначала)
Два основных аспекта UX, которые могут принести самые загадочные результаты, — это информационная архитектура и психология пользователя. Иногда они могут быть похожи друг на друга. Итак, наша тема сегодня:
Структура и выбор
Мы уже многое узнали о том, как представить информацию, чтобы люди выбирали определенные опции чаще, чем обычно.
Но что, если многие пользователи ни с того ни с сего выбирают опцию, которая вам совершенно не интересна?
Существует масса таких примеров. Однако, в этом уроке я не собираюсь давать вам набор возможных сценариев. Просто хочется наглядно показать вам, как навигация или оформление сайта может оказаться, так скажем, “волком в шкуре психологии”.
Очередность и привлекательность
Мы с вами уже поняли, как спланировать контент на сайте так, чтобы определенные опции выглядели привлекательнее для пользователя, чем остальные.
Если пользователи не выбирают эти опции, возможно, вы что-то сделали не так. Или опции просто расставлены не в той очередности.
По элементам, расположенным слева в горизонтальном списке и сверху в вертикальном списке, кликают больше, потому что люди видят их первыми.
Эффект якоря сработает только в том случае, если опция-якорь стоит первой по порядку. Если первой стоит другая опция, люди будут кликать по ней просто потому, что увидели ее первой.
Мне приходилось видеть, как компании строили целые стратегии на предположении, что “Опция №1” — это предпочтение пользователя. Хотя, на самом деле, они просто увидели эту опцию первой.
Внимание: глубокое и поверхностное
Мы уже знаем, как привлечь внимание пользователей и сделать так, чтобы сообщениям не приходилось за него “соревноваться”.
Так что, если всем нравится ваш сайт, но никто его не читает?
В последнее время идет мода на сайты с удивительными визуальными эффектами и скролл-анимациями. Проблема вот в чем: иногда скроллить становится интереснее, чем останавливаться на чем-то и читать.
В этом случае, внимание пользователя поверхностное. А нам нужно — глубокое.
Анимации и клевые эффекты нужно использовать как элементы эпизодического удивления, а не как основу дизайна. Помните, именно движение больше всего привлекает наше внимание. Это означает, что люди будут смотреть на все, что движется, и игнорировать статичные объекты.
Вы когда-нибудь пробовали прочитать движущийся текст? Наверное нет, потому что вы просто смотрели, как он движется.
Движение и эффект параллакса должны привлекать внимание к тому, что требуется от пользователя. А не кричать о невероятной крутоте воображения дизайнера.
Иерархия и мотивация
Мы уже поняли, что суть психологии пользователя в том, чтобы мотивировать пользователей на важные действия. Например, регистрация, покупка, подписка, апгрейд и т.д. Если на ваших конверсионных страницах низкий трафик, возможно, люди просто не хотят регистрироваться. Или, быть может, они не могут попасть на эти страницы.
Скажем, пользователь в какой-то момент оказывается на странице, где нет кнопки “Зарегистрироваться”. Когда он будет “готов” к регистрации, он не станет возвращаться назад и искать эту кнопку где-то еще.
Итог: кнопку он не найдет.
И редкий пользователь пожалуется на это неудобство. Просто потому, что это не визуальная проблема. Это проблема бизнеса.
Завтра, в нашем заключительном уроке, мы узнаем, что делать, когда приходится выбирать между двумя совершенно субъективными вещами:
И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.
Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. | UxLab, LLC | Курсы дизайна в Йошкар-Оле