(Мы продолжаем переводить ускоренный курс UX, посвященный психологии пользователя: UX Crash Course: User Psychology. Если вы тут впервые, то лучше начните сначала)
UX-дизайнеры всегда стараются сделать каждую функцию лучше и приятнее для пользователя. Но в разных ситуациях это требует разных подходов. Сегодня мы сравним четыре различных подхода к понятию “юзабилити”.
Упрощенно, просто, быстро, минималистично
Слово, которое вы, скорее всего, встречали в UX: эвристика.
“Эвристика” — это подход или стратегия решения проблем.
Скажем, вам нужно, чтобы как можно больше людей завершили некий процесс, состоящий их нескольких шагов.
Например, покупку, регистрацию или прохождение через металлоискатель в аэропорту.
То есть — вам нужно увеличить конверсию.
Ниже приведены четыре возможных подхода к этому (эвристика), каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.
Подходим упрощенно: меньше шагов.
Если вы UX-дизайнер, то это лишь вопрос времени, когда вам принесут описание процедуры регистрации на 7 листах и попросят упростить.
Вы можете: Убрать все вопросы, в которых нет необходимости (как, например, подтверждение электронного адреса). Автоматически определять некоторые детали (вроде типа кредитной карты), вместо того, чтобы спрашивать об этом. Автоматически форматировать ответы в соответствующих полях (к примеру, телефонный номер), а не просить пользователя заполнить несколько отдельных окошечек, сопровождая это постоянными сообщениями об ошибках.
Недостаток упрощения в том, что вы соберете меньше данных, или потратите на форму больше времени. И если электронный адрес не подтвердить, вся регистрация может сорваться из-за опечатки.
Подходим просто: более очевидные шаги.
Сформулировать вопрос более очевидно можно почти всегда. Просто представьте себе, что проектируете форму для кого-то не очень продвинутого.
Вы можете: Дать возможность выбрать страну из списка, а не вводить название вручную. Добавить мега-понятные инструкции по заполнению всех полей (включая поле “Имя”). Разбить сложные вопросы на несколько частей, чтобы каждую часть было проще понять.
Минус в том, что такая очевидность, как правило, подразумевает большее количество вопросов или больше чтения для пользователя. А это противоречит первому подходу — упрощению.
Подходим быстро: меньше времени на завершение/повторение процесса.
Зачастую, пользователю приходится проходить какой-либо процесс по несколько раз. Ускорение такого процесса существенно повысит вашу конверсию.
Вы можете: Дать возможность сохранить адрес и авто-заполнять это поле в последующие разы. По умолчанию установить наиболее популярные ответы, чтобы пользователю можно было ничего не менять. Создать возможность быстрой покупки для зарегистрированных пользователей.
Недостаток проектирования таких “скоростных” форм в том, что процесс становится менее гибким. Начинает казаться, что внесение изменений сильно замедляет процесс, и гораздо легче пропустить ошибку, когда все кликаешь “Дальше”, “Дальше”, “Дальше” до самого конца формы.
Подходим минималистично: меньше функций.
Многие дизайнеры уверены, что минимализм означает либо плоский дизайн, либо спрятанные опции в спрятанном меню. Это уж точно не так!
Суть минимализма — в том, чтобы сделать менее функциональный дизайн лучше. В теории, минимализм упрощает дизайн, делает его проще и быстрее.
К примеру, Outlook — это почтовое приложение с множеством функций, типа адресной книги, полноценного календаря, напоминаний о встречах и различных способов сортировки писем. Это не минимализм. Это нечто, что в теории кажется мощным, а в реальности — слишком запутанное и сложное для понимания.
С другой стороны, Sparrow — это почтовое приложение, которое позволяет посылать, получать, пересылать, удалять и раскладывать по папками письма — и, в общем-то, все. И оно очень популярно.
Недостаток минималистичного дизайна в том, что, обычно, он требует полного редизайна с нуля. И его недостаточно для продвинутых пользователей. Он хорош в типичных ситуациях, но в каких-то специфических случаях он может сделать только хуже.
Лучший выбор — микс стратегий.
Как узнать какая эвристика подходит вам больше? Опросите людей, чтобы узнать их умственные стратегии. Опросите “акционеров” компании, чтобы узнать их нужды. И всегда проводите A/B тестирование, чтобы подтвердить правильность сделанного выбора.
Завтра мы узнаем, как ожидания пользователей могут сделать ваш дизайн более (или менее) удобным в использовании:
И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.
Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. | UxLab, LLC | Курсы дизайна в Йошкар-Оле