book-open 1 test
Курс «Основы психологии пользователя и поведенческий дизайн в диджитал»

Вероятность взаимодействия | Урок 29

Когда вы оцениваете — или “измеряете” — действия пользователей, знайте, эта информация дает представление о группе пользователей в целом, с точки зрения статистики. Цифры могут сказать многое о вашем дизайне, вот только нужен правильный угол зрения.

← Предыдущий урок

(Мы продолжаем переводить ускоренный курс UX, посвященный психологии пользователя: UX Crash Course: User Psychology. Если вы тут впервые, то лучше начните сначала)


Если вы работаете в сфере UX, то неопределенность становится частью вашей жизни. Психология пользователя нужна нам не для того, чтобы “заставить” что-то работать. Нам нужно, чтобы это что-то работало лучше. Поэтому сегодня темой нашего разговора будет:

Вероятность взаимодействия

Когда вы оцениваете — или “измеряете” — действия пользователей, знайте, эта информация дает представление о группе пользователей в целом, с точки зрения статистики. Цифры могут сказать многое о вашем дизайне, вот только нужен правильный угол зрения.


1% людей сделает что угодно

Много лет назад, коллега назвал моим именем одно правило:

Закон Марша: “Со временем, каждой функцией воспользуются всеми возможными способами”.

То есть, если какую-то штуку можно использовать, то она, в конечном счете, будет использована. И это не говорит о ее хорошем качестве.

Если на странице 25 никому не интересных баннеров, всегда найдутся несколько человек, которые по ним кникнут.

Когда на сайте 8 уровней навигации, то на большинство страниц все-таки зайдут, хоть и пару раз.

И я до сих пор в шоке, что эти фейсбуковские кнопки Like нажимают на порносайтах. Ну, я слышал про это.

Да, очень заманчиво сохранить функцию только потому, что “некоторым” пользователям она нужна. Вам нужно устоять перед этим соблазном.

Запомните: каждый раз, когда пользователь кликает по чему-то дерьмовому, он в это время не кликает по чему-то полезному.


90% означает “каждый”

Большую роль в UX играет вероятность. Вероятность — это шанс, что ваш пользователь что-то сделает.

Очень круто, если ваш дизайн будет настолько эффективным, что большинство людей сделает, как вы задумали!

Если 90% пользователей в курсе, что, заплатив (или зарегистрировавшись), они смогут получить апгрейд, то ваш дизайн великолепен!

Если 90% пользователей уходят с сайта, так ничего и не нажав, — это клинический случай…

Мне приходилось видеть значение статистики “100%” только в двух случаях: когда была техническая ошибка, и когда на сайте был только один посетитель.


Вероятности не интуитивны

Если 10% посетителей кликнут по вашему лэндингу, а потом 80% из них купят ваш товар, считать ли дизайн хорошим?

Вообще-то нет.

Многие посмотрят на коэффициент конверсии и скажут: “Вау! 80% пользователей сделают покупку!”

И тут вся команда пойдет пить, или прыгать на батуте, или что вы там делаете в своей фирме, чтобы отпраздновать?

Но! как UX-дизайнер, вы не должны идти на эту вечеринку. Ведь вы теряете 90% потенциальных продаж.

И вы теряете их не на кассе. Вы их теряете у самого входа, на лэндинге.

Если 40% посетителей кликнут по лэндингу, а потом 40% из них совершат-таки покупку, ваши реальные продажи будут в два раза выше. Даже несмотря на то, что конверсия в два раза ниже.

80% из 10% = 8%

40% из 40% = 16%

Почти все компании, где мне довелось работать, сталкивались с такой проблемой, но лишь немногие ее замечали. А ведь это может быть ошибкой на миллион долларов!


Завтра мы узнаем о том, что информационная архитектура может быть похожей на психологию, но на самом деле это не так:

Структура и выбор →


И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.

Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. | UxLab, LLC | Курсы дизайна в Йошкар-Оле

Курс «Основы психологии пользователя и поведенческий дизайн в диджитал»