(Мы продолжаем переводить ускоренный курс UX, посвященный психологии пользователя: UX Crash Course: User Psychology. Если вы тут впервые, то лучше начните сначала)
Этот урок посвящен одной простой идее, которую большинство людей воспринимает неправильно. Однако эта идея может кардинально повлиять на ваш подход к дизайну. Чтобы во всем этом разобраться, нужно понять что такое:
Внимание
Наш мозг может сознательно делать лишь одно действие за раз. Поэтому его необходимо фокусировать. Фокус мозга переходит с одного на другое на протяжении всего дня.
Это называется вниманием.
По иронии, многие дизайнеры забывают о внимании. Это кажется таким простым, и все равно мы постоянно выпускаем его из виду.
По моему опыту, люди относятся к вниманию как к бомбе с часовым механизмом. Они делают все, что могут, суетятся, в надежде, что заинтересуют пользователя раньше, чем истечет время.
Внимание устроено не так.
Внимание — как прожектор.
Оно направлено на что-то определенное. Если хотите направить его на что-нибудь другое, придется перевести луч внимания с первого объекта на второй. Итак, луч “прожектора” двигается, и все, что не освещено, остается незамеченным. Содержимое других колонок. Баннеры. Другие баннеры. И замаскированные баннеры, которые вы предпочитаете называть по-другому, чтобы не чувствовать, что рекламируете что-то собственным пользователям (Но они по-прежнему баннеры!).
Если хотите, чтобы люди что-то заметили, пусть это что-то либо располагается вблизи “луча прожектора”, либо “светится в темноте”.
“Ух ты!” — Тэд “Теодор” Логан
Вот несколько способов заполучить внимание пользователей:
Движение неизменно фиксируется нашей зрительной системой, поэтому когда мы видим движущийся предмет, мы рефлекторно обращаем на него внимание.
Сюрприз — не путать с шоком или трепетом — это тот, который стоит за принципом “разрыв шаблона”. Когда что-то не вписывается в общую картину — это привлекает внимание.
Большие буквы обычно обозначают “основную мысль” в дизайне, поэтому они привлекают взгляд.
Звук может быть одной из самых надоедливых вещей в интернете, но он действительно привлекает внимание. А если использовать его более “элегантно”, он сработает как надо.
Контраст и цвет позволят вам создать элементы дизайна, которые буквально “выпрыгивают” из общей картинки. Мы замечаем такие элементы периферическим зрением и обращаем на них внимание.
Чем вы готовы пожертвовать ради внимания?
Каждый раз, когда вы размещаете дополнительное сообщение или привлекаете чье-то внимание при помощи движения или звука, вы крадете внимание у всего остального.
У внимания есть “цена”. И альтернативная стоимость.
Классно, когда люди комментируют веселенький, танцующий интерфейс, с таким трудом созданный кем-то, но когда они из-за этого не замечают кнопку “Купить” — это неправильное дизайнерское решение.
Когда UX-дизайнер хочет включить в дизайн все возможные опыты взаимодействия, он просто не понимает, что такое внимание.
UX заключается не в создании идеального мира. Суть UX — убрать все, что встает на пути достижения целей (как пользователя, так и наших).
Хороший UX — это скорее минимализм, чем максимализм.
Если бы Бог был UX-дизайнером, мы бы все сидели в маленьких, темных, глухих комнатах, в удобных креслах, за устройствами, отображающими только его вебсайт или приложение.
И кто знает, может так мы и сидим.
“Ух ты!” — Билла С. Престона Эсквайр
Завтра мы увидим, что происходит в голове пользователя после взаимодействия с вашим дизайном:
Память →
И ещё, если у вас есть на примете какая-нибудь классная статья по UX и не только — скиньте нам ссылку, и мы будем рады над ней поработать.
Nancy Pong и Ринат Шайхутдинов. | UxLab, LLC | Курсы дизайна в Йошкар-Оле