book-open 1 test
Блиц-курс «30 вопросов на старте карьеры UI/UX-дизайнера»

Слишком много опций меню — это сколько? | Урок 15

Половина пути пройдена! Пора покопаться в практических аспектах структуры вашего дизайна. Давайте ответим на вопрос:

(Вы читаете перевод ускоренного курса UX. Курс включает 30 вопросов, которые встречаются на старте карьеры: UX Crash Course: 30 Std Questions. Если вы здесь впервые, то лучше начните сначала).

Слишком много опций меню — это сколько?

Каждый UX-дизайнер однажды столкнется с обсуждением этого вопроса, и велика вероятность, что вашим собеседником будет человек, который не занимается UX.

Огромное меню — это, обычно, признак ужасной информационной архитектуры. Маленькое — признак простой задачи. Что же делать, если вы находитесь где-то посередине?

Насколько большим должно быть меню?

Готов спорить на что угодно, что вы уже мысленно дали неправильный ответ. А если вы думаете, что знаете, какой “неправильный ответ” дают другие люди, то сами вы, скорее всего, думаете о другом неправильном ответе.

ЧТО?!

А вот так то. Читайте дальше.

Глупый ответ:

Есть одно волшебное исследование, которое гласит, что человек способен запоминать 7 плюс/минус 2 вещи. Так что не стоит использовать более 7 опций меню.

(А вот и !)

Настоящий ответ:

Во-первых, сама идея “7 вещей”, под названием Закон Миллера, неверна. Мне даже хочется назвать ее мифом.

В реальности количество запоминаемых вещей скорее равняется 3–4, и оно может меняться в зависимости от типа информации, которую мы пытаемся запомнить.

НО… и это неправильный ответ!

“Правильное” количество опций меню не имеет никакого отношения к количеству запоминаемых вещей!

Вот почему этот вопрос совсем не глупый:

Дело тут не в памяти. Дело в узнавании и выборе.

Глупо спорить о количестве опций, запоминаемых человеком, потому что пользователю не приходится их запоминать.

Пользователь же может просто на них посмотреть.

Память играла бы какую-то роль, если бы перед пользователем стояла задача посмотреть на список опций, а потом отвернуться и выбрать лучшую по памяти.

На самом же деле, пользователь сканирует опции меню до тех пор, пока не наткнется на интересующий его вариант. На него-то он и нажмет. Даже если “лучшая” опция идет следом.

Именно поэтому люди чаще кликают по объектам, расположенным слева, а не справа. Если мне подходит первая (левая) опция, зачем искать что-то еще?

Для узнавания важна ясность и структура.

Пользователю должно быть понятно и очевидно, какая из опций меню приведет его в нужное место.

Если у сайта очень-многоуровневая структура, но пользователь при этом может быстро и просто понять, где он находится, как он сюда попал и что делать дальше, то считайте, что у меню великолепная архитектура.

Профессиональный совет: Воспользуйтесь аналитикой, чтобы выявить самые популярные опции меню. Затем вы сможете оптимизировать меню, выстроив опции по уровню популярности. (В большинстве стран это означает порядок опций слева-направо и сверху-вниз).

Чем больше опций — тем меньше вариантов выбора. А не больше.

В психологии и науке принятия решений эта идея называется “парадоксом выбора”. Чем больше у пользователя вариантов, тем сложнее ему выбрать какой-то один и тем выше вероятность, что он ничего не выберет.

Не выбирать ничего: такой вариант всегда доступен пользователю. И кнопка Назад всегда в его распоряжении. И он сам решает, любить ему ваш сайт — или ненавидеть его, топать на него ногами и никогда-никогда в жизни не возвращаться.

Теоретически, в лучшем меню вообще нет опций, чтобы пользователю вообще не приходилось выбирать!

В случае, когда пользователь знает, чего хочет (например, найти в списке свой язык), он просто выбирает нужную опцию, вне зависимости от их общего количества. В этом случае речь идет не о выборе, а об узнавании.

Количество опций меню не должно быть вашей главной заботой. Лучше подумайте, насколько сложно выбрать или распознать интересующую опцию среди прочих. Хотя, если в вашем меню более 20 опций, вы явно не ориентированы на пользователя.

Завтра мы ответим на вопрос:

Как показывать подменю: при наведении, по щелчку или на следующей странице?

Блиц-курс «30 вопросов на старте карьеры UI/UX-дизайнера»