(Вы читаете перевод ускоренного курса UX. Курс включает 30 вопросов, которые встречаются на старте карьеры: UX Crash Course: 30 Std Questions. Если вы здесь впервые, то лучше начните сначала).
UX — это просто маркетинг + разработка?
И это я еще очень мягко сформулировал, потому что обычно вопрос звучит так: “Разве UX — это не просто совместная работа маркетологов и разработчиков?” Как будто маркетологи и разработчики никогда раньше вместе не работали, или UX не стоит обсуждения как самостоятельная сфера. Это показывает, какими бизнес видит дизайнеров и разработчиков. Но ведь они тоже люди!
Ну… большинство из них. Время от времени я вижу одетых в хороший костюм ребят, называющих себя программистами. Я почти уверен, что они — пришельцы, которые еще просто не освоились в нашем мире.
Но что-то я отвлекся…
Итак, наш вопрос можно сравнить с вопросом: “Разве дизайн дома — это не просто совместная работа маляров и водопроводчиков?”
Глупый ответ:
Нет. Результат совместной работы двух отделов — это не особый тип работы. Совместная работа отделов — это норма, ленивая ты задница.
Настоящий ответ:
UX имеет отношение и к маркетингу, и к разработке, но сам по себе не является ни тем, ни другим. Некоторые из новейших маркетинговых технологий (к примеру, growth hacking — взлом роста спроса/ хакинг роста) впервые появились в сфере UX-дизайна и исследований. UX-дизайнеры, как и маркетологи, используют аналитику, но мы больше думаем о пользователях, которые уже купили наш продукт, а маркетологи заботятся о том, как убедить людей его купить. “Трафик” против “пользователей”.
UX — это самостоятельная дисциплина.
UX-еры занимаются тем, чего не делают маркетологи: например, информационная архитектура и понятные людям тексты.
UX-еры занимаются тем, чего не делают разработчики: например, работа со стратегией продукта и осознанное общение с людьми за пределами компании.
Вот почему этот вопрос совсем не глупый:
Среднестатистический человек зачастую и не задумывается, что все вещи кем-то проектируются. И сама идея, что дизайн может повлиять на ваше поведение, звучит как научная фантастика.
Помните, что UX — новая сфера. И не понимать, что это такое, — не означает быть глупым.
Маркетологи вот уже более ста лет начинают с бизнеса. Они отталкиваются от продукта, решают, кто должен быть клиентами бизнеса, и создают этих клиентов.
В UX мы делаем все наоборот.
Сначала мы исследуем проблему клиента и создаем для нее решение. Для маркетолога старой школы, UX — это все равно, что тащить дерьмо в церковь.
Разработчики до недавних времен вообще не обсуждали пользователей. В 1960-х программист работал на компьютере размером с комнату и пользовался перфокартами, как какое-нибудь животное!
А теперь разработчики обсуждают производительность приложения как проблему пользователя!
Так что нет ничего странного в том, что кто-то пытается понять UX как комбинацию “маркетинг + разработка”, но ничего правильного в этом тоже нет.
Завтра мы ответим на вопрос: “Если мой логотип делает людей счастливыми, это и есть UX-дизайн?”