book-open 1 test
Курс «A/B-тестирование»

Как правильно проанализировать и оценить результаты A/B теста | Глава 14

Анализ результатов A/B тестирования — это один из самых важных этапов эксперимента. Но почему-то о нем реже всего говорят. Ниже мы расскажем, как анализировать тесты правильно.

← Предыдущий урок

(Перед вами перевод бесплатного курса по A/B тестированию от компании Dynamic Yield. Если вы здесь впервые, то лучше начните сначала)

Автор английской версии: Шана Пилевски, директор по маркетингу, Dynamic Yield

На большинстве платформ для проведения экспериментов есть встроенная функция аналитики, чтобы отслеживать нужные метрики и KPI. Но прежде чем смотреть в отчеты и начинать что-то анализировать, важно понять суть двух ключевых метрик: 

Базовый анализ

Начните с проверки результатов A/B теста: возможно, уже выделился конкретный победитель или хотя бы есть информация, какая вариация побеждает на данный момент. Если ваша платформа для тестирования не рассчитывает метрику P2BB (вероятность, что одна версия лучше другой), можете воспользоваться нашим байесовским калькулятором для A/B тестирования, чтобы обработать данные и выявить статистически значимые результаты.

Обычно, победитель объявляется, когда соблюдены следующие условия: 

Анализ вторичных метрик 

Обычно победитель тестирования определяется на основании одной ключевой метрики. Однако некоторые платформы (и Dynamic Yield в их числе) также отслеживают и дополнительные, так называемые вторичные метрики. Прежде чем вы завершите эксперимент и начнете масштабировать вариацию-победителя на всю аудиторию, рекомендуем всегда анализировать вторичные метрики, и вот почему: 

По каждой вторичной метрике мы рекомендуем отслеживать рост (аплифт) и P2BB, чтобы отслеживать эффективность вариаций в сравнении. 

После такого анализа будет понятно, стоит ли выкатывать одну победившую вариацию на весь трафик или лучше скорректировать распределение на основании новых данных.

Анализ состава аудитории 

Еще одно направление, в которое стоит углубиться — это разбивка результатов по сегментам аудитории. Это поможет ответить на следующие вопросы: 

Рекомендую выделить пользователей, наиболее значимых для бизнеса, в отдельный сегмент, а также сгруппировать тех пользователей, чье поведение отличается от общей аудитории.

Опять же, по каждой аудитории нужно отслеживать рост (аплифт) и P2BB, чтобы оценить эффективность каждой вариации. Это тоже поможет определиться, стоит ли выкатывать изменения сразу на всю аудиторию.

Но иногда проигрыш в A/B тесте — это на самом деле победа! 

Нет никаких сомнений, что оптимизация конверсии (CRO) и A/B тестирование работают. Они всегда помогали маркетологам, которые находятся в контакте с аудиторией и в целом знают, чего хотят посетители, выбирать максимально эффективные варианты подачи контента и существенно поднимать конверсию и доход. Однако сегодня в игру вступает персонализация. По мере того, как пользовательский опыт становится все более персонализированным, результаты экспериментов, которые не учитывают индивидуальные особенности пользователей, уже нельзя назвать однозначными; кроме того, становится все сложнее добиваться статистической значимости.

В этом сложном новом мире персонализации, где “среднестатистические пользователи” уже не могут говорить за “всех пользователей”. Это означает, что старый подход, когда мы искали некий “лучший” опыт и пытались масштабировать его на всю аудиторию, больше не работает, хотя мы и пытаемся выжать из него максимум: вычисляем нужный размер выборки, совершенствуем гипотезы и оптимизируем KPI.Сегодня мы уже не можем просто положиться на успешный эксперимент и использовать вариацию-победителя для всех. Нужно понимать, что в этом случае мы все равно игнорируем интересы определенного процента пользователей, для которых наша “лучшая” вариация таковой не является — а такой процент всегда будет. Если принять как данность эту особенность A/B тестов, становится очевидно, что даже проигрыш в A/B тесте может обернуться победой. Неудачный тест иногда помогает выявить скрытые возможности, которые при должном (персонализированном) подходе могут принести блестящие результаты. Ниже приведены результаты настоящего эксперимента, который длился порядка 30 дней. На первый взгляд тут почти ничья, и контрольная версия даже кажется эффективнее экспериментальной.

Однако если разбить эксперимент на сегменты по типам устройства — а это довольно простой и распространенный тип сегментации — история в корне меняется. Очевидно, что контрольная версия побеждает для десктопов, но сильно проигрывает среди пользователей телефонов и планшетов.

В контексте этого примера, если бы мы выбрали стратегию “winner takes all” (а многие так и делают), всей аудитории пришлось бы довольствоваться единым пользовательским опытом, якобы оптимизированным под среднестатистического пользователя — несмотря на то, что пользователи мобильных устройств явно предпочли экспериментальную вариацию.

А вот еще один пример, в котором контрольная вариация, казалось бы, проигрывает по результатам эксперимента в масштабе всей аудитории. Однако дальнейший анализ показал, что эффективнее будет показывать победившую вариацию (v2) наиболее многочисленному сегменту “прямого трафика”, а остальным пользователям продолжать показывать контрольную вариацию.

Эти примеры подчеркивают важность исследования и тщательного анализа результатов тестирования в разрезе разных сегментов аудитории. Только так вы сможете выявить скрытые возможности для оптимизации даже в тех экспериментах, где тестирование с ориентацией на среднестатистического пользователя (такого, кстати, не существует) не принесло ожидаемых результатов.   

В большинстве ситуаций бывает достаточно быстрого анализа, но когда циклы тестирования идут один за другим, а приоритеты постоянно меняются бывает трудно выкроить время даже на это. Однако с ростом количества тестов, вариаций и сегментов проблема лишь усугубляется, и в результате анализ становится очень объемной задачей. Ну что, с этими знаниями, все еще хочется и дальше сохранять статус кво, читать результаты поверхностно и не делать ни шагу в сторону?


← Назад | Продолжение (Глава 15) →


Курс «A/B-тестирование»