book-open 1 test
Курс «Minimal Viable Product (MVP)»: основы методологии

Баланс между UX и Lean-подходом к разработке продукта | Глава 5

Давайте разберемся что важнее: клевый UX, из-за которого люди захотят пользоваться вашим продуктом, или быстрое предоставление людям нужных функций и завоевание большой доли рынка? Или баланс лучше?

(Перед вами перевод бесплатного курса «Minimum viable products» от UxPin. Если вы здесь впервые, то лучше начните сначала)

Если UX плох, люди не будут пользоваться продуктом. С другой стороны, если какой-то производитель первым занял нишу на рынке, люди будут пользоваться его продуктом и со временем помогут улучшить продукт с помощью фидбэка.

Люди всегда пытались сбалансировать эти противоположные интересы, поэтому мы сочли нужным показать способы решения этой проблемы, в зависимости от стадии развития вашей компании.

Важно помнить, что мы будем говорить лишь о структуре, и что ваш настоящий план действий будет зависеть от вашего конкретного бизнеса или продукта. Но если вы просто торопитесь поскорее выпустить продукт на рынок и при этом стараетесь сделать идеальный дизайн — считайте, что уже ступили на скользкий путь.

Битва приоритетов: опыт взаимодействия (UX) против исполнения

Опыт взаимодействия

Не может быть никаких сомнений в том, что отличный UX необходим. Кью Меннинг в журнале Code Mag достаточно хорошо обобщил свои мысли по этому поводу:

“Найти качественно разработанное приложение не так уж сложно. Множество непопулярных приложений работают достаточно хорошо и не содержат багов. Так что же общего у популярных приложений? У приложений с высоким рейтингом фантастический опыт взаимодействия (UX). Лучшие приложения — это те, которые не просто выполняют свою зачаду, а также дают пользователю то невероятное ощущение, что все действия совершенно естественны, и все понятно на уровне интуиции”.

В теории все это звучит довольно мило, но в реальности редко удается добиться идеального UX. Мы частенько обсуждаем это в UXPin, когда анализируем UI-дизайн, выбираем приоритетные функции и составляем карты продукта для нашего приложения. UX включает в себя все: как люди используют ваш продукт, какой опыт получают и что при этом чувствуют. Это настолько широкое понятие, что не найти двух компаний, трактующих его одинаково. Вот посмотрите на одну из мудреных UX схем:

Исполнение

Противоположный интерес называется, на языке модели бережливого стартапа, “минимальный жизнеспособный продукт” (MVP). Бережливая разработка продукта подразумевает, что вы получаете рабочий прототип, быстро выпускаете его на рынок, получаете фидбэк, исправляете недочеты и начинаете сначала.

Фишка в том, что пока у вас не появятся преданные пользователи, невозможно будет в полной мере понять, что в вашем случае подразумевается под хорошим UX . Начните с основ, постарайтесь передать суть продукта и запустите его в работу. На этом этапе важнее всего правильно установить ожидания пользователей.

Если вам просто нужно несколько бета-тестеров, не стоит продвигать это как запуск продукта. На самом деле, вы можете контролировать ожидания пользователей гораздо лучше, чем думаете. Многие хотят попробовать новый и “сырой” продукт просто потому, что это круто.

С какой стороны ни смотри, нужно иметь что-то готовое. И существует множество способов составить начальную концепцию вашего продукта.

Три составляющих стартапа

1. Жизнеспособный бизнес

Хотя есть масса историй об успешных MVP (как, например, Dropbox), которые шли путем минимализма и заработали за 4 года около миллиарда долларов, MVP чаще всего ведет напрямую к минимально жизнеспособному бизнесу (MVB), который наращивает прибыль и трафик более медленно и стабильно. Вы все время должны спрашивать себя: можно ли на этом заработать?

2. Реализуемый продукт

Тем не менее, создать MVP — это лишь часть истории. Следующий шаг — убедиться, что ваш воображаемый продукт реализуем в рамках доступных вам временных, финансовых и технических возможностей. Чрезвычайно важно, чтобы вы были честным с самим собой, так как многие люди совершенно игнорируют эту часть. Вам не подняться на следующую ступень, если ваш продукт невозможно будет реализовать.

3. Желанный продукт

И, наконец, ваш продукт должен быть желанным. Минимальный желанный продукт (MDP). Автор этой концепции — Эндрю Чен — определяет МVP как “максимально простой опыт, достаточный, чтобы доказать ценность продукта и его способность удовлетворить нужны пользователя, вне зависимости от жизнеспособности”. Этот путеводитель поможет вам ориентироваться в море разработки новых продуктов, подсказывая, когда стоит концентрироваться на UX, а когда — на бережливой разработке.

Аарон Уолтер, директор по UX в MailChimp и автор книги “Эмоциональный веб-дизайн”, повторяет ту же мысль: UX — это ключ к тому, чтобы сделать продукт желанным, даже на этапе MVP. “В самом начале мы концентрируемся на юзабилити и простоте освоения продукта. Но сегодня создать приложение и вывести его на рынок очень просто”, — говорит Аарон. “Чем же ваше приложение отличается из от массы других? Индивидуальность, точка зрения, характер — функции можно добавить и позже, но вот индивидуальность у продукта должна быть с самого начала”.

Стадии разработки продукта

Текущая стадия разработки продукта в большей мере определяет, на чем стоит концентрироваться — на UX или на бережливой разработке и дизайне.

Процесс дизайна связан с одним уникальным (и зачастую расстраивающим нас) аспектом: он очень сильно зависит от принимаемых решений.

На стадии рисования скетчей перед нами открыты все двери, но после этого, приняв какие-то решения, мы становимся ограничены ими при дальнейшей разработке. Все нововведения должны обязательно вписываться в существующий дизайн, если, конечно, вы не собираетесь начать все с чистого листа (что нежелательно и даже невозможно).

Чтобы весь проект получился более успешным, постарайтесь избавиться от неопределенности еще на ранних стадиях. Это предполагает стратегию уменьшения масштаба продукта, чтобы все ваши ресурсы были направлены на решение проблемы, которую вы достаточно хорошо понимаете.

Создавайте простой дизайн, правильно понимайте суть вопросов и двигайтесь дальше. Ваша цель — не идеал, а правильно функционирующий продукт. Так вы сможете совершенствовать и расширять ядро на следующих этапах дизайна и разработки.

Вот краткий обзор трех этапов создания продукта с указанием тех вопросов, на которых нужно концентрироваться:

I. Этап технологии — немного UX, LEAN по полной

  1. Цель — составить план и выявить нужды рынка
  2. Ключевые вопросы — сконцентрируйтесь на MVP с упором на жизнеспособность. На UX концентрироваться рано, так как пользователей еще нет. Вы примерно знаете, кто мог бы воспользоваться программой, но не знаете, кто реально будет ею пользоваться. Сделайте рабочий прототип и выставляйте его на рынок, чтобы понять, кому он нужен и как они будут им пользоваться в реальности.
  3. Критерии успеха — пользователи (и не только бета-тестеры) хотят пользоваться продуктом.

II. Этап функциональности — немного UX, меньше LEAN

  1. Цель — определить набор наиболее важных функций для разработки, в зависимости от уровня спроса на них.
  2. Ключевые вопросы — начинайте формировать UX, как часть процесса принятия решений, с целью вызвать некий эмоциональный отклик от пользователя. Вам нужно, чтобы они чувствовали уверенность, любопытство, голод или что-то еще? Следите за тем, какие функции предоставляют конкуренты, но не спешите поскорее выпускать продукт, пока не убедитесь, что все работает как надо и с правильным UX.
  3. Критерии успеха — пользователи рассказывают, как они используют ваш продукт и что при этом чувствуют.

III. Этап опыта взаимодействия — UX по полной, никакого LEAN

  1. Цель — самое важное на этом этапе — исследование того, что люди делают с вашим продуктом.
  2. Ключевые вопросы — забудьте о добавлении новых функций, если в этом нет крайней необходимости. Лучше подумайте, с какими “больными” местами продукта сталкиваются пользователи? Насколько велика вероятность, что в эти моменты они решат уйти к конкурентам?

Самое время изучить выигрышные UX дизайны со всего мира и выяснить, как можно применить их сильные стороны в вашем продукте. Пирамида усилий (the hierarchy of efforts) — отличный способ структурировать улучшения UX на этом этапе.

3. Критерии успеха — клиенты советуют ваш продукт другим, продукт обретает вирусную популярность.

UX-дизайн против lean-дизайна

Эти две, казалось бы, противоположные силы на самом деле не такие уж и разные, поскольку во главе угла все равно стоит пользователь. И чем раньше вы осознаете его нужды, тем успешнее будет ваш продукт.

Всем наплевать, что у вашего продукта миллион функций. Людям важно только то, что продукт способен сразу начать выполнять их задачи.

Ниже мы вкратце расскажем, как выглядят эти противоположные процессы в ходе создания нового приложения.

Черновой процесс создания UX-дизайна

  1. Поближе узнать людей, проблему, проект — людям нужно приложение, которое переработает список рецептов на неделю в список покупок.
  2. Создать черновые прототипы — на базе приложений с рецептами и приложений для шоппинга, сколотим программку для совершения покупок и попробуем использовать ее в магазине.
  3. Дизайн — вот на этом этапе UX и творчество включаются в работу на полном серьезе.
  4. Обеспечить спрос на акции — собрать акционеров и оценить уровень их энтузиазма. Эта стадия — одна из наиболее недооцениваемых. Именно на этом этапе продукты становятся хуже — либо из-за недостатка поддержки, либо из-за того, что не слушают пользователей.

Черновой процесс создания Lean-дизайна

  1. Наблюдение и мозговой штурм — люди делают покупки по категориям (молочные продукты, мясо, овощи), а потом готовят из того, что есть в их распоряжении. Если фокусироваться на ингредиентах, опыт похода в магазин может в корне поменяться.
  2. Минимально жизнеспособный продукт — соберите фидбэк от тестовой группы о самом элементарном приложении, переделывающем рецепты в список покупок.
  3. Анализ фидбэка и еще одна итерация — возможно, проблема не в составлении списка покупок, а в простом поиске рецептов, согласующихся со стилем жизни пользователя. Выясните реальную проблему и начните заново, чтобы обеспечить ее решение.

“Универсальные принципы дизайна существуют давно и будут существовать еще долго. Если вы считаете, что ваше грандиозное приложение обойдется без них — одумайтесь!”

Ян Джурса, автор проекта “UX Storytellers” и со-основатель MOBX Conference, считает, что чем более зрелым является рынок, на который вы запускаете продукт, тем большее значение имеет процесс создания UX-дизайна. Он считает, что использование концепции MVP — не повод урезать фундаментальные качества продукта.

“Универсальные принципы дизайна существуют давно и будут существовать еще долго. Если вы считаете, что ваше грандиозное приложение обойдется без них — одумайтесь!”, — говорит Ян. “Такие вещи, как гармония, иерархия и юзабилити — это инвестиции в опыт взаимодействия каждого продукта”.

Будьте бережливыми с lean — но не упускайте из виду UX

Бережливый UX завоевывает авторитет в мире дизайна, поскольку компании пытаются гармонично совмещать оба подхода к дизайну.

Чтобы достичь этого на практике, важно рассматривать UX как цель на каждом этапе дизайна и разработки, даже если главная задача — поскорее предоставить пользователю рабочий продукт. В этом случае, когда главной задачей станет UX, вы сможете с легкостью внести необходимые изменения.

Вторым важным моментом является сбор фидбэка от всех заинтересованных лиц. Это не означает, что надо пытаться всем угодить. Это лишь означает, что, когда дело доходит до применения продукта на практике, мнения инвесторов и менеджеров могут быть так же ценны, как и мнения пользователей.

“Запускайте сайт в том оптимальном состоянии, когда его можно улучшить, при этом не разрушая. Текущий облик сайта ведь не высечен в камне”

Фрэнк Ллойд Райт сказал, пожалуй, наиболее удачно: “Можно пользоваться стирательной резинкой на черновике, или можно использовать кувалду на стройплощадке”. Гораздо эффективнее будет, если вы правильно воспользуетесь стирательной резинкой на ранних этапах. Потому что, если впоследствии вы захотите воспользоваться кувалдой, пользователям не понравится, что вы посягаете на “их” сайт.

Запускайте сайт в том оптимальном состоянии, когда его можно улучшить, при этом не разрушая. Текущий облик сайта ведь не высечен в камне. Важно, чтобы сайт мог меняться, развиваться в зависимости от нужд пользователей и под влиянием новых технологий.


← Назад | Продолжение (Глава 6) →


Курс «Minimal Viable Product (MVP)»: основы методологии