book-open 1 test
Курс «Minimal Viable Product (MVP)»: основы методологии

Что такое MVP (Minimal Viable Product), чем полезен и по каким принципам создается | Глава 1

Существует множество подходов к созданию MVP. Суть их всех в одном: MVP — это средство достижения ценного продукта или улучшения этого продукта, а не сам продукт. Убедитесь, что не упускаете это из виду.
Иллюстрация Agnieszka: https://dribbble.com/shots/10034855-Mobility

Мы часто неправильно понимаем и, как следствие, неправильно применяем технику минимально жизнеспособных продуктов (MVP). Ресурсы бизнеса ограничены, поэтому легко попасть в ловушку мышления и сконцентрироваться на той “минимальной” части проекта, которая позволит по-быстрому выпустить что-то готовое.

Но минимально жизнеспособный продукт — это нечто большее, чем просто минимальный продукт. Это — достижение совершенства через избавление от всего лишнего, это — ваше лучшее вложение денег, это — настоящая проверка суровой реальностью, что-то вроде “Привет, мир!”. MVP счищает всю шелуху и оставляет только суть ценности вашего приложения клиенту и ресурсы.

Содержание:

В этом курсе вам предложен широкий выбор мнений экспертов, теорий, практик, случаев из жизни, касающихся взлетов и падений минимально жизнеспособных продуктов. Говоря конкретнее, мы включили в курс советы таких предпринимателей, как Стив Бланк (Steve Blank), Эрик Райс (Eric Ries), Гай Кавасаки (Guy Kawasaki), Эш Маурья (Ash Maurya), Андрю Чен (Andrew Chen), Синди Альварес (Cindy Alvarez), Рэнд Фишкин (Rand Fishkin), Дэвид Эйкен (David Aycan), Джоэл Гаскон (Joel Gascoigne), Джош Пакетт (Josh Puckett), Брендон Шоэр (Brandon Schauer), Крис Бейдер (Chrys Bader), Нил Патель (Neil Patel), Ник Свинмерн (Nick Swin- murn).

Здесь мы будем обсуждать базовые концепции: например, различные типы MVP и способы тестирования MVP-гипотез.

Вы читаете бесплатный курс «Minimum viable products». Над переводом работали Ольга Жолудова и Ринат Шайхутдинов. При поддержке iSpring.

iSpring — EdTech-компания по разработке программного обеспечения для корпоративного обучения.

Более опытным читателям мы предлагаем узнать, как применить MVP-мышление в рамках Lean (бережливой разработки) и Agile (гибкой разработки), как сбалансировать UX и Lean разработку и даже рассмотрим внутренний процесс проектирования в Spotify. Мы надеемся, что в результате вы сможете лучше понять, как при разработке вашего следующего MVP добиться идеального баланса между минимальным количеством ресурсов, жизнеспособностью бизнеса и качеством продукта.

Если подумать, тестирование MVP — это, пожалуй, самый важный шаг на пути к успеху компании. Мы рассмотрим, как известные компании вроде Zappos, Groupon, X/Twitter, Zynga, Foursquare, Oculus VR, Airbnb, Buffer, Pebble, Dropbox и другие построили минимально жизнеспособный продукт, что помогло им переработать бизнес-идею и создать поток интереса вокруг продуктов.

Интересуетесь свежими статьями по продуктовому дизайну (UX/UI)? 🚀

Подписывайтесь на канал в Telegram | ВКонтакте, Instagram, Facebook

Сегодня “бережливые стартапы” (lean startups) и другие мастера технологий все чаще используют минимально жизнеспособный продукт как стартовую площадку для запуска успешного программного продукта.

Компании концентрируются на базовой функциональности и наборе ключевых возможностей — так называемом «ядре», которое ляжет в основу продукта в дальнейшем. И если компания не способна правильно сформировать ядро, то она рискует в итоге создать отстойный продукт – предложение, предполагающее “непотребный пользовательский опыт”.

Стартаперы и другие мастера технологий используют различные подходы к определению составляющих MVP, и все-таки многие из них все еще заблуждаются в своих определениях.

Существует распространенное заблуждение, что MVP включает в себя минимальный набор функций, предположительно необходимых для работающего программного продукта с целью быстрого вывода его на рынок. Этот подход упускает самую суть сразу на нескольких уровнях. Самая главная ошибка в том, чтоскорость выхода продукта на рынок сильно переоценивается, а вот концентрация на потребителе и на принятии продукта рынком – наоборот, недооценивается. И действительно, скорость разработки имеет значение, но только при условии, что цели обучения и исследования могут быть быстро достигнуты.

В Википедии MVP определяется так: “Минимально жизнеспособный продукт (MVP) – это стратегия, используемая для быстрого и количественного исследования рынка для конкретного продукта или функции продукта. Термин был придуман Фрэнком Робинсоном и популяризирован в области веб-приложений Эриком Райсом.”Это определение достаточно узкое: согласно мнениям многих экспертов оно слишком сфокусировано на продукте и количественных характеристиках. Однако, некоторые из названных целей MVP (они приведены ниже) дают почву для более существенного обсуждения:

Очень важно, чтобы у вас и вашей команды сформировалось собственное мнение о том, что такое MVP. Надеюсь, что мнения выдающихся руководителей помогут вам сформировать более конкретное представление.

Эрик Райс, сооснователь и технический директор IMVU, а также ярый сторонник концепции минимально жизнеспособного продукта, определяет MVP как версию нового продукта, которая дает возможность максимально изучить пользователя с минимальными усилиями. То есть MVP позволяет протестировать реальные сценарии использования продукта потребителем. Таким образом, мы избегаем расходов на дорогостоящее исследование рынка и последующую разработку продукта. Вместо этого мы запускаем по-быстрому разработанный продукт с минимальным набором функций и тестируем свои предположения о том, что нужно пользователю.

Вы, наверняка, слышали это определение столько раз, что уже хочется закричать. Ну что ж, давайте дополним его другими полезными моментами.

Эш Маурья (Ash Maurya), директор P2P-файлообменника Cloudfire и автор курса “Running Lean - Helping Entrepreneurs Succeed” делится следующими выводами. Сначала он выделил целевую группу пользователей, он перешел к определению трех основных проблем, которые у них возникают при использовании решений, представленных на рынке. После этого он смог разработать продукт, в некоторой степени решающий эти проблемы, и привлечь “ранних последователей” через лэндинг продукта.

К счастью для Маурьи, процесс упрощался тем, что основная функциональность была взята из предыдущего продукта. Это позволило ему существенно сэкономить время и усилия, которые ушли у него на проверку своих предположений относительно базы потенциальных пользователей продукта. Основываясь на собственном опыте, Эш подчеркивает, что MVP обязательно должен представлять ценность для потребителя. Очень важно правильно сформировать продукт, чтобы удостовериться, что у вас есть проблема, которую стоит решать. При помощи приведенного ниже каркаса “lean canvas”, Маурья выделяет 4 важных шага по преобразованию существующего продукта в MVP.

Чтобы получить представление о возможных рыночных и потребительских рисках вашего MVP, прочитайте пост “The 10x Product Launch”.

У Марсина Тредера (Marcin Treder), директора и со-основателя UXPin, был очень похожий опыт. В начале основным его продуктом был бумажный блокнот для прототипирования, в то время как нынешний продукт – интернет-приложение для создания прототипов и wireframe-ов. “Естественно бумажные продукты было гораздо дешевле создавать на начальном этапе”, – говорит Марсин, – “Мы и вправду не представляли, что следующая версия продукта будет электронной. Мы были просто группкой дизайнеров, пытающихся помочь коллегам стать лучше”.

“MVP означает создание максимальной ценности при минимальных затратах на разработку”.

Но Марсин быстро осознал, насколько разрозненными были представленные на рынке инструменты и сколько людей были ими недовольны. Согласно мнению Тредера, “MVP – это не самый быстрый и не самый безупречный продукт. Скорее это продукт, обладающий максимальной ценностью при минимальных затратах на разработку.” Он признает, что его первый продукт не представлял максимальной ценности в сравнении со всеми существующими ныне альтернативами. Но UXPin на сегодняшний день является одним из ведущих приложений для прототипирования и wireframe-ов на рынке. Так что он явно шагнул вперед.

Чтобы извлечь максимум ценности из процесса разработки, можно воспользоваться представленной выше матрицей для расстановки приоритетов. Конечно же, не все lean-стартапы располагают такой роскошью: иметь готовый продукт, из которого можно слепить MVP. Однако во множестве случаев это и не нужно.

Ник Свинмерн (Nick Swinmurn), со-основатель Zappos, убедился в этом на собственном опыте. Вот очень известный пример гибкости и бережливости MVP: ныне гигант электронной торговли (e-commerce), Свинмерн начинал с того, что фотографировал обувь в местном магазинчике. Затем он размещал фотографии онлайн, и всякий раз, когда кто-то делал заказ онлайн, он шел в магазин и покупал нужную пару. В этом смысле основной задачей MVP было максимально снизить неопределенность бизнес-идеи. У Свинмерна не было продукта, и на начальном этапе он действовал как один из своих клиентов.

И, кстати, это очень распространенный подход (особенно в мире стартапов) — продавать так называемый “призрачный софт” (продукт, который даже не существует или находится на начальном этапе разработки).

Синди Альварес (Cindy Alvarez), UX-дизайнер в Yammer и бывший product-менеджер в Kissmetrics, добавляет, что это распространенная ошибка — считать, что MVP должен быть продуктом.

Согласно Синди, цель MVP — максимизировать обучение (learning) и минимизировать объем инвестиций (investment) и уровень риска (risk).

И продукт не должен быть единственным средством достижения цели. Рассматривая MVP в таком узком смысле, многие люди начинают думать о “финальном” продукте и урезать функциональность вместо того, чтобы сделать нечто экспериментальное. Чтобы не попасть в эту ловушку, Синди использует практический прием под названием Модель Кекса, который позволяет думать о чем-то одном — цельном и законченном.

Также она предлагает несколько практических советов по разработке MVP в рамках команды. Она заявляет, что существует две основные проблемы, которые необходимо сразу решить внутри команды:

  1. Адекватно формулируйте ожидания — Никто не хочет разрабатывать плохой продукт с чувством, что никогда не представится возможность сделать его лучше. Сделайте упор на то, что цель MVP — убедиться, что команда не тратит время на бесполезный продукт или функцию. Также подчеркните, что команда может улучшить продукт при помощи процесса тестирования.
  2. Правильно определите целевого покупателя вашего MVP — Подумайте, стоит ли при разработке продукта сразу ориентироваться на широкую аудиторию. Вполне возможно, что эта аудитория сразу объявит ваш продукт отстойным, и вы будете ориентироваться на этот ложный сигнал. Вместо этого попробуйте найти покупателей с явной нерешенной проблемой и покажите им свой “еще зеленый” MVP, который уже решает их проблему.

Стив Бланк (Steve Blank), предприниматель со стажем и автор докладов и статей на тему MVP, утверждает, что методика развития клиентов (customer development) и методика бережливого стартапа (lean startup) недооценивают важность продажи вашего видения тем, кто его разделяет (а не всем подряд), при этом предоставляя минимальный набор функций.

Согласно наблюдениям Стива, многие люди хорошо схватывают идею о разработке минимального продукта с базовым набором функций (или так называемого минимального набора функций), но они никак не могут понять, что их MVP не понравится большинству. Ну правда, кто будет хвастаться минимальным продуктом? Вместо этого компании должны находить ранних последователей и евангелистов, продавая видение того, как продукт будет работать и насколько лучше он будет. В это время, на базе того, что работает уже сегодня, будет строиться настоящий продукт.

Рэнд Фишкин (Rand Fishkin), со-основатель Moz, выглядит главным шоуменом во всей этой компании. С его точки зрения, первое впечатление значит очень много. Именно поэтому он призывает остальных выводить MVP на новый уровень, превращая его в EVP (an Exceptional, Viable Product — исключительный, жизнеспособный продукт). По словам Рэнда, он много раз видел, как запускается MVP, едва ли представляющий какую-то выдающуюся ценность. И это проблема, ведь нельзя запускать и перезапускать MVP по несколько раз.

На практике, Рэнд предлагает выращивать MVP внутри компании и “прикармливать” его опытом взаимодействия с несколькими клиентами. Постепенно, когда первые отзывы будут собраны и учтены в продукте, наступит момент истины, который должны почувствовать первые пользователи (внутренние и внешние).

Тогда то и стоит выпустить на волю сформировавшийся EVP. Этот процесс может занять дополнительные 30–90 дней, но, по мнению Рэнда, это того стоит.

MVP — это важное средство достижения цели.

Существует множество подходов к созданию MVP. И, хотя в подходе каждого эксперта к MVP есть своя изюминка, все же они все следуют нескольким золотым правилам, чтобы не погрязнуть в мелочах. Суть этих правил в одном: MVP — это средство достижения конечного продукта или улучшения этого продукта, а не сам продукт. Убедитесь, что не упускаете это из виду.


Это первая глава | Продолжение (Глава 2) →


Курс «Minimal Viable Product (MVP)»: основы методологии