book-open 1 test
Курс «Путеводная метрика (NSM)»: оценка прироста ценности и контроль за продуктовой стратегией

Как определить North Star метрику для вашего продукта | Глава 5

Хорошая “путеводная звезда” является отражением целого комплекса факторов, на которые ваша команда может повлиять. Вместо того, чтобы пытаться играть с “путеводной звездой” напрямую, полезнее выделить эти факторы, проработать их и проследить, как будет реагировать метрика North Star”. Разбираем по шагам.

В этой главе мы разберем: 

Танец в неопределенности

Когда вы начнете сводить воедино все свои наработки по North Star и попробуете нащупать ту самую “путеводную звезду”, вы скорее всего почувствуете, что этот процесс напоминает этакий танец в неопределенности. Команду может качать из стороны в стороны: от высказываний в духе “Да, в этой метрике что-то есть” “Но как именно мы будем ее измерять?” и до прямо противоположных: “Погодите, мне кажется нам нужно совершенно другое!” Постепенно обсуждение так или иначе сводится к тому, что нужно дать четкое определение “путеводной звезды”.

Помните: ваша “путеводная звезда” (метрика North Star) будет эволюционировать

Команды часто думают, что “путеводная звезда” должна быть сразу идеальной — и эта мысль парализует. Правда в том, что ваша North Star скорее всего со временем будет меняться и развиваться, по мере того, как вы будете собирать больше информации. Стартапы на ранних стадиях развития (или компании, ранее не работавшие с фреймворком North Star) порой меняют “путеводную звезду” каждые 6-12 месяцев. Более устоявшимся организациям нет нужды так часто менять North Star — они обычно корректируют “путеводную звезду” каждые 12-36 месяцев.   

На начальном этапе важно определить общий вектор развития, остановиться на какой-то метрике в рамках этого вектора и дать ей четкое определение. 

Название и определение

Очень важно дать название (name) и определение (definition) “путеводной звезде” (метрике North Star), а также всем входным данным (Inputs). Особенно уделите внимание названию и определению самой метрики. Название “путеводной звезды” должно вовлекать и передавать ее суть — пусть это будет что-то ёмкое и энергичное, что способно вдохновить всю компанию. Определение “путеводной звезды” должно быть четким и понятным, и оно должно описывать, как конкретно вы будете ее измерять. 

Определение метрики можно составить по следующему шаблону: Наша “путеводная звезда” называется X и мы определяем ее как Y. 

Инвестор кремниевой долины, предприниматель и писатель Эндрю Чен (Andrew Chen) подчеркивает важность брендинга “путеводной звезды”. “Вы должны уметь объяснить вашу North Star другим людям”, — поясняет Чен. “Так что сформулируйте “путеводную звезду” таким образом, чтобы о ней было супер просто рассказывать снова и снова. Ну и в целом упростите ее до такой степени, чтобы большая часть вашего роадмапа по росту (growth product roadmap) была направлена на стимуляцию этой метрики”. 

Слишком расплывчато: 

Наша метрика North Star трекает количество подписчиков, которые делают репосты нашего контента. 

Уже лучше: 

Наша “путеводная звезда” — регулярные репостеры (Frequent Content Sharers (FCS)). Определение: Количество уникальных подписчиков, которые репостили 2 или более статей в неделю в течение предыдущих 12 недель. 

Определение метрики должно покрывать как текущие реалии вашего продукта: рынок, функциональность и эффективность — так и его будущий потенциал. Здесь всегда будет здоровое напряжение между тем, где вы сейчас (состояние продукта на данный момент), и тем, где вы хотите быть (новая реальность, в которой вы с продуктом хотите оказаться). В качестве первого шага, поштурмите, какое реальное поведение пользователей согласуется с вашей “путеводной звездой” и входными метриками. К примеру, если ваш продукт ориентирован на то, чтобы люди чаще медитировали, вы можете начать фиксировать увеличение длительности ежедневных сеансов медитации. 

Когда подойдете непосредственно к определению метрики и входных данных, задайте себе следующие вопросы: 

  1. Как изменение этой метрики повлияет на ваш процесс принятия решений (decision-making)? Какие решение вы рассчитываете принять на основании “путеводной звезды”? Если у вас уже есть некоторая история данных, попробуйте прикинуть, как менялась бы метрика с течением месяцев или лет. 
  2. Чего вам НЕ говорит “путеводная звезда”? Насколько это важные пробелы? Возможно, важнее сконцентрироваться на них?
  3. Допустим, мы остановим все мероприятия по развитию продукта. “Путеводная звезда” вырастет? Надолго ли? Почему?
  4. Консультант по веб-эффективности Энди Дэвис (Andy Davies) в своем выступлении “Performance… It’s for People!" (Эффективность — это для людей!) говорит вот что: “У аналитиков искаженная картина. Они ориентируются на людей, которые готовы терпеть тот опыт, который вы предлагаете”. Что вы думаете об этом? Как выбранная ваши “путеводная звезда” учитывает этот аспект?
  5. Сможете ли вы постоянно и регулярно генерировать эту метрику с минимальными усилиями? Как на эту метрику влияет сезонность, дни недели, дни месяца? 
  6. Возможно ли (и полезно ли) сравнить эту метрику в разрезе разных учетных записей и пользовательских когорт? В идеале, стоит рассматривать “путеводную звезду” как изолированно, так и в разрезе разных когорт. 
  7. Что для вас будет сигналом для пересмотра метрики? Какие тесты вы намерены проводить, чтобы отслеживать, насколько полезной остается метрика?

Не закапывайтесь в попытке найти идеальную метрику

Некоторые команды сильно буксуют из-за своего перфекционизма. Они уверены, что в качестве “путеводной звезды” можно использовать только четкую, статистически выверенную модель — а если таковой пока нет, значит что-то не так с бизнес-моделью компании. Это не так! Для большинства продуктов взаимосвязь метрики и долгосрочного эффекта (long-term impact) редко бывает четкой и однозначной. В ситуациях неопределенности часто кроются так называемые “асимметричные возможности” (asymmetric opportunities) — когда потенциальный выигрыш значительно выше возможных потерь.  

Например, “путеводная звезда” Amplitude — обучающиеся пользователи в неделю (Weekly Learning Users (WLUs)) — определяется как количество активных пользователей Amplitude, которые поделились каким-то наблюдением (learning), которое прочитали два или более других пользователя за последние семь дней (читайте подробнее: North Star in Action: Amplitude’s North Star Metric and Inputs). Возможно, вы думаете: как мы пришли к этой цифре — два или более пользователей? Взяли ее с потолка? Или у нас есть железные аргументы в пользу именно такого количества? Реальность в том, что никакой магии за этим числом нет. Если наблюдение (learning) одного пользователя прочитали два других — это хорошо; три — еще лучше; один — лучше чем ноль; и так далее. В чем-то мы уверены больше, в чем-то — меньше. 

Важно установить границы, которые одновременно и достижимы (achievable), и амбициозны (aspirational). Когда такие границы очерчены, можно не переживать, что выбранный параметр метрики не идеален. Важно не конкретное число, а само поведение пользователей, которое представляет наша “путеводная звезда”. Оно согласуется с нашей стратегией — и мы открыты к неопределенности.

Как правильно определить входные данные (Inputs)

Входные данные — это набор факторов, которые в совокупности формируют метрику “Путеводная звезда” (North Star). В рамках фреймворка North Star входные данные столь же важны, как и сама “путеводная звезда”. 

Вот что говорит о важности входных данных Дана Левин, продакт-менеджер в Amplitude: “Большинство команд совершают распространенную ошибку: они пытаются влиять на “путеводную звезду” напрямую, вместо того, чтобы работать с входными метриками, из которых складывается North Star. Хорошая “путеводная звезда” является отражением целого комплекса факторов, на которые ваша команда может повлиять. Вместо того, чтобы пытаться играть с “путеводной звездой” напрямую, полезнее выделить эти факторы, проработать их и проследить, как будет реагировать метрика North Star”.

Как у “путеводной звезды”, у каждой из входных метрик должно быть как название, так и определение. 

Вот вам полезный шаблон для определения входных метрик (Inputs):

Я уверен(а), что <путеводная звезда> — это функция <X, Y и Z>. Кроме того, я уверен(а), что X, Y и Z в определенной мере независимы друг от друга (то есть изменение одной метрики не сказывается на других немедленно и напрямую).

Полезная техника для определения входных данных и метрик — составление ментальной карты (mind-mapping). Запишите на доске свою “путеводную звезду” (или даже кандидата на ее роль). Потом совместно накидайте связи и концепции по кластерам.

В самом начале ваша ментальная карта будет немного беспорядочной.

Причешите ментальную карту: сгруппируйте родственные концепции, уберите лишнее и подсветите взаимосвязи между элементами, вот так: 

Уделите время на проработку и прояснение концепций в ментальной карте. Как результат, метрика, лежащая в сердце вашего майндмэпа, и все сопутствующие факторы должны быть аккуратно сформулированы и определены в общих чертах:

После того, как вы в общих чертах определите входные данные (Inputs), вам будет гораздо проще прописать конкретные метрики, под каждый набор данных.

Тестируем входные данные и “путеводную звезду”

Если вы выберете слишком широкие (broad) или слишком запаздывающие (lagging) входные метрики, впоследствии вам может быть сложно сконцентрировать свои усилия и измерить влияние (impact) на метрики. Если же вы остановитесь на слишком конкретных входных метриках, может возникнуть сложность с поиском инновационных решений для влияния на эти метрики. 

К примеру, входная метрика “Удовлетворенные клиенты” ("Satisfied Customers") кажется слишком широкой. А вот “Количество положительных отзывов в социальных сетях” звучит как слишком узкая метрика. 

Вот несколько методов тестирования входных метрик: 

Метод 1: Тест Гринфилда

На время проведения этого теста, забудьте о текущих роадмапах, миссиях и других ограничениях — и сконцентрируйтесь на генерации новых идей. Поставьте перед командой такой вопрос: 

“Сколько способов повлиять на эту метрику мы можем придумать за две минуты?”

Можете использовать следующий шаблон в качестве основы: 

“У нас есть возможность повлиять на [метрику], посредством [какого-то изменения поведения, результата и т.п.]. Вот что мы можем потенциально изменить, чтобы воспользоваться этой возможностью: [функции, эксперименты и т.п.].

Если идеи команды быстро иссякли, возможно вам следует выбрать менее конкретную входную метрику. Если же идей слишком много — и большинство их них слишком широкие — значит, входную метрику нужно уточнить. 

Метод 2: Проверка роадмапа (The Roadmap Check)

Для проведения этого теста, как раз *нужно* руководствоваться текущим роадмапом (roadmap) или наработками по продукту. Выпишите список мероприятий в продукте, которыми занимаетесь прямо сейчас, и обсудите, как они повлияют на выбранные вами входные метрики (Inputs). В большинстве случаев, можно будет проследить четкую связь. Хотя бывает, что связь на первый взгляд неочевидна и сопряжена с рядом предположений (assumptions), которые стоит проговорить и обсудить. Обсудите! Иногда связи между мероприятием роадмапа и входной метрикой нет вообще. Это тоже хороший знак: он говорит о том, что либо (1) один из факторов, влияющих на вашу “путеводную звезду”, не учтен в числе входных метрик, либо (2) в ваш роадмап прокрались какие-то не особо полезные задачи. 

Может показаться, что мы ходим по кругу! Это нормально. 

Процесс определения “путеводной звезды” (North Star) и входных данных (Inputs) иногда напоминает заколдованный круг. Возможно, вам ближе совершенно другой порядок действий. И это нормально! Это не линейный процесс. Вы можете нащупать метрику, но застрять с ее определением. Тогда вы возвращаетесь на шаг назад и немного адаптируете метрику. Далее вы начинаете добавлять входные данные (Inputs) — и вдруг понимаете, что они получились слишком широкими или, наоборот, слишком конкретными. Тогда вы снова пересматриваете метрику. Это абсолютно нормальный — и даже здоровый — процесс. 

Поделитесь своей работой

К этому моменту у вас на руках уже есть куда полезных материалов: предварительные исследования и данные, определенность по игре, в которую вы играете, заметки с воркшопов и, что самое важное, ваша “путеводная звезда” (метрика North Star) и входные метрики (Inputs) к ней. Поделитесь проделанной работой с коллегами! Расскажите им, какие обсуждения вы вели и какие решения приняли.

Самый простой способ продемонстрировать работу, проделанную по North Star — это организовать общее собрание. Но кроме этого мы предлагаем активно “социализировать” вашу “путеводную звезду”: рассказывать о ней на разных выступлениях, как формальных, так и неформальных — и призывать коллег также распространять информацию о North Star. 

Подведение итогов работы, презентация North Star коллегам и обсуждение метрики внутри компании: все это готовит вас к следующей амбициозной задаче — к запуску “путеводной звезды”.

Отпразднуйте это событие

Итак, вы и ваша команда определили “путеводную звезду” (метрику North Star) и ряд входных метрик (Inputs) для нее. Поздравляем! Самое время устроить какой-то праздник для всех причастных коллег и отметить ваш успех!

Обзор главы


Назад | Продолжение (Глава 6)


Курс «Путеводная метрика (NSM)»: оценка прироста ценности и контроль за продуктовой стратегией