book-open 1 test
UX-дизайн

Графический, веб- или UX-дизайн: как выбрать своё направление

Рассказываю, как выбрать направление и где учат дизайну, если вы новичок и не совсем понимаете, что больше нравится: графика, веб или UX.
Иллюстрация Akshay Raghavan: https://dribbble.com/shots/6988320-Skate-II

В чём разница между UX, веб- и графическим дизайном

Разница между UX, UI и графическим дизайном в том, что это разные виды работ в едином диджитал-бренде. UX – больше про повышение эффективности людей с помощью диджитал-инструментов, Веб – про дизайн комфортных и функциональных интерфейсов, а Графический дизайн – про уникальную притягательную графику бренда.

Кстати, если чувствуете, что вам нужно больше практики по UX, то загляните в свежую подборку курсов по дизайну интерфейсов, а плотную траекторию по веб-дизайну вы можете найти в моем обзоре курсов.

На старте в веб-дизайне мне казалось, что все три направления принципиально разные. Но занимаясь каждым из них уже 10 лет, кажется, я уже могу описать разницу между ними и даже выделить общие моменты. Сейчас попробую разложить по полочкам лаконично и кратко, чтобы вы могли скорее определиться с чего начать.

В 2009 году я работала над проектами по 3D моделированию, училась на инженера-программиста и задавалась вопросом: “почему сайты не такие классные как игры”. Даже сайт Apple в 2009 году был крайне странным.

Однажды преподаватель в ВУЗе порекомендовал книжку “Веб-юзабилити и здравый смысл” Стива Круга и мое восприятие изменилось. Я почувствовала, что в интернете пошла свежая волна, новый виток дизайна, и то, что открыли международные исследователи по психологии восприятия и поведенческой психологии в диджитал сейчас начнет распространяться по миру. Ну и как всегда бывает, подвернулся и проект по разработке сайта, дизайн там уже был готов, но пока я разрабатывала сайт по готовому дизайну я решила, что так жить больше нельзя. Нужно взяться за дизайн! Так и начался мой путь в веб-дизайне, дизайне интерфейсов (UI-дизайне), продуктовой дизайне (UX-дизайне), графическом и бренд-дизайне и даже в продуктовых исследованиях. В результате которого я и пришла к выводам в этой статье.

Интересуетесь свежими статьями по продуктовому дизайну (UX/UI)? 🚀

Подписывайтесь на канал в Telegram | ВКонтакте, Instagram, Facebook

Графический дизайн и бренд-дизайн одним словом – упаковка (физическая)

Графический дизайн и бренд-дизайн одним словомупаковка. Товар в упаковке ставят на витрину, упаковку используют в рекламе или на сайте, крутят на билбордах. Задача упаковки привлекать внимание, рассказывать историю, создавать атмосферу доверия и вызывать желание обладать.

Кстати, если вы планируете развиваться в сфере графического дизайна, то поглядите наш свежий обзор курсов графического дизайна.

Т.е делать так, чтобы клиент взял товар быстрее в руки, повертел-поизучал и подумал: “дельно, это то, что нужно”. А еще упаковка должна хорошо запоминаться и узнаваться, чтобы клиенты могли быстро находить любимый товар на прилавке среди других.

For Joy Case Study by Focus Lab in For Joy

Графический дизайнер — это спец с развитой визуальной культурой и прокачанным чувством прекрасного. Он легко сожмет текстовое сообщение в графический образ и захватит внимание аудитории. Графический дизайнер проникает в суть задачи и предлагает свежее визуальное решение. Легко подаст нечто заурядное необычным способом. Он свободен в средствах выражения как художник и помогает достигать бизнес-целей графическими средствами.

Пол Рэнд однажды сказал, что хороший дизайн — это лаконичное и упрощенное визуальное выражение идеи, и в высшем своем проявлении оно выводит самые обыденные предметы и явления на качественно новый уровень.

Веб-дизайн тремя словами – упаковка для интернета (виртуальная)

Веб-дизайн тремя словамиупаковка для интернета. По-сути это та же упаковка, только в диджитал-мире. В случае живой упаковки все умещается на одной банке, коробке, бутылке, их можно сжать руками, покрутить и уже почувствовать обладание. А в диджитал все также, но умещается на сайте, только повертеть сайт в руках не получится – зато можно кликать и скроллить. 

Starbucks Web UI exploration by Farzan Faruk for Orizon: UI/UX Design Agency

В чем специфика веб-дизайна? В диджитал мире все товары с точки зрения чувственного опыта безлики – все показываются с одного и того же экрана, на каждый нажимаешь одной и той же клавишей – на ощупь они выходят все одинаковые. А быть заметным и вызывать доверие все еще нужно! Поэтому бренды в диджитал о себе говорят очень много: создают сайты с множеством страниц и превращают их в СМИ. Но задача у сайта такая же как у упаковки – привлекать внимание, создавать атмосферу доверия и вызывать желание обладать.

Веб-дизайнер — это архитектор комфортных, функциональных и выразительных веб-пространств: сайтов, блогов, интернет-магазинов, социальных сетей. Если бренд как страна в диджитал, то именно веб-дизайнер помогает сделать так, что в ней было приятно находиться, ориентироваться, путешествовать и интересно возвращаться.

Веб-дизайнер помогает организовать и подать информацию так чтобы пользователи получили желаемое — например, нашли и купили товар, черпанули свежих статей для работы или приятно провели время за просмотром новостей. А так как сайт веб-проект – это упаковка бренда, идеально, если веб-дизайнер разбирается в графическом дизайне, чтобы смелее работать на эмоциональном слое и создавать атмосферу с помощью уникальной графики.

Страниц много, их нужно удобно располагать приходится продумывать навигацию. А навигация – это про движение к цели в цифровом мире с помощью цифровых средств, с одной целью – получить то, что нужно и стать сильнее в мире реальном. И тут на сцену и выходит UX-дизайн.

UX-дизайн – цифровые продукты, системы с бизнес-логикой под капотом комфортного интерфейса

UX-дизайн тремя словами – дизайн цифровых продуктов. Цифровой продукт создается инженерами с одной целью – делать людей эффективнее. Людей в диджитал мире называют – пользователи. И тут возникает сразу целая серия задач: исследование и описание жизни пользователей, поиск барьеров и оценка перспективности их устранения, создание прототипов, которые сделают жизнь лучше, дизайн интерфейсов для комфортной работы и конечно же программирование всего этого дела с помощью передовых технологий.

Stripe – международная система для защищённых интернет-платежей с помощью пластиковых карт, лидер по количеству преимуществ среди всех платежных систем.

По мере развития диджитал мира цифровые продукты становились все более функциональными, они начинали все больше и больше уметь – становиться все более прокачанным, начинали обладать все большим количеством навыков. Цифровой мир перебрался с работы к нам домой, залез в наши карманы через телефоны и сел на наши запястья в смарт-часах.

Пока графические дизайнеры и бренд-дизайнеры занимались упаковкой бренда и делали бренд заметнее конкурентов в каждом сегменте, веб-дизайнеры развивали сайты, соцсети, блоги и делали их все более коммерчески эффективными! 

Инженеры-программисты времени не теряли и самостоятельно изобретали программные продукты и дизайнили интерфейсы. Получалось хорошо, до тех пор пока продукты были уникальные, но как только на рынок выходил конкурент с классной упаковкой, большими бюджетами на рекламу, с аналогичными по составу функциями и более комфортным дизайном, то получалось так, что он как магнит вытягивал пользователей у конкурентов. В этот момент мир то и понял, что дизайн интерфейсов продуктов тоже имеет значение, делать интерфейсы нужно продуманными, таким же клевыми и эффективными как и сайты.

UX-дизайнер создает и развивает модель цифровой системы, которая призвана помогать пользователю достигать определенных целей. Он как тренер для цифровых продуктов, помогает делать программные продукты крепче конкурентов: исследует эффективность продукта для клиентов, наращивает новые навыки, делает существующие навыки крепче конкурентов.

Направление UX-дизайна существует уже более полвека и продолжает стремительно развиваться: все это время появляются специализированные образовательные курсы, проводятся мастер-классы и воркшопы, а компании активно ищут в штат UX-дизайнеров. Подробной разбор направления UX-дизайн я делала в отдельной статье.

Что почитать: какие книги помогли мне однажды хорошо разобраться в этом вопросе

Если вы хотите ворваться и ориентироваться в современной культуре дизайна, то я рекомендую заглянуть в мою подборку из ТОП-3 книг. Подборка сильная, от международных экспертов, в каждой глубина по исследованиям, система мышления, хороший исторический фундамент и большое обилие актуальных примеров разобранных во всех деталях.

Книга 1. Книга Томаса Хайна «Тотальная упаковка. Неизвестная история и скрытые смыслы завлекательных коробок, банок, бутылок и других емкостей»

Книга Томаса Хайна «Тотальная упаковка. Неизвестная история и скрытые смыслы завлекательных коробок, банок, бутылок и других емкостей»

Эта книга — увлекательная история о том, как упаковка появилась, развивалась и постепенно превращалась в силу, которая управляет поведением покупателей, манипулирует их страхами и ожиданиями, формирует облик магазинов и целиком всю культуру потребительского общества: https://www.artlebedev.ru/izdal/totalnaya-upakovka/

Книга 2. Книга Дж. Гарретта. Веб-дизайн. Элементы опыта взаимодействия

Книга Дж. Гарретта. О культуре создания пользовательского опыта

Эта книга — о культуре создания пользовательского опыта. Именно на этой системе стоят все курсы, которые вы встретите в интернете на любом языке. Книга – хорошая вводная в дизайн полезных для людей систем. Книга покрывает полную каритну разработки опыта взаимодействия в веб-продукте – от стратегии и требований к контенту до информационной архитектуры и визуального дизайна. Эта вводная информация позволит любой команде веб-разработчиков, независимо от ее размеров, спроектировать успешный опыт взаимодействия: https://www.ozon.ru/context/detail/id/3925484/

Книга 3. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия | Купер Алан, Рейманн Роберт М.

Алан Купер один из первых начал убеждать программистов в том, что пришла пора шагнуть навстречу пользователям и начать писать программы, которые помогут им быть эффективными.

Книга круто погружает в современную культуру создания цифровых продуктов в основе которой целеориентированный подход, при котором основное внимание проектировщиков концентрируется на целях пользователей (то есть на причинах, по которым те используют данный продукт), на их ожиданиях, мировоззрении и склонностях. В книге разбирается множество живых мощных продуктов, с которыми приятно работать: https://www.ozon.ru/context/detail/id/135305819/

Вывод и рекомендация

Если вы еще думаете с чего начать, то совет тут простой: попробуйте себя в каждой из ролей на практике как можно раньше, а затем двигайтесь в ритме в год по профессии, пробуйте новое, развивайтесь и растите. В каждое из направлений идеально заходить через очный курс обязательно с практикой в команде, чтобы еще сильнее прочувствовать весь дух профессии.

Если ждать запуска оффлайн курсов не хочется или рядом с вами нет клевых оффлайн курсов, то в онлайн рекомендую заходить через небольшие онлайн-курсы с высокой плотностью разнообразных проектов. К примеру на курсах по дизайну от Breezzly, вы сможете попробовать себя в дизайне сайтов с характером, мобильных приложений с уникальной графикой, в дизайне приложений для умных часов с уникальным фирменным стилем и веб-приложений c мягкими и эффектными анимациями.