Курс «Продуктовый дизайн» - Погружение в профессию

Система активного сбора и разбора обратной связи на этапе создания продукта (Feedback) — Глава 4

Обратная связь питает команду дизайнеров жизненной энергией. Именно обратная связь освещает весь процесс проектирования, ведет к созданию выдающихся продуктов и способствует профессиональному росту.

← Назад | Продолжение (Глава 5) →

(Перед вами бесплатный курс от InVision Studio «Продуктовый дизайн». В курсе 7 глав. Если вы здесь впервые, то лучше начните сначала)

Обратная связь питает команду дизайнеров жизненной энергией. Именно обратная связь освещает весь процесс проектирования, ведет к созданию выдающихся продуктов и способствует профессиональному росту. Но несмотря на всю важность обратной связи, иногда мы умудряемся просто забыть о ней.

В большинстве учебных программ по проектированию интерфейсов обратная связь включается практически в каждый шаг обучения. Пару лет назад я убедился в этом в Стэнфордской d.school когда выступал с лекцией о дизайне перед классом Энрике Аллена. Перед лекцией Энрике провёл мне небольшую экскурсию и показал несколько незавершенных работ. По дороге к нам присоединился его коллега Скотт Дорли и объяснил какие идеи заложены в организации рабочих зон.

Рисунок 1. Стэнфордская d.school устроена так, чтобы максимально способствовать хаосу творческого мышления.

На первый взгляд, d.school выглядела как обычная школа: много кофе и много учащихся, штурмующих проекты. Но кое-что все-таки цепляло взгляд — во всех рабочих зонах царил лёгкий беспорядок, но не от разбросанных предметов, а от количества идей застывших в процессе разработки. От того, что все стены были исклеены и разрисованы какими-то рабочими схемами, возникало ощущение невероятной срочности и важности происходящих здесь процессов. По всем столам лежали ножички, линейки, клейкая лента и обрывки бумаги — важнейшие инструменты творчества. Вся мебель — письменные столы, диваны, рабочие столы и доски была поставлена на колёсики чтобы было удобно сдвигать в кучу для разговора, или наоборот расставлять вдоль стен, чтобы освободить место под макетирование. Всё пространство было тщательно продумано чтобы поддерживать хаос необходимый для творческого мышления.

Всё здесь насквозь было пропитано сумасшедшей энергетикой и хотелось навсегда остаться в этом месте. Это была целая экосистема построенная на непрерывном цикле зарождения новых идей. Идеи пачками зажигались и пачками гасли чтобы тут же уступить место новым идеям.

Дизайн-студия d.school принципиально отличается от обычных IT-офисов. В типичных офисах пространство красиво задизайнено и заполнено столиками для работы в одиночку. Стены стартапов обвешивают мудрыми постерами и красивыми картинами, а вовсе не дизайнерскими концепциями. Никто не использует пространство для разработки прорывных концепций. Их проекты живут отгородившись друг от друга огромными макбуками, в итоге проекты сгорают в напрасном ожидании здоровой критики, которая только и могла бы вытащить их на следующий уровень.

На уровне подсознания мы чувствуем как нам предлагают работать в таком пространстве. Если мы зайдём в такой офис, то скорее всего увидим пространство, предназначенное для работы большого дружного коллектива, в котором каждый человек работает в гордом одиночестве.

— Дэвид Келли, Стэнфордская d.school, IDEO

Здоровая обратная связь

Всё таки мы что-то теряем когда приходим в мир профессионального дизайна. Мы больше не работаем где попало. На смену творческому беспорядку приходят аккуратно презентованные готовые идеи. Всё встаёт на свои места — появляется порядок.

Непричёсанная студия d.school это пример здорового процесса получения обратной связи. Студенты создают вещи, сразу же их показывают, сразу же получают отзывы и сразу по-новому смотрят на свою работу. Затем процесс повторяется, часто и быстро.

В нормальных дизайнерских командах обратная связь по-умолчанию встроена во все процессы. Поэтому у них развиваются люди и развиваются идеи. Любой рабочий процесс регулярно проходит через критику от коллектива на ежедневных митапах или в повседневных разговорах.

Во время проектирования обратная связь помогает со всех сторон:

Есть много способов внедрить культуру обратной связи в вашей команде, но придётся потерпеть — изменения не произойдут в одночасье.

Создание культуры обратной связи

Отдавать и получать обратную связь — это навык, который необходимо правильно развивать. Если вы просто добавите в календарь даты регулярных обсуждений, то это ещё не значит что вы внедрили работу с обратной связью.

Выдавать обратную связь может быть немного страшно — есть опасность породить конфликт, выставив себя агрессором. Но получать обратную связь еще страшнее — никто не хочет, чтобы его прекрасное творчество подверглось критике! Все эти опасения превратятся в пыль если вы сможете правильно настроить конструктивную и полезную обратную связь.

Надо дать людям психологическую безопасность, чтобы никто не боялся высказаться и чтобы никто не боялся получить лишнего.

— Майк Дэвидсон, Бывший вице-президент по дизайну в Twitter

Разговаривая о дизайне, ваша команда выработает свой собственный язык, необходимый для конструктивной обратной связи, и их понимание дизайна станет более глубоким. У вас будет меньше тумана и больше полезных конструктивных отзывов. И вскоре, вместо фраз типа «Вау, какой шрифтик!» вы услышите примерно такое: «Да, шрифт прикольный, но совсем же не вписывается в наш проект». Первое — бесполезно, со вторым — можно работать.

Выстройте процессы критики таким образом, чтобы дизайнеры не воспринимали её лично. Не говорите человеку, что он не справился, скажите: «Дизайн не соответствует целям проекта». Всегда говорите о работе, а не о человеке, который ее делал.

Рис. 2. Команда дизайнеров Buzzfeed обсуждает новые концепции дизайна.

Развитие обратной связи строится на взаимопонимании. Постарайтесь первое время смягчить критику чтобы люди не боялись показывать свою работу. Надо подтолкнуть человека в правильном направлении, но сделать это максимально вежливо. Как только люди перестанут друг друга бояться, можно будет немного повысить градус критики.

Подготовка сцены

Потоки обратной связи пойдут более естественно, если вы создадите подходящую среду. Ваши процессы текут в атмосфере творческого хаоса как в Стэнфорде или все работают в приятном одиночестве? Работая с пространством можно создать хорошие предпосылки для обратной связи и полезного сотрудничества. Это вдвойне важно, если вы работаете на удаленке — постоянный контакт и обмен эскизами поможет быть в курсе общего процесса проектирования.

Лично

Стены вашей дизайн-студии — это сакральное пространство. Здесь нужно делиться идеями, обсуждать, переделывать и хвалить. Команда должна знать что стены студии это не выставочная галерея, а рабочая поверхность!

Широкоформатный цветной принтер должен уметь печатать материалы для сплочения вашей команды. Используйте стены для регулярной расклейки дайджестов с полезными обзорами и рандомными размышлениями на тему дизайна.

Если стены не нельзя пачкать — поставьте вдоль них листы пенопласта. Чтобы красиво и удобно размещать работы — используйте клейкую ленту Washi (она легко отдирается). Рядом разложите маркеры и стикеры чтобы всем сотрудникам было удобно оставлять отзывы. 

У нас вся штукатурка завешена эскизами. Не окончательными рендерами, а именно эскизами: скетчами, фотками, всякими интересными штуками из проектов. Со временем проекты развиваются и по мере публикации мы оставляем друг другу отзывы. Вывешивая свою работу на стену, вы приглашаете людей к диалогу с целью улучшения проекта. Это делает вашу работу осязаемой, доступной и заметной. Появляется больше шансов получить обратную связь и критику.

— Джордж Ай, Greater Good Studio

Команда дизайнеров Greater Good Studio зашла ещё дальше: они создали специальные модульные зоны для критического взгляда и дискуссий вокруг проектов. Каждый новый проект который они начинают, получает отдельную зону — физическое проявление прогресса.

Рис. 3. В Greater Good Studio каждый проект получает место для публикации своих концепций дизайна и проведения анализа.

Степень проработанности публикуемой вами работы будет влиять на характер обратной связи. Идеально подогнанные пиксели расскажут о законченности работы, это будет явно препятствовать отзывам. Черновые эскизы с нацарапанными пометками дадут понять, что идея находится в процессе разработки.

Как создать культуру обратной связи на «удаленке»

Команды на удалёнке могут получать обратную связь при помощи таких инструментов как Slack, Trello, Google Hangouts и конечно же InVision. Вся команда дизайнеров в InVision работает удалённо и использует свой собственный продукт LiveShare. Это функция для совместной работы над дизайном в InVision, позволяет команде давать и получать обратную связь в режиме реального времени. Черновые идеи изучаются с помощью Freehand и Boards, затем дорабатываются до прототипа, и снова передаются команде для обратной связи.

Когда под рукой подходящие инструменты, удаленные команды могут легко вписать обратную связь в процесс проектирования.

Вовлечение в процесс каждого участника

Приготовив пространство и расклеив проекты по стенам, обратите внимание на поведение людей. Сколько конкретно людей, подошли поинтересоваться вашей работой? Случаются ли спонтанные обсуждения перед проектами? Зависают ли дизайнеры около опубликованных рисунков наклонив голову и размышляя об увиденном? Комментируют ли опубликованное в Slack или InVision? Взрывается ли Trello ссылками на новые идеи?

Все это положительные признаки изменений вашей культуры в лучшую сторону. Вы вовлекаете всех в процесс проектирования!

Здесь [в Slack] мы ценим открытую работу и прозрачность.

— Диоген Брито, Senior Product Designer at Slack

Систематизируем процессы работы с обратной связью

Открытый процесс проектирования это лишь начало пути. Люди должны научиться получать отзывы о своих проектах, синхронизироваться с товарищами по команде, ясно видеть свои успехи и учиться на ошибках. Это сложная задача, которая потребует разных типов обратной связи.

Давайте рассмотрим несколько способов, получения нужных отзывов в нужное время.

Как проводить дизайн-ревью с командой дизайнеров

Когда их проводить: В начале, в середине и в конце проекта

Кто должен присутствовать: Дизайнер, и с ним не более 7 человек

Как это помогает: Дизайнеры получают отзывы, необходимые для улучшения своей работы

Дизайн-ревьюэто набор критических замечаний в соответствии с целями проекта. Обсуждение может происходить на разных этапах проекта. Полезно сделать это как можно раньше, чтобы дизайнер мог скорее получить свежий взгляд, и не тратить время на откровенно слабые идеи. Середина и конец проекта тоже вполне подходящее время для получения качественной обратной связи.

Рис. 4. Команда дизайнеров Capital One проводит обсуждение дизайна.

Никогда не рассматривайте дизайн-ревью как полное раскрытие всего проекта. Пытаясь выставить хорошо проработанный проект вы рискуете в него влюбиться, и тогда вам будет тяжело принимать критику.

Дизайн-ревью — отличная возможность привлечь экспертов из других команд. Коллеги из службы поддержки, разработчики, тестировщики, юристы, маркетёры и даже руководители наверняка имеют свежий взгляд, который поможет вам по-новому взглянуть на задачу. Но не зовите слишком много гостей — надо чтобы люди слышали друг друга.

Ревью дизайна не стоит превращать в сельскую ярмарку. Должны быть установлены чёткие правила:

Шаг 1. Найдите дирижера

Дизайнеру трудно самому построить разговор о своей же работе. Он может с предубеждением отнестись к обратной связи, а должен быть абсолютно свободен, чтобы спокойно слушать беседу. Ведущий запишет все отзывы и передаст их команде дизайнеров после сеанса.

Ведущий установит основные правила беседы:

Не спешите начинать обсуждение. Ведущий должен проследить чтобы каждый получил возможность изучить проект и спокойно сформировать своё мнение о нём.

Шаг 2. Обозначьте проблему

В начале сеанса дизайнер может сформулировать задачу обрисовав цели бизнеса и цели пользователей. Например: «Пользователи хотят эффективно экономить деньги, а бизнес хочет научить их лучше управлять своими деньгами».

Озвучьте ограничения проекта: «Из-за юридических тонкостей мы должны показать пользователям эту информацию ещё до регистрации в данной программе». Если участники не знают о целях проекта и подобных ограничениях, они не смогут дать полезную обратную связь.

Шаг 3. Обозначать, чего хочешь достичь

Дизайнер в свою очередь должен указать, чего он ждёт от обсуждения: «Я хочу понять, является ли процесс загрузки фотографий интуитивно понятным». Так вы направляете фидбэк в нужное русло и отсекаете лишние разговоры.

Если есть 3-4 конкретных вопроса, по которым вам нужен ответ, то чётко их определите. Без обозначенной цели каждый будет копать в свою сторону, и сеанс критики превратится в мозговой штурм.

— Скотт Беркун, автор книги «Мифы об инновациях»

Шаг 4. Не продвигай, а просто слушай (Don’t pitch, just listen)

Дизайнер не должен заниматься продвижением своих идей или подробно объяснять свой дизайн. Такими действиями можно лишить людей свежести взгляда. Дизайнер сформулирует проблему, излагает потребности и слушает отзывы.

Как проводить дизайн-стендапы с командой дизайнеров

Когда проводить: Ежедневно, если возможно

Кто должен присутствовать: Вся команда дизайнеров

Как это помогает: Команда получает возможность синхронизироваться по проектам

Стендап это коротенькая ежедневная встреча с целью проинформировать каждого участника о том, что происходит в проекте. Встреча специально проходит стоя чтобы людей не потянуло на размашистые монологи.

В стендапе каждый член команды отвечает на 3 вопроса:

  1. Что ты делал вчера?
  2. Что ты будешь делать сегодня?
  3. Что тебе мешает?

Стендапы принято проводить по утрам, потому что в это время голова ясно мыслит и мы можем сосредоточиться на творческой работе. Кстати никто не запрещает проводить стендапы после обеда. Старайтесь не превращать стендап в импровизированную критику дизайна. Если кто-то хочет получить срочный фидбэк — пусть подождёт до конца собрания.

В NRP мы применяем разные способы, чтобы оставаться на связи.

— Liz Danzico, SVA MFA Interaction Design

Как проводить ретроспективы с командой дизайнеров

Когда проводить: После запуска проекта или завершения спринта

Кто должен присутствовать: Все, кто работал над проектом

Как это помогает: Команда должна усвоить уроки из каждого проекта

Каждый проект это возможность научиться чему-то новому, поэтому не ленитесь сделать паузу, чтобы подвести итоги и сделать выводы. Запуская проект или завершая спринт проанализируйте что у вас получилось хорошо, что не очень, а где вы запутались.

Мэтт Спил, глава отдела дизайна в Treehouse, регулярно проводит ретроспективные встречи. Перед встречей он рассылает команде небольшой ретроспективный опрос, чтобы знать и понимать точку зрения каждого человека. Таким образом он отсекает стремление людей слепо идти за чьим-то авторитетным мнением.

Ретроспективы это ценный инструмент для определения сильных и слабых мест в командной работе. Наши  дизайнеры с их помощью могут оставлять отзывы обо всех процессах. Так мы растём и совершенствуемся.

— Мэтт Спил, Treehouse

Мэтт просит людей в группе оценить их командную работу, и каждого в отдельности по шкале от 1 до 5, где 5 — самый топ. Рейтинги обычно дают верный результат, но иногда бывают перекосы. Членов команды, получивших большой разброс по баллам, просят выступить дополнительно чтобы обеспечить прозрачность и честность.

В Treehouse ретроспективы построены вокруг трех вопросов, типичных для Agile:

Эти вопросы иногда называют «Начать», «Остановить» и «Продолжить» — что мы должны начать делать, что перестать делать и что продолжать делать?

Если вы будете регулярно проводить ретроспективы в доверительной атмосфере, то вы сможете получать откровенные ответы на эти три ключевых вопроса.

Как проводить вскрытие с командой дизайнеров

Когда проводить: После неудачного завершения проекта

Кто должен присутствовать: Все кто работал над проектом + беспристрастный ведущий

Как это помогает: Команда извлекает уроки из ошибок, ищет пути вперед

Некоторые проекты идут просто ужасно. В таких ситуациях надо собирать все команды участвующие в проекте, изучать проблемы и извлечь уроки из допущенных ошибок.

В Etsy проекты крайне редко проваливаются, но на всякий случай у них есть чёткий процесс, который поможет им в критической ситуации. Его действия основаны на рекомендациях из методологии Agile.

Вот как провести обычное вскрытие:

Вскрытие может показаться вам немного грубоватым, но пусть уж лучше так, чем повторять одни и те же ошибки. Для всей команды это будет прекрасная возможность изучить и улучшить все ваши процессы.

Мы применяем множество различных способов для того, чтобы поделиться работой по проекту и собрать обратную связь.

— Katie Dill, Airbnb

Внедряем методику покажи-расскажи на практике

Я был наставником целого ряда талантливых дизайнеров, которые постоянно советовались со мной насчёт карьеры. Все они как один твердили одно и то же: «Я хочу работать там, где можно расти и учиться».

Если у вас в команде принято делиться обратной связью, значит у вас здоровая культура дизайна.

— Дастин Сенос, руководитель отдела дизайна Medium

Я был наставником целого ряда талантливых дизайнеров, которые постоянно советовались со мной насчёт карьеры. Все они как один твердили одно и то же: «Я хочу работать там, где можно расти и учиться».

Проходя собеседования в самых разных компаниях, они быстро понимали, получат ли они в этой среде возможности для роста о котором постоянно мечтали. Как они это понимали? Это легко читается по принятой культуре обратной связи. Они видят стены оклеенные рабочими материалами, видят признаки легкого творческого беспорядка. Видят, что критика дизайна не строится в режиме официальных встреч. Всё это признаки здоровой команды дизайнеров которые не боятся обратной связи и стремятся к постоянному росту.

Внедрение культуры обратной связи требует много времени, но есть простые шаги которые помогут вам в этом.

Привлечение, обучение и удержание сильных дизайнеров становится намного проще, когда работает хорошая обратная связь и ваш дизайн открыт для всех. Научите свою команду не стесняться своих работ и рассказывать о них всё что требуется.


← Назад | Продолжение (Глава 5) →


Курс «Продуктовый дизайн» - Погружение в профессию