(Вы читаете перевод ускоренного курса UX. Курс включает 30 вопросов, которые встречаются на старте карьеры: UX Crash Course: 30 Std Questions. Если вы здесь впервые, то лучше начните сначала).
Кто угодно может заниматься UX? Что, все могут?
Глупый ответ:
Кто угодно может заниматься UX? Да.
Все могут заниматься UX? Нет.
Уже чувствуете, что поумнели?
Не думаю. И вы не одиноки.
Настоящий ответ:
Любой может выучиться и стать UX-дизайнером.
Ой ладно, может не каждый среднестатистический серийный убийца. Но, в общем-то, любой другой может.
В мире множество людей (и вы можете быть одним из них), из которых могут получиться великолепные UX-дизайнеры, и им пригодится любая помощь! Так что если вы думаете, что это ваше — начните!
Если у вас уже получается размысшлять одновременно и креативно, и аналитически — то у вас есть все ингредиенты хорошего UX-дизайнера.
Итак, кто угодно может быть UX-дизайнером. Определенно. Кто-то больше подходит на эту роль — как и в любой работе — но научиться может любой.
Однако, UX — это не просто здравый смысл.
UX-дизайну нужно учиться.
Если вы думаете, что родились с навыками UX, то вы, наверное, делаете что-то не так.
Поэтому ответ на вопрос “может ли каждый заниматься UX?”, немного сложнее.
Вот почему этот вопрос совсем не глупый:
Коллективный UX не работает.
Если каждый в вашей компании будет все время строить из себя “UX-чувака”, наступит хаос. В итоге 10 разных людей будут определять 10 путей достижения какой-то нечеткой цели.
Или, другими словами, все будет как на любом правительственном сайте. Спасибо Обаме.
UX-дизайн включает в себя массу нелогичных вещей и является, по сути, навыком правильной подачи информации, как стенд-ап или написание сценария фильма. Существует множество способов делать это хорошо, но также тысячи способов делать это плохо.
Комик не пытается рассмешить 100% аудитории. Он пытается сделать шутки максимально смешными. И это важное отличие.
Если бы вы заставили команду “проектировать” шутки, в итоге получился бы самый несмешной стенд-ап в мире.
Также работает и UX.
В реальной жизни, когда UX-дизайном занимаются коллективно, отбор проходят только самые безопасные и очевидные решения (и это при условии, что все в коллективе уже сошлись во мнениях относительно проблем и целей). (И да, так же происходит, если вы занимаетесь бережливым UX).
На самом деле, коллективный дизайн создает худший опыт взаимодействия, а не лучший.
Но это не означает, что не нужно задействовать всю компанию.
Вся компания должна участвовать в UX, но под вашим началом.
UX-дизайнер часто находится в центре всего, собирая информацию с каждого отдела и учитывая требования изо всех уголков компании.
Дизайнер — это не остров.
Нам нужна помощь всех.
Главное, что нужно запомнить: принятие UX решений за вами. Все остальные должны вносить свой вклад, и предоставлять информацию, и подкидывать вам проблемы, требующие решения, и помогать вам разобраться с тонкостями, которые не являются частью вашей работы.
А решения проектировать должны вы.
Когда все в компании будут поддерживать идею ориентированности на пользователя (User Centered Design), ваша жизнь станет проще, а результаты — лучше.
Помните: большая сила подразумевает большую ответственность. И если вы ответственны за принятие UX решений, то и ошибки все ваши.
Именно поэтому нам нужна помощь всех остальных.
Завтра мы ответим на вопрос: “UX — это просто маркетинг + разработка?”