book-open 1 test
Блиц-курс «30 вопросов на старте карьеры UI/UX-дизайнера»

Всегда ли работает геймификация? | Урок 12

Наверняка вы ожидаете от меня прямо противоположного ответа на этот вопрос. Так что давайте разбираться:

(Вы читаете перевод ускоренного курса UX. Курс включает 30 вопросов, которые встречаются на старте карьеры: UX Crash Course: 30 Std Questions. Если вы здесь впервые, то лучше начните сначала).

Всегда ли работает геймификация?

Для тех, кто не знает, что такое “геймификация”, немного истории:

Ранее в сериале “геймификация”…

Игры у нас в ходу уже долгое время, но именно приложение Foursquare “распечатало” новенькую идею использования игровых функций в не-игровых продуктах.

И это на самом деле сработало.

Система значков приложения Foursquare стала, по большому счету, определяющим элементом продукта и запустила приложение в стратосферу. По стопам Foursquare пытались идти многие компании.

Были (и есть?) даже несколько стартапов, которые продавали способ добавлять значки и баллы в ваш продукт без особых усилий. Чем не эффект победившей стороны?

Итак, вернемся в наше время. Во время, когда мы говорим о геймификации и “социальности” (завтрашний урок) скорее как о тактиках, а не о типах продукта. Так все же, всегда ли работает геймификация?

Глупый ответ:

Есть масса компаний, которые использовали элементы игры в своих продуктах и провалились. Так что нет, геймификация работает не всегда. Это же дизайн продуктов, а не магия, тупица.

Настоящий (и неожиданный) ответ:

Да. Геймификация работает всегда. И да, я говорю серьезно.

Вот почему этот вопрос совсем не глупый:

Геймификация — это не только значки и баллы.

Геймификация — это не функция.

Геймификаия — это психология в чистом виде. И если подходить к ней правильно, то она работает всегда. На людях. На животных. Даже на тинейджерах!

На самом деле, вы можете легко проверить правильно ли вы применили геймификацию в дизайне.

Потому что если правильно — то она будет работать.

И если вы уверены, что, добавив несколько значков и баллов в дерьмовый во всех отношениях продукт, вы прославитесь и озолотитесь — то вот вам причина провала геймификации в вашем проекте.

Настоящую геймификацию очень сложно осуществить. Большинству компаний это так ни разу и не удалось. Потому что это стратегия, а не функция.

Существуют (по меньшей мере) два фундаментальных элемента геймификации, которые являются залогом ее эффективности: замкнутая обратная связь и прогресс.

На заметку: эти две вещи — обязательные элементы наименее сложной формы геймификации. Без них вы имеете просто гейми-фигу.

Замкнутая обратная связь: психологический мотор геймификации.

Шаг первый: пользователь мотивируется на какое-то действие. Может быть он хочет зачекиниться в прикольной кофейне, чтобы остальные понимали: он крутой хипстер и пьет только тот кофе, который стоит стоит не меньше 8 баксов и который предварительно прошел через пищевод какого-нибудь животного.

Шаг Б: пользователь совершает действие. В данном случае, чекинится. Все правильно.

Шаг III: вы обеспечиваете пользователю обратную связь. То есть раздаете значки, баллы, стикеры, звуки, кусочки шоколада, фотки вашей мамы или что вашей душе угодно! Так или иначе, вам нужно известить пользователя: “Так держать, напыщенная жопа!” Вот только согласуйте формулировку с копирайтером, чтобы она вписывалась в имидж вашего бренда.

4) Вот вам магия: ваш фидбэк мотивирует пользователя снова совершить это действие.

Это создает бесконечную петлю мотивации. Представляйте себе игровой автомат: мотивация > действие > обратная связь > мотивация.

Проф совет: Убедитесь, что даете фидбэк на те действия пользователя, в повторении которых вы заинтересованы!

Суперпроф совет: Не нужно вознаграждать пользователей каждый раз. На самом деле эпизодическое отсутствие награды еще больше “подсадит” их на ваш проект.

Заложите возможность игрового прогресса.

Если вы хотите по-настоящему “подсадить” пользователя, вам нужно также продумать уровни. Нужно сделать так, чтобы и риск, и награда росли по мере того, как пользователь осваивается.

Любая хорошая видео игра начинается с чего-то удивительно простого, а заканчивается чем-то нереально сложным.

Если вы хорошо справитесь с этими двумя вещами, а также, надеюсь, добавите свой собственный уникальный стиль — вот тогда геймификация будет работать всегда.

Но это проще сказать, чем сделать.

Если вы при этом можете решать реальные проблемы и обеспечивать вашим решениям вирусную популярность, то вашей главной проблемой будет вопрос выгодного вложения ваших капиталов.

Завтра мы ответим на вопрос: “Высокий уровень социальности лучше, чем низкий?

Блиц-курс «30 вопросов на старте карьеры UI/UX-дизайнера»